Вчера ночью в Нью-Йорке состоялась 45-я церемония вручения самой престижной в мире музыкальной премии
В знаменитом нью-йоркском зале «Мэдисон-сквер-гарден» состоялась вчера ночью церемония вручения «Грэмми». Музыкантов чествовали в 45-й раз. «Золотые граммофоны» вручались по 104 (!) категориям. Только перечисление лауреатов займет слишком много места, поэтому «ФАКТЫ» вынуждены ограничиться рассказом о самых ярких моментах грандиозного шоу, телевизионная трансляция которого велась почти на всю планету. По самым скромным подсчетам, «Грэмми-2003» посмотрели около миллиарда зрителей!
Королевой вчерашнего бала стала скромная 23-летняя певица Нора Джонс. Пять граммофонов, завоеванных этой девушкой, с трудом помещались в ее хрупких руках. А с учетом двух технических номинаций и премии, полученной автором песни «Не знаю, почему» (»Don't Know Why») Джесси Харрисом, мисс Джонс удостоилась восьми «Грэмми», что ставит Нору в один ряд с Лорин Хилл и Алисией Кис -- певицами, получавшими такое же количество этих премий за одну ночь. Согласитесь, совсем неплохо для дебютантки!
Нора Джонс -- дочь легендарного индийского музыканта Рави Шанкара. Она родилась в Нью-Йорке, но в возрасте четырех лет мать увезла ее в Техас. Они жили в тихом пригороде Далласа с поэтическим названием Грейпвайн (виноградная лоза). Нора начала петь с пяти лет. «Я ставила пластинку и копировала голос и манеру исполнителя, -- вспоминает новая американская суперзвезда. -- Больше всего мне нравился Билли Холидей. Я могла часами крутить его диски » Когда Норе исполнилось 15 лет, ее мать Сью перебралась в центр Далласа. Девочка поступила в известную музыкальную школу «Букер Т. » на класс фортепьяно. Ее все больше захватывал джаз. Проучившись три года, она бросила занятия и отправилась в Нью-Йорк. После нескольких месяцев мучений ей удалось добиться прослушивания в знаменитой звукозаписывающей джазовой компании «Блю ноут». Президент фирмы Брюс Линдвалл вспоминает: «Она пела, как ангел, а ее пальцы порхали по клавишам, словно перышки!» И все же руководство «Блю тоун» сомневалось. Музыка Норы Джонс не совсем укладывалась в рамки (пусть и широкие) джаза. Запись дебютного альбома молодой певицы оказалась под угрозой. Линдвалл сильно рисковал
Вчера диск Норы Джонс «Пошли со мной» (»Come Away With Me») был назван альбомом года. Он же победил в категории «Лучший поп-альбом», что вызвало удивление 23-летней певицы (она и предположить не могла, что ее творчество назовут поп-музыкой). Песня «Не знаю, почему» стала записью и синглом года. Сама Джонс признана лучшей дебютанткой и лучшей поп-вокалисткой. Она столько раз выходила на сцену, что наверняка устала. Всю ночь певица была в одном платье: черном, без разрезов и декольте. Ей это ни к чему. Нора покоряет публику своим тихим, слегка хрипловатым, но необыкновенно сильным голосом.
Нора Джонс опередила вчера немало знаменитых музыкантов. В их числе был и Брюс Спрингстин, которому многие критики прочили победу. Американский рок-певец записал действительно хороший диск, посвященный памяти жертв теракта 11 сентября 2001 года. «Восходу» (»Rising») не суждено было стать лучшим альбомом года, однако он принес Брюсу три «Грэмми» -- как лучшему рок-вокалисту, а также в номинации «Лучший рок-альбом» и «Лучшая рок-песня». На сцене Босс (прозвище Спрингстина) был великолепен. Сначала он выступил со своей бывшей группой, а затем зрители стали свидетелями необычной импровизации, когда к Брюсу присоединились не менее знаменитые рок-музыканты Элвис Костелло, Литтл Стивен ван Зандт, Дэйв Грол из группы «Фу Файтерс» и Тони Канал из «Но Даут». Они исполнили легендарный хит британской группы «Клэш» «Вызывает Лондон» (»London Calling»).
