Происшествия

«собаки кормили меня молоком и приносили мне еду», -- вспоминала 19-летняя девушка, в три года выброшенная родителями на улицу и прожившая шесть лет в… Собачьей будке

0:00 — 26 февраля 2003 eye 2829

Сейчас Оксана живет в интернате для умственно отсталых, научилась строить простые предложения, но ее продолжают мучить воспоминания о прошлом

На днях «ФАКТЫ» писали об ужасном случае, произошедшем в Винницкой области: в больницу доставили троих маленьких ребятишек, которых родители… держали в клетке, как зверенышей. А в субботу, 22 февраля наша газета напечатала информацию о четырехлетнем мальчике, выросшем в собачьей будке. Малыш, поступивший в полтавский областной приют, на вопрос о том, как его зовут, лишь улыбается и отвечает: «Гав, гав!» Ест ребенок без помощи рук и… благодарно лижет людей, пытающихся его приласкать.

Судьба брошенных малышей и тех детей, которые выросли среди животных, вызывает острый интерес не только у общественности, но и у ученых, потому что изучение этой проблемы может помочь ответить на давно волнующий человечество вопрос: станет ли человек полноценным членом общества, если он вырастет не среди людей?

Вместо «благородного дикаря» перед врачами предстало несчастное забитое существо

Первый зафиксированный наукой случай, когда выросшего среди животных ребенка попытались вернуть в человеческое общество, произошел в 1800 году на юго-западе Франции и стал потрясением для всей просвещенной Европы.

Местные жители не раз говорили о странном одичавшем ребенке, который скрывался в лесу. Малыша дважды ловили, но ему удавалось бежать. Однажды двое охотников, выслеживавших в лесу оленя, наткнулись на этого маленького дикаря и изловили его. Никто не знал, как ребенок, которому на вид было лет десять, очутился в лесу. О трагических обстоятельствах говорил лишь ужасный шрам на его шее. Известие о пойманном мальчике распространилось по стране и достигло столицы.

-- Это произошло сразу же после Французской революции, когда общество было увлечено идеей максимального приближения человека к природе, -- рассказывает Майкл Ньютон, автор книги «Дикие девочки и мальчики». -- Появление лесного мальчика, которого назвали Виктором, вызвало огромный интерес. Но когда ребенка привезли в Париж, просвещенное общество было разочаровано -- вместо «благородного дикаря» перед ним предстало несчастное забитое существо.

Большинство медиков признали мальчика слабоумным. Только молодой врач Этар не отвернулся от него. Шаг за шагом пытаясь ввести мальчика в человеческое общество, он очень подробно записывал все происходящее, и его свидетельства стали для науки поистине бесценными.

С точки зрения Этара, человек должен обладать двумя основными качествами, которые, собственно, и делают его человеком -- способностью к сопереживанию и умением говорить. Вначале Виктор не был способен ни на то, ни на другое. Но вскоре усилия доктора и его экономки мадам Герен дали результат. Доктор Этар понял, как важна роль любящих взрослых. Привлекая добрую женщину к воспитанию маленького дикаря, он помог мальчику сделать один из двух важных шагов на пути превращения звереныша в человека -- научиться сопереживать другому человеку. За несколько месяцев прогресс стал очевиден. Мальчик стал помогать мадам Герен и очень привязался к своим опекунам.

Но вот второй шаг -- овладение человеческой речью -- Виктору так и не удался. Вначале Этар научил его различать звуки -- завязал глаза и дал барабан и колокольчик. Мальчик с удовольствием играл. Но, увы, когда дошло до воспроизведения звуков, все усилия врача пошли прахом. Поняв, что эксперимент провалился, доктор Этар потерял интерес к ребенку. Следующие двадцать лет Виктор прожил с мадам Герен. Она окружила его любовью и заботой, но полноценным человеком он так и не стал.

Эксперимент над детенышем шимпанзе превратился в опыты над… годовалым сыном ученого

Шло время, но интерес к брошенным детям не угасал. В 1930 году стало известно о двух девочках, которые жили в стае волков. Эта история была подтверждена документально. К сожалению, обе девочки вскоре умерли от лихорадки.

Одним из тех, кто надеялся, на примере этих детей доказать, что определяющую роль в развитии ребенка играет окружающая среда, был специалист по приматам Уинтроп Кэллог. Но, увы, он понимал: чтобы подтвердить свою теорию, он должен найти ребенка, поместить в стаю волков и наблюдать за его развитием. Подобный эксперимент был невозможен, и ученый… взял в свою семью обезьяну. Целый год рядом с его маленьким сыном Дональдом находился молодой шимпанзе Гуа. Он, как и предполагал ученый, усвоил многие привычки человека. Но постепенно перед Кэллогом открылась жутковатая истина: эксперимент над обезьяной превратился в опыты над… его собственным сыном. Росший в компании молодого шимпанзе Дональд не учился говорить, а произносил лишь короткие отрывистые звуки, точь в точь как его «названный брат». Кэллог немедленно прекратил эксперимент.

В 60-х годах американский психолог Гарри Харлоу продолжал эксперименты с приматами. Он показал, какую огромную роль в развитии ребенка играет забота матери о малыше и физический контакт с ней. Один из опытов Харлоу стал классическим. Крошечному шимпанзе, оторванному от матери, предлагали выбрать в «мамы» две куклы -- одну из проволочной сетки, но с бутылочкой молока, другую -- без молока, но покрытую мягкой шерсткой. Звереныши, не раздумывая, выбирали теплую и мягкую маму.

Однако оторванные от матери детеныши шимпанзе катастрофически отставали в развитии. Изоляция сказывалась на всей их дальнейшей жизни. Можно было сделать вывод, что эти правила распространяются и на детенышей человека. Однако прошло еще 20 лет, прежде чем ученые смогли в этом убедиться.

Американская девочка Джинни 13 лет провела в комнате с заколоченными окнами

Толчком к новому витку в изучении «диких детей» стал чудовищный случай, произошедший не в лесу, а в пригороде густонаселенного Лос-Анджелеса, где и обнаружили странную девочку по имени Джинни. Она не умела ходить, говорить, была в памперсах и в свои 13 лет выглядела, как семилетний ребенок.

Запущенный дом, где нашли Джинни, принадлежал Кларку Уайли -- странному угрюмому типу, женатому на слепой женщине Айрин. У них было двое детей. Когда в автокатастрофе погибла мать Кларка, он тронулся умом, заточил родных в доме и не позволял жене и сыну заходить в дальнюю комнату, где он держал Джинни. Когда полицейские впервые увидели эту комнату, они ужаснулись -- в ней были лишь проволочная клетка и стул с приделанными к нему самодельными ремнями. Ночь девочка проводила в клетке, а день -- привязанной к стулу. Окно (как, впрочем, все окна в доме) было плотно забито, свет поступал в жилище лишь через крохотную щелку.

Джинни провела 13 лет в полной изоляции. Даже ближайшие соседи не знали о ее существовании. Узнали о положении девочки после того, как жена Кларка Айрин однажды взбунтовалась и удрала из дома, когда муж ненадолго вышел в магазин.

Полиция арестовала и мужа, и жену. Кларк не сказал полицейским ни слова. Против него возбудили судебное дело, но накануне первого заседания Кларк Уайли застрелился.

А судьбой Джинни занялись ученые. Это был тот уникальный случай, которого они так долго ждали, -- девочка была таким же брошенным ребенком, как если бы выросла в лесу среди волков. Детский психолог Джеймс Кент и лингвист Сьюзен Кертис, решили выяснить, как связаны между собой человеческий мозг и речь.

-- Джинни была как новорожденная, -- вспоминает Джеймс Кент. -- Мы решили начать знакомить ее с внешним миром, как родители знакомят младенцев. Она наверстывала упущенное удивительно быстрыми темпами.

Согласно научным представлениям начала 70-х годов, ребенок мог овладеть речью в строго определенные, так называемые когнитивные периоды, и Джинни уже упустила свой шанс. Но девочка опровергла эту теорию -- она удивительно быстро запоминала названия предметов.

-- Она не была умственно отсталой, -- рассказывает Сьюзен Кертис. -- Это был нормальный ребенок, запоминающий сотни слов, научившийся составлять словосочетания, и мне начало казаться, что теория не совсем верна. Но Джинни все же не удалось научиться нормально говорить. Выучив слова, она так и не смогла научиться строить предложения.

Сегодня ученые получили более ясную картину того, что происходит в подобных случаях. Нервные центры, отвечающие за развитие речи, расположены в коре левого полушария головного мозга. Если эти центры не стимулировать, они уменьшаются в размерах, в них нарушается взаимодействие нервных клеток, и в конечном итоге эта часть мозга изменяется даже физически. У детей, выросших в одиночестве, мозг заметно меньше -- это можно увидеть с помощью сканера. Мозг Джинни был лишен стимуляции, и в нем не развилась та часть, которая отвечала за развитие речи.

История Джинни имела трагическое продолжение. Ей нужна была семья, но, к несчастью, когда девочке исполнилось 18, она вместе с матерью вернулась в тот дом, где провела первые 13 лет жизни. Через несколько недель стало ясно, что слепая мать не может ухаживать за дочерью, и Джинни перевели в приют.

Мать нанесла дочери еще один удар -- ревнуя к теплым отношениям, сложившимся у Джинни с Джеймсом Кентом и Сьюзен Кертис она… обратилась в суд с просьбой запретить ученым вмешиваться в судьбу дочери. Суд удовлетворил ее просьбу. Сейчас Джинни живет в интернате. Сьюзен запрещено с ней видеться.

«Девочка-собака» Оксана лаяла и ела без помощи рук, а «мальчик-собака» Эдик кусал других детей и имитировал… собачью свадьбу

Печальная история Оксаны Малой, несколько лет прожившей в собачьей будке, в свое время всколыхнула всю Украину. Оксана появилась на свет в ноябре 1983 года здоровой нормальной девочкой, весом 5 килограммов 300 граммов. Как же она стала похожей больше на собаку, чем на человека?

Родители Оксаны были алкоголиками и однажды вечером в пьяном угаре вышвырнули трехлетнего ребенка на улицу. В поисках тепла девочка забралась в собачью конуру и прижалась к дворняжке. Следующие пять лет она провела в конуре, и когда Оксану нашли, она была больше похожа на щенка, чем на ребенка -- не умела говорить, ела без помощи рук, передвигалась на четвереньках.

«ФАКТЫ» писали и о случае, произошедшем в 1999 году в поселке Мирное Херсонской области. Социальные работники обнаружили в одной из пустых квартир четырехлетнего мальчика по имени Эдик. Его матери-алкоголички рядом не было. Когда власти разобрались в ситуации, выяснилось, что старшую сестру мальчика Надю опекали соседи, а заботу о брошенном мальчике взяли на себя… бездомные собаки.

Эдика с Надей определили в приемную семью. Вначале справляться с мальчиком было крайне сложно: он вел себя, как собака -- царапался и кусался. «Эдик бегал за своей Надей, пытаясь ее поймать -- вспоминает Людмила, приемная мать детей. -- Когда ему это удавалось, он заставлял сестру становиться на четвереньки и имитировал собачью свадьбу. Он не мог говорить, но знал, что должен делать кобель! Это был дикий ребенок -- он не умел одеваться, пользоваться столовыми приборами, ходить в туалет. Но в последние полгода произошел прорыв».

Сегодня шестилетний Эдик добился огромных успехов, научился играть с другими детьми. И хотя по речевому развитию он не превосходит трехлетнего ребенка, его шансы куда более высоки, чем они были у Виктора и Джинни.

Ведущий эксперт по проблемам речевого развития Джеймс Лоу приехал в Украину, чтобы оценить состояние Эдика и выяснить, как на него повлияли два года, проведенные в изоляции. С точки зрения овладения языком ребенок достиг больших успехов, но в его прошлом оставались белые пятна. Поэтому вместе с детьми, их приемной матерью и съемочной группой телеканала «Дискавери» Джеймс поехал в поселок, надеясь восстановить на месте некоторые обстоятельства жизни мальчика. Оказавшись в поселке, мальчик припомнил двор, где бегал и спал с собаками, ставшими его семьей, и хотел показать квартиру. Но о приезде телегруппы стало известно местным властям и милиции, которые утверждали, что история Эдика -- ложь, и потребовали… прекратить съемку.

Предоставив собакам стол и кров, он получил дружбу

Между людьми и собаками, живущими рядом с ними, существуют удивительные отношения. Можно предположить, что собаки, приходившие в дом к Эдику, находили там пищу, воспринимали малыша как добытчика этой пищи для всей стаи, и его статус был высоким. Эдику повезло -- предоставив собакам стол и кров, он получил дружбу.

А как складывается судьба Оксаны Малой? Ей уже 19 лет, она живет в интернате для умственно отсталых. Ее нашли, когда ей исполнилось восемь лет, и в ее распоряжении оставалось 3--4 года, чтобы овладеть речью. Девушка смогла научиться строить простые предложения, но ее продолжают мучить воспоминания о прошлом.

-- Моя мама хотела мальчика, поэтому она выбросила меня из дому, и я оказалась в конуре. Собаки кормили меня молоком, приносили мне еду. Я их не боялась. Люди говорят, что родители не виноваты, но я не могу их простить, -- говорит Оксана.

-- Ей нужно научиться жить среди людей, -- считает психиатр Владимир Нагорный. -- Самое лучшее, что мы можем сделать, -- найти ей подходящее занятие. Это поможет Оксане переключить внимание с собак на людей. Но ей никогда не удастся полностью адаптироваться.

У Эдика более счастливая судьба: по прогнозам ученых, через год-два он должен освоить грамматический строй языка. Но последствия страшной травмы могут давать о себе знать в течение всей его жизни.

«Мы должны научиться относиться к этим детям не с жалостью, а с восхищением, -- считают авторы документального фильма «Дикий ребенок». -- Удивительно, что после того, что с ними сделали, брошенные дети все еще хотят протянуть руку другому человеку.

По материалам телеканала «Дискавери» подготовила Людмила ЗАГЛАДА