Происшествия

Саманта геймер: «роман полански изнасиловал меня в доме джека николсона… Но я, правда, не сопротивлялась в прямом смысле слова»

0:00 — 28 февраля 2003 eye 19408

В беседе с американским тележурналистом Ларри Кингом жертва преступления, совершенного знаменитым режиссером, рассказала, что же произошло 10 марта 1977 года

Имя кино режиссера Романа Полански сейчас у всех на устах. Его фильм «Пианист» продолжает свое триумфальное шествие по мировым экранам. В мае прошлого года он завоевал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», а в феврале года нынешнего удостоился семи(!) наград Французской киноакадемии «Сезар», двух наград Британской киноакадемии «БАФТА» и был выдвинут на соискание главной премии года — «Оскар». Если «Пианист» вызывает очевидное восхищение публики и критиков, то отношение к Полански весьма противоречивое. Известный режиссер вынужден уже четверть века жить безвыездно во Франции, потому что скрывается от американского правосудия. Преступление, совершенное им, относится к разряду тяжких