Еще одним неожиданным выступлением в «Мэдисон-сквер-гардене» стало появление на сцене суперзвезд 60-х Пола Саймона и Арта Гарфункела. Они разругались 33 года назад и даже не разговаривали друг с другом. Но вчера воссоединились! Организаторы «Грэмми» до последней минуты не были уверены, что это чудо произойдет. Даже когда к микрофону вышел знаменитый актер Дастин Хоффман и напомнил зрителям, что его первым большим фильмом был «Выпускник», песню к которому (»Миссис Робинсон») написали Саймон и Гарфункел, а затем вызвал их, никто не мог гарантировать, что Пол и Арт выйдут на сцену. Но чудо свершилось. Вновь зазвучали аккорды известной песни «Звук тишины», а затем и постаревшие, но до слез знакомые любителям рок-музыки во всем мире голоса. Музыканты будто запустили машину времени и вернули слушателей на 40 лет назад Дуэт удостоился вчера почетной премии за свой вклад в развитие современной музыки.
После выступления Пол и Арт заявили, что пока не планируют работать вместе, но и не исключают такую возможность. Репортеры засыпали их вопросами, почему для своего первого за 30 с лишним лет выступления они выбрали песню с политическим подтекстом? «Мы не преследовали каких-то политических целей. Это была наша первая песня, попавшая на вершины хит-парадов » -- осторожно ответил Саймон. И его можно понять -- накануне церемонии ее организаторы предупредили всех участников, что будут глушить в прямом эфире любое упоминание об Ираке, войне и вообще политике. В Белом доме прекрасно знают, что большинство рок-звезд не одобряют курс Джорджа Буша в отношении Саддама Хусейна. А влияние рок- и поп-музыки на умы людей разных поколений нельзя недооценивать. Поэтому Вашингтон с помощью послушной телекомпании Эй-би-си заткнул музыкантам рот.
Но те все же нашли выход. Шерил Кроу -- победительница в категории «Лучшая рок-вокалистка» -- вышла на сцену с гитарой, на ремне которой было написано «Нет войне!» Солист группы «Лимп Бизкит» (»Limp Bizkit») Фред Дерст заявил со сцены: «Пусть эта война не начнется!»
Оригинально отразила антивоенную тему и солистка «Ноу Даут» Гвен Стефани. Эффектная стройная блондинка вышла на сцену в высоких сапогах (голенища до середины бедра), коротеньком топике и камуфляжных шортиках с подтяжками. Все это довольно иронично смотрелось на фоне остальных участников группы, напяливших на себя женское белье! Пресса прокомментировала выходку музыкантов, получивших «Грэмми» за лучшую танцевальную песню, следующим образом: американские ястребы -- на самом деле трусливые бабы, скрывающие свою сущность и пытающиеся решать собственные проблемы чужими руками.
Как обычно, на церемонии «Грэмми» много внимания уделялось музыке «кантри». Здесь господствовала женская группа «Дикси Чикс» (»Dixie Chicks»), получившая сразу четыре премии. Лучшим кантри-певцом был признан ветеран сцены Джонни Кэш. А лучшей певицей -- Фейт Хилл с песней «Плач» (»Cry»). Кстати, ее золотистое мини-платье было самым элегантным и смелым сценическим нарядом на церемонии.
Австралийская звезда Кайли Миноуг надела светло-голубое платье с длинным пышным шлейфом, расшитое золотом. Наряд открывал стройные ножки певицы с золотыми босоножками. Но все же Кайли чувствовала себя несколько сковано в Нью-Йорке. Ее суперпопулярность в Европе на американцев не очень действовала.
Пинк выбрала черное платье с высоким разрезом, открывавшим ногу с цветной татуировкой. Канадка Аврил Лавинь, как всегда, явилась в джинсах и футболке. Пряжка ее широкого пояса была сделана в виде черепа и костей. Темнокожая певица Эрика Баду сменила имидж. Прежде она всегда носила тюрбан на голове. А вчера вдруг отказалась от него, продемонстрировав пышную кудрявую шевелюру.
Большинство мужчин предпочли традиционные смокинги, отличавшиеся лишь цветом и формой лацканов. Только рэппер Эминем, впервые появившийся в этом году на официальной церемонии, не смог отказаться от спортивного костюма и косынки на голове. Он получил «Грэмми» в категории «Лучший рэп-альбом». А самым оригинальным костюмом смело можно считать белые брюки и белое пальто с зебровой опушкой и соответствующим цилиндром, которыми удивил публику певец Бутси Коллинз.