Украина

Все анонимные счета в украине должны быть закрыты

0:00 — 12 февраля 2003 eye 304

Возможно, принятые парламентом поправки к законам позволят приостановить санкции FATF в отношении нашей страны

Недавно Верховная Рада в срочном порядке приняла, а Президент подписал, изменения к нескольким законам, касающиеся отмывания грязных денег. Такая спешка обусловлена тем, что Украине нужно было успеть внести необходимые поправки в законодательство до открытия очередной сессии Международной организации по борьбе с отмыванием грязных денег (FATF). Есть надежда, что благодаря принятым законам удастся приостановить санкции FATF, которые уже стали ощущать на себе некоторые украинские банки.

О том, какие именно изменения к законам были приняты и как они повлияют на работу наших финансовых учреждений, рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Виктор Капустин.

«Банки могут получать информацию о своих клиентах-физических лицах»

-- Когда в декабре депутаты принимали закон о борьбе с отмыванием грязных денег, речь не шла о том, что придется править и другие документы. Почему сегодня возникла необходимость внесения изменений в несколько законодательных актов?

-- В законе, принятом в декабре, предполагалось, что нужно будет в трехмесячный срок внести изменения, касающиеся борьбы с отмыванием грязных денег, в другие законы Украины. И депутаты работали над созданием соответствующих законопроектов.

Однако, когда после принятия закона санкции все же были введены, было решено к февральской сессии FATF принять нужные поправки не только к закону о борьбе с отмыванием, но и к другим документам, чтобы полностью привести украинское законодательство в соответствие с требованиями. Это позволило бы выбить все козыри из рук противников отмены санкций.

-- В какие законы внесены изменения?

-- В четыре закона: о банковской деятельности, о финансовых организациях и регулировании финансовых рынков, Уголовный кодекс и сам закон о борьбе с отмыванием грязных денег.

-- Что конкретно в них изменилось?

-- В первые два закона были внесены практически идентичные поправки. Они сводятся к трем положениям. Первое: банки и финансовые учреждения (к ним относятся страховые компании, биржи, частные пенсионные фонды и т. д. ) обязаны проводить мониторинг операций своих клиентов. Второе: они имеют право при необходимости запрашивать и получать у государственных органов информацию о своих клиентах-юридических лицах, которая нужна для их идентификации. Третье: банки и финансовые учреждения могут получать информацию о своих клиентах-физических лицах.

Изменения были внесены в статью 306 Уголовного кодекса, в которой говорится о наказаниях за торговлю наркотиками. К этой статье было добавлено положение, устанавливающее наказание за отмывание денег, полученных в результате такой торговли, -- от 5 до 12 лет.

И, наконец, в закон о борьбе c отмыванием грязных денег также внесены три поправки.

Во-первых, изменена сумма финансовых операций, выше которой начинается мониторинг (отслеживание). В предыдущей редакции закона она составляла 300 тысяч гривен для безналичных расчетов и 100 тысяч гривен для наличных. Такие цифры не устроили FATF, так как в большинстве европейских стран эти суммы не превышают 15 тысяч евро. А в некоторых -- даже 6 тысяч евро. Поэтому FATF настояла, чтобы суммы в наших законах были снижены. В новой редакции, принятой Верховной Радой, установлено, что теперь будут подлежать мониторингу операции, сумма которых превышает 80 тысяч гривен (и для наличных, и для безналичных расчетов). По сегодняшнему курсу это равно примерно 15 тысячам евро.

-- А если, не дай Бог, инфляция? Тогда ведь сумма в евро будет сокращаться?

-- В этом случае нам придется снова вносить изменения в закон, чтобы привести эти суммы в соответствие с реальностью.

Во-вторых, устанавливается, что работники финансовых учреждений не несут административной ответственности в случае, если проведенная ими проверка нанесла материальный ущерб клиенту банка.

И, в-третьих, внесено важное дополнение, которое касается политической незаангажированности создаваемого Государственного департамента финансового мониторинга. Это было требование Соединенных Штатов, которые опасались, как бы этот орган не стал орудием политических репрессий. Отныне руководителю и всем сотрудникам департамента запрещено состоять в политических партиях.

Проверка призвана выяснить, кто получит прибыль от деятельности фирмы

-- Остановимся подробнее на некоторых новых положениях, которые вызвали беспокойство в обществе. Например, требование об идентификации клиентов. Насколько подробно банк должен с ними знакомиться и какую именно информацию он должен собирать при помощи органов власти?

-- В законе точно не указано, какие именно сведения нужно получать. Это оставлено на усмотрение банка. Однако банковское учреждение должно, если имеет дело с предприятием, убедиться в том, что знает, кто его выгодополучатель. То есть проверка не должна сводиться к установлению лиц, которые числятся совладельцами фирмы, а призвана выяснить, кто именно получит прибыль от ее деятельности.

Например, если фирма торгует металлом и нефтью и имеет многомиллионные обороты, а ее владельцем по документам числится восьмидесятилетняя бабушка, живущая где-то в провинции, то сотрудники банка должны докопаться до того, чей это бизнес на самом деле, и установить круг лиц, которые получают от него прибыль. Какая именно информация для этого понадобится, сейчас сказать трудно.

