Через пять месяцев странствий публикации по всемирной паутине, на нее откликнулась многодетная семья летчика из США
Лариса КРУПИНА
«ФАКТЫ»
В минувший четверг в редакционном кабинете раздался звонок. «Юру усыновили!» -- радостно сообщила на другом конце провода одна из наших читательниц. Новость, как мы ее ни ждали, все же воспринималась как нечто невероятное. Ведь выход в «ФАКТАХ» статьи (27 сентября 2002 года) о семилетнем художнике-сироте хоть и вызвал живую реакцию читателей, долго не мог решить главной проблемы -- найти ребенку родителей. Казалось, что мальчик, обласканный вниманием и подарками обретенных через газету друзей, так и останется «сыном полка», что, впрочем, тоже было неплохо. Однако судьба уготовила этой истории самый счастливый финал.
Мальчик научился рисовать ногой и отростком единственной руки
С Юрой Демьяненко (фамилия изменена. -- Авт. ) я познакомилась случайно. Попросила директора Криворожского вспомогательного дошкольного детского дома N 1 Наталью Перегинец рассказать о какой-то необычной детской судьбе и в ответ услышала просьбу: «Напишите о Юре». Почему директор, назвавшая еще добрый десяток детских фамилий, сразу вспомнила именно о нем, стало понятно, когда ребенок зашел в кабинет. Чувствовалось, что между воспитанником и директором, с нежностью смотревших друг на друга, существовала самая высшая духовная связь, какая только может быть между матерью и сыном.
-- Я часто думала о том, чтобы усыновить малыша, -- признавалась Наталья Ивановна. -- Но в то же время отдавала себе отчет: моей зарплаты педагога не хватит для того, чтобы поставить ребенка на ноги.
Мальчику, рожденному только с одной здоровой ножкой (вторая нога вполовину меньше первой) и жалким подобием одной руки, заканчивающейся у локтя длинным отростком, нужны были в первую очередь состоятельные и ответственные родители, готовые положить на его адаптацию немало сил и средств. Однако время шло, а таковых -- ни среди украинских, ни среди иностранных усыновителей -- не находилось. Понимая, что надежды на счастливое усыновление Юры ничтожны, Наталья Ивановна стала развивать мальчика сверх отпущенных ему природой возможностей. Ребенку решено было дать кисть в руки, проигнорировав отсутствие самих рук.
Умный любознательный мальчишка вызов принял. И стал часами вертеть кисточку, приспосабливаясь ухватить ее то зубами, то пальцами ноги. Поначалу его рисунки были лишь набором рваных линий и бесформенных пятен. Но вскоре у юного художника стали выходить выразительные, полные жизни и света работы.
Рисунки Юры Демьяненко, созданные пальчиками ноги или отростком единственной руки (карандаш или кисть в этом случае ребенок зажимал между пальцем и подбородком), становились сенсацией на выставках, где экспонировались работы детей-инвалидов. Был огромный интерес и к самому Юре, сумевшему воплотить в жизнь самый, пожалуй, дерзкий проект своих воспитателей: научить рисовать ребенка с тяжелой инвалидностью.
Казалось, мальчишка добился всего, чего хотел. Кроме одного -- приезда в детдом его родителей. Любимец воспитателей и девчонок, даже не допускающий мысли о том, что его кто-то может не любить или отвергать, считал, что мама и папа не появляются в детдоме по одной лишь причине. Они его «немного забыли». Самостоятельно пытаясь связаться с родными, Юра попросил корреспондента «ФАКТОВ» найти большой кирпичный дом, где живут его родители, постучать в дверь и стоять до тех пор, пока они не вспомнят своего сына.
Не в силах объяснить ребенку, что его не забыли, а попросту бросили в роддоме, я малодушно пообещала Юрке найти тот самый кирпичный дом и написала статью в надежде, что случится чудо и родители ребенка откликнутся. Однако среди множества людей, позвонивших после публикации в детский дом и приславших подарки мальчику, его родителей не оказалось.
Депутат посоветовал Анне Дмитриевне не реагировать на статью
-- То, что началось после публикации в газете, не описать словами, -- рассказала Наталья Перегинец. -- Писали дети с интернатов: «Юра, держись, ты молодчина!» Посылки для мальчика шли со всех концов страны, с нами связывались члены Союза художников Украины, бывшие наши соотечественники из-за рубежа. Я благодарна всем людям, которые поддержали Юру. В эти дни он был просто окрылен.
