Политика

Министр внутренних дел украины юрий смирнов: «мы должны стать более организованными, чем организованная преступность»

0:00 — 19 февраля 2003 eye 355

Главы правоохранительных ведомств четырех стран СНГ в Харькове договорились о создании общего банка оперативной информации

Похоже, интеграционные процессы в рамках СНГ таки пошли. Начались они на уровне силовиков, и не вчера. А вот в конце прошлой недели в Харькове собрались министры внутренних дел Украины, России, Молдовы и Беларуси Юрий Смирнов, Борис Грызлов, Георгий Папиев и Владимир Наумов. Три генерала, цивильный Грызлов и сопровождавшие их коллеги целый день обсуждали, как эффективнее скоординировать совместную деятельность, направленную на борьбу с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной миграцией, давно ставшими главной мировой проблемой, а также на борьбу с «обычными», общеуголовными преступлениями. В основном, конечно, в приграничных областях. И хотя для этой цели в свое время было создано Бюро координации по борьбе с оргпреступностью, проблем пока не убавляется. Корень их -- не только в нестыковке национальных законодательств, но и в нерешенности организационных вопросов. Последний пробел и пытались восполнить.

Подавляющее большинство преступлений в России совершают украинские граждане, а в Украине -- российские

Пока политики возводят границы, преступники их разрушают, а вернее сказать, для них этих границ вообще не существует. Только в прошлом году в России, например, гражданами СНГ было совершено 30 тысяч преступлений. Из них больше всего гражданами Украины (6674) -- нас все-таки 48 миллионов. В Украине ситуация схожая -- здесь за год были официально задержаны 30 тысяч нелегальных мигрантов, из 463 преступлений, совершенных гражданами Российской Федерации, Молдовы и Беларуси, больше всего на счету россиян.

Давно перестал быть исключительно российской проблемой Кавказ, даже если не воспринимать его как источник угрозы терроризма. Так, во время харьковского саммита звучала информация о том, что сетью кафе в Харькове завладела организованная преступная группировка из Хасавьюрта, а другая, российско-украинско-чеченская, пытается установить контроль над одним из украинских ферроникелевых комбинатов. Украинский курорт Трускавец гостеприимно принимал на лечение чеченских боевиков. В прошлом году из нашей страны в Россию депортировали некоего Абакарова, подозреваемого в вооруженном мятеже на территории Российской Федерации, и группу Ахмадова, на совести которой разбойные нападения.

Естественно, будоражат покой граждан четырех государств-соседей не только выходцы из Чечни. Уж который год источником распространения оружия и контрабанды является Приднестровье, хотя и оружие, и наркотики, и угнанные автомобили могут поступать в Украину отовсюду. Как, впрочем, и нелегалы. Директор Госдепартамента миграции, гражданства и регистрации физических лиц МВД Украины Александр Перов рассказал, что только в 2002 году из нашей страны выдворили 16 тысяч нелегалов, а 47 украинских турфирм, способствовавших нелегальной миграции, были лишены лицензий. Зато остались работать более 50 российских фирм, принимавших нелегальных мигрантов из Украины. Шагом, направленным против них, Борис Грызлов назвал введение с 15 февраля на территории России в действие миграционных карт. Заполнять их придется всем въезжающим в соседнее государство, кроме белорусских граждан. Более того, Беларусь, как часть союзного государства, сама будет выдавать такие карты гражданам сопредельных стран на своих 56 пограничных переходах.

Белорусские власти больше страдают не от иммигрантов, а от неиссякающих потоков устремленных на Запад нелегалов. Вслед за своим президентом Александром Лукашенко министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов заявил: «Мы не будем препятствовать нелегалам, стремящимся на Запад. Ведь Польша получила на укрепление границы в десятки раз больше средств, чем Украина и Беларусь вместе взятые!»

В прошлом году в России практически ежедневно совершались теракты

Проблем на встрече обсуждалось множество, но, как везде в последнее время, самым животрепещущим был вопрос о противодействии международному терроризму. Среди государств, министры внутренних дел которых собрались на харьковский саммит, только Молдова не «похвасталась» терактами на своей территории. В России в минувшем году они происходили практически каждый день (362). По словам начальника криминальной милиции МВД России Юрия Демидова, в стране раскрывается 23 процента терактов. Террористы постоянно меняют тактику, и правоохранители с трудом за ними поспевают. При расследовании трагедии в «Норд-Осте» выяснилось, например, что в процессе подготовки преступления террористы использовали бомжей и все без исключения жили в Москве по поддельным паспортам, а у Бараева было их даже два. Сейчас по фактам фальсификации документов возбуждены два уголовных дела.

Украинские правоохранители после «Норд-Оста» провели свою «инвентаризацию», обнаружив, по словам Юрия Смирнова, 40 «криминально окрашенных» чеченцев, оружие и другие свидетельства преступных намерений гостей. К местным же проявлениям терроризма украинский министр отнес взрыв троллейбуса в Днепропетровске, взрыв в Одесском аэропорту, предвыборный теракт в Кривом Роге, во время которого покушались на кандидата в президенты Наталью Витренко, убийство баллотировавшегся в народные депутата Николая Шкрибляка, действия арестованных в Севастополе «молодых коммунистов», подготовивших ряд взрывов и покушение на сотрудников правоохранительных органов.

Беларусь тоже имеет опыт применения соответствующей статьи уголовного кодекса. В Гомеле недавно были осуждены 22 человека, планировавшие взрыв моста и подкладывание радиоактивных контейнеров под здания сразу нескольких подразделений МВД.

Система обмена информацией будет отработана так, чтобы исключить возможность утечки?

Любой оперативник, работающий в приграничной зоне, может рассказать не одну историю преследования преступника по горячим следам, прервавшегося (а случается, что и нет) у границы. Когда преследование прерывается, это обидно, но законно. Если же преступника задерживают у соседей и доставляют таки в райотдел -- торжествует справедливость, но не закон. То же самое относится к экстрадиции, которая, как известно, бывает официальной и «черной». Первая длится мучительно долго, иногда месяцами. Примеры более эффективной «черной» экстрадиции в прессе описаны: именно так был доставлен в Украину обвиненный в соучастии в убийстве Евгения Щербаня Вадим Болотских, которого российские спецслужбы задержали в центре Москвы. Это не единственный, но, может быть, один из ярчайших примеров вынужденного нарушения закона. Проще решаются вопросы выдачи подозреваемых и обвиняемых из России в Беларусь и наоборот, так как эти государства имеют статус субъектов Союза и связаны между собой договором. Поэтому особых проблем с выдачей задержанной на территории Беларуси преступной группировки «Уралмаш», на совести которой более 20 убийств, россияне не предвидят.

Так же обстоят дела и с обратной связью. Министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов описал ситуацию предельно доступно: «На приграничные с Россией земли даже угнанные трактора возвращаются сами, да и преступники добровольно приходят сдаваться с сопредельных территорий. Вот это взаимодействие!»

У остальных же участников встречи проблемы остаются. В процессе их обсуждения выкристаллизовались те, которые подлежат скорейшему решению. Прежде всего это создание общего банка оперативной информации, что, конечно, повлечет повышение риска ее утечки. Однако, заверил Юрий Смирнов, допуск к этому банку будет ограничен, а сама система обмена информацией отработана так, чтобы исключить возможность «слива». Следует определить и порядок преследования преступников по горячим следам на сопредельной территории, договориться о взаимном ориентировании относительно преступников, в частности киллеров-гастролеров (сейчас чаще всего расследуются только преступления, совершенные в стране задержания).

На пресс-конференции, состоявшейся по окончании работы совещания, Юрий Смирнов сказал: «У нас есть межгосударственный банк данных, в котором содержится информация об официально объявленных в розыск преступниках, она укладывается в рамки уголовного процесса и уголовного права. Но в нем должна быть и информация о террористах, наркоторговцах, преступниках от «грязных» денег, организаторах каналов нелегальной миграции. Мы договорились соединить наши банки данных о людях, к которым была применена такая мера пресечения, как содержание под стражей, а также пришли к выводу, что данные о подозреваемых, находящихся на подписке о невыезде, но по нашей оперативной информации совершивших тяжкие преступления, также должны попасть в общий банк.

Нужно также создать банки угнанного транспорта, без вести пропавших, неопознанных трупов, которых в наших странах тьма-тьмущая. Эта встреча позволила нам достаточно скрупулезно обсудить вышеперечисленные проблемы и подписать весьма важные документы о взаимодействии и сотрудничестве». Кроме того, украинский министр сообщил о достигнутой договоренности ограничить десятью днями сроки выполнения международных следственных поручений. «Мы должны стать более организованными, чем организованная преступность», -- добавил Юрий Смирнов.

Конечно, порывы сотрудников МВД четырех стран слиться с экстазе общей борьбы с преступностью сдерживаются рамками национальных законодательств. И хотя Борис Грызлов заверил журналистов, что вопрос об инвентаризации и унификации нормативных документов и законов четырех государств, касающихся борьбы с преступностью, «может быть поставлен», вряд ли это дело ближайшего будущего. Пока же во время харьковского саммита министры подписали программы взаимодействия между правоохранительными ведомствами Украины и Беларуси, Молдовы и России, а также протокол о взаимодействии МВД Украины и МВД Российской Федерации на 2003--2004 годы. После этого Юрий Смирнов вооружил гостей-министров -- они получили в подарок от украинского коллеги пистолеты «Форт».