-- Такая идентификация может быть довольно трудоемким процессом, и, если ее проводить при каждом платеже, финансовая деятельность в стране может вообще остановиться.

-- Совсем необязательно проводить идентификацию при каждой операции. Достаточно того, что банк один раз выяснит для себя, что представляет собой его клиент, и впоследствии он может работать с этой фирмой или человеком уже без всяких задержек. Главное, чтобы в случае проверки банк мог показать: всю необходимую информацию он собрал. Если же у банка появятся мотивированные подозрения, что в фирме произошли какие-либо изменения, то он должен обновить свои сведения.

-- Должен ли банк проверять, от какой именно деятельности предприятие получает доход?

-- Нет, проверка самого бизнеса в обязанности банка не входит. Он должен только собрать сведения о собственниках и выгодополучателях и, если возникнут подозрения, передать информацию Департаменту финансового мониторинга, который примет решение о дальнейших действиях. Однако, согласно закону, Департамент не может передавать полученную информацию в чистом виде силовым структурам. Информация подается в обобщенном виде -- так, чтобы правоохранители могли видеть негативные тенденции и принимать меры для их прекращения.

Например, если обнаружится, что количество фирм, находящихся в собственности дряхлых старушек, резко пошло в гору, правоохранители могут поинтересоваться, почему так происходит и нет ли за этой тенденцией какого-либо нового канала отмывания грязных денег.

Если человек открывает счет на имя другого лица и вносит наличные, такая операция может считаться подозрительной

-- Для всех ли финансовых операций нужна идентификация?

-- По закону банки осуществляют мониторинг операций на сумму свыше 80 тысяч гривен при наличии сопутствующих подозрительных обстоятельств, независимо от того, осуществляет эти операции частное лицо или предприятие.

(Признаки подозрительности операций определяются законом. Среди них есть, например, такие:

если на имя одного человека в течение года открывается несколько счетов на сумму меньше 10 тысяч евро (но в общей сложности превышающих эту сумму), а потом деньги переводятся на один счет;

если человек открывает счет на имя другого лица и вносит на него наличные деньги;

если гражданин сдает на эту сумму драгоценности в ломбард;

если человек меняет мелкие купюры, особенно в иностранной валюте, на крупные;

если он переводит наличные за границу с требованием выдать деньги получателю тоже наличными и т. д.

Однако оговорить в законе все случаи и возможные схемы отмывания невозможно. Поэтому очень большое место в документе остается для здравого смысла и добросовестности персонала финансовых учреждений. Если, например, человек ежедневно отправляет переводы на сумму 79 тысяч гривен или за короткий срок продаются акции одного предприятия на миллион гривен, но маленькими пакетами, не превышающими 80 тысяч гривен, то, конечно, финансисты должны будут внимательно присмотреться к таким операциям. Хотя, если следовать букве закона, мониторингу они не подлежат.

С другой стороны, банки вряд ли захотят слишком уж усердствовать, создавая трудности своим клиентам. Ведь клиенты -- источник дохода, и, если спугнуть их излишними придирками, они уйдут и банк потерпит убытки.

-- Если банк должен идентифицировать не только предприятия, но и частных лиц, то получается, что анонимных счетов теперь не будет?

-- В законе есть прямое указание на то, что все анонимные счета должны быть закрыты.

-- А как же банковская тайна?

-- Она сохраняется. Другой вопрос, что понимать под этой тайной. Ведь и сегодня, например, следователь прокуратуры может при необходимости запросить в банке данные о любом счете.

Кстати, для того чтобы открыть счет в банке, и сейчас нужно предоставить паспорт и справку с идентификационным кодом. Это и есть идентификация, просто теперь она закреплена еще и законом о борьбе с отмыванием грязных денег.

-- Такие правила установлены и в других странах?

-- Кое-где -- даже более жесткие. В США, например, действует система, при помощи которой можно за три часа идентифицировать любую банковскую операцию в любой точке планеты.

-- Каковы сейчас настроения в FATF? Достаточно ли принятых законов для того, чтобы добиться отмены санкций?

-- Сегодня, 12 февраля, состоится очередная сессия FATF. Туда отправляется украинская делегация во главе с Николаем Азаровым. Думаю, что нам удастся убедить FATF приостановить действие санкций, а на следующей сессии, которая состоится в июне, -- добиться их отмены.

-- Говорили, что санкции вводятся не менее, чем на год.

-- Здесь перепутаны понятия. Дело в том, что есть страны, включенные в черный список FATF, а есть те, к которым применены санкции. Ведь Украина довольно долго присутствовала в черном списке до того, как к ней применили санкции.

Черный список действительно пересматривается раз в год. Санкции же могут быть введены и отменены решением членов FATF когда угодно. Поэтому план действий Украины сейчас таков: добиться приостановки санкций, затем -- их отмены, а в конце года постараться выйти из черного списка.

-- Много ли стран сегодня страдают из-за введения санкций FATF?

-- Немного. Кроме Украины, это еще Науру и несколько других островных государств.