Не сговариваясь между собой, статью перевели на английский сразу несколько читателей нашей газеты. Первой публикацию в электронной версии прочла и перевела на английский, а потом разместила в Интернете наша бывшая соотечественница -- Оксана Шемет из Вашингтона. (Мы просим Оксану связаться с автором статьи по адресу: humans@facts. kiev. ua) Не менее горячее участие в судьбе ребенка приняла и жительница Запорожья Анна Попова.
-- После выхода статьи я два дня была сама не своя, -- вспоминала Анна Дмитриевна. -- А потом подумала: что толку плакать? Юрочке нужны действия, а не слезы. Я обратилась к руководителю американского библейского колледжа у нас в Запорожье, господину Марку. Но когда начала рассказывать о Юре, он так хитро улыбнулся и произнес: «У меня у самого трое усыновленных детей, я понимаю ваше волнение и желание помочь». По просьбе Марка его жена Джоан, которая тоже работает с ним в колледже, перевела статью из «ФАКТОВ» на английский и переслала своим друзьям в Германию и Америку, где они разместили ее сразу на нескольких сайтах
Но Анне Дмитриевне этого казалось мало. Она отправила данные о Юре в несколько зарубежных центров по усыновлению, отдала дискету со статьей в Запорожский университет на факультет социальной педагогики и психологии, откуда информацию отправили в Канаду и в Австрию, а также обратилась к нескольким депутатам и деятелям культуры, надеясь, что они примут посильное участие в судьбе талантливого ребенка. Кроме того, женщина, выславшая Юре сто гривен на подарки, решила собрать с миру по нитке на качественные протезы ребенку. Ведь те протезы ручки и ножки, которые он носил, были слишком тяжелы для мальчишки, весившего всего 14 килограммов.
-- Когда я лично встретилась с одним очень известным депутатом Верховной Рады и, рассказывая о Юре, расплакалась, он сказал: «А что вы так реагируете? Поставьте между собой и этой статьей стекло и не реагируйте!», -- вспоминала Анна Дмитриевна. -- Слава Богу, другой депутат оказался не таким черствым. Он подарил Юре фотоаппарат и дал задание своему помощнику, когда тот был за границей, лично отнести статью в «ФАКТАХ» о Юре редактору эмигрантской газеты «Новое русское слово». Тот, плохо зная английский язык, так боялся заблудиться в Нью-Йорке, что три с половиной часа шел пешком в редакцию газеты и столько же обратно, но статью редактору вручил!
Ясновидящая сказала, что скоро Юру усыновят
Анна Дмитриевна до сих пор не может забыть их первый с Юрой разговор по телефону. Когда она позвонила ему из Запорожья в Кривой Рог, мальчик был скован, отвечал односложно. Семилетний сирота без роду-племени, которому никто никогда не звонил, попросту не знал, как разговаривать по телефону, не умел держать трубку! Потом дело наладилось, и мальчишка с удовольствием стал обсуждать с Анной Дмитриевной по телефону все новости нехитрой детдомовской жизни. В конце каждого месяца к ней домой приходили огромные счета за междугородные переговоры. Но что значили эти расходы по сравнению со счастьем слышать Юру!
-- Я так переживала за этого ребенка! -- говорила Анна Дмитриевна. -- Все думала: как могут спокойно жить те, кто оставил свою кровиночку? С другой стороны, боялась слишком его приручать, поэтому постоянно подчеркивала: «Юрочка, мы твои друзья, мы ищем тебе родителей». После того как вышла статья, мальчик получил от читателей «ФАКТОВ» множество подарков и компьютер, Генеральный директор торгового дома «Мегаполис» Евгений Черняк дал команду отправить в Детский дом детям подарки. Все это было нужным, добрым делом, но мальчику, кроме друзей, необходимы были родители.
Я боялась, что из затеи найти Юре маму и папу ничего не выйдет. Пошла к нашей ясновидящей Алле Альбертовне, которую хорошо знают в Запорожье. Она посмотрела на фотокарточку мальчишки и сказала: «Будут у него родители и большое будущее будет, нужно только немного подождать». Алла Альбертовна вызвалась поехать вместе со мной в Кривой Рог в гости к Юрочке. Мы накупили сладостей, бананов и апельсинов для всей группы, взяли деньги и подарки для Юры и 29 декабря отправились в детдом.
Впервые увидев Юру, который оказался очень маленьким и худеньким, Анна Дмитриевна растерялась. Словно чувствуя ее смятение, мальчик осторожно прижал своей искалеченной ручкой ее руку к себе и, немного так постояв, повел в группу. Этот жест доверия так сразил женщину, что она, пытаясь скрыть волнение, поспешно достала свой подарок -- золотую цепочку с крестиком -- и надела его на тоненькую шейку мальчика.
-- Дитя не отходило от меня целый вечер, -- вспоминала моя собеседница. -- Юра показал нам свой альбом с рисунками. На одной из выставок в Киеве их видела Людмила Николаевна Кучма, а один из рисунков он ей подарил. Приехав сюда и увидев спокойную домашнюю атмосферу, мы поняли, в какие чудесные руки попадают дети. Многие воспитанники при поступлении сюда имеют диагноз о недостаточном умственном развитии, но кропотливая работа воспитателей приводит к тому, что при переходе в другие учреждения такие диагнозы зачастую отменяются.
Когда мы уезжали, на сердце было очень тяжело. Я сказала директору: «Такое ощущение, будто мы приехали, откупились и уехали». Наталья Ивановна возразила, что мы не правы: для Юры, как и для остальных детей, такие приезды очень важны. Но осталось ощущение, что мы так и не сделали чего-то очень важного для мальчика.
В Интернете статья о Юре шла под рубрикой «Не ты ли его отец?»
Вскоре в Америку на каникулы уехали руководители Запорожского библейского колледжа, пообещавшие Анне Дмитриевне заняться поисками родителей для мальчика за рубежом. Через какое-то время они сообщили: есть три семьи, готовые хоть сегодня начать подготовку документов для усыновления ребенка. Попова позвонила в детдом, но ее огорошили известием: мальчика уже усыновляют!
Усыновители Мэри и Джонатан узнали о Юре из Интернета. Перевод статьи из «ФАКТОВ» случайно попался на глаза их детям. В Интернете публикация о Юре шла под рубрикой «Не ты ли его отец?» Прочитав о мальчике-сироте и увидев его фотографии, они заявили своим родителям, что хотят, чтобы Юра жил в их семье. А чтобы отец не возражал против пополнения семейства, нарисовали маленького мальчика без рук и с одной ножкой, который говорит: «Я хочу иметь родителей!» Посовещавшись, родители решили: сама судьба послала им эту статью, это не что иное, как знак свыше. Глава семейства вместе с женой вылетели в Украину.
Впервые увидев усыновителей, разговаривающих на непонятном языке, мальчишка смутился. Папа-летчик, четверо его детей и дом с бассейном в Америке -- это, конечно, хорошо, но как он будет с ними общаться? Воспитатели объяснили ребенку, что язык -- дело поправимое, главное, чтобы родители ему понравились. Оценив мужественную внешность Джонатана, его ноутбук, который тот повсюду носил с собой, мальчик решил, что такой деятельный и энергичный отец ему, пожалуй, подходит. А маму он и вовсе полюбил с первого взгляда. Ведь она не рассматривала Юрку в упор, как другие люди на улице, а сразу обняла и прижала к себе
19 февраля Жовтневый суд Кривого Рога принял решение об усыновлении семилетнего Юры Демьяненко в пользу Джонатана и Мэри. Усыновители уезжали в Америку через Киев, где нужно было пройти собеседование в американском посольстве. К сожалению, интервью, которое новоиспеченный отец пообещал дать «ФАКТАМ», не состоялось. Работники посольства попросили Джонатана, который работает летчиком в оборонном ведомстве, отложить беседу с журналистом до вступления решения суда в законную силу.
Мальчику осталось ждать воссоединения со своими новыми родителями чуть меньше месяца. «ФАКТЫ» собираются снять Юрку вместе с родителями в день отъезда и поместить фотографию в газете, как свидетельство того, что можно изменить к лучшему судьбу любого ребенка, если решать ее всем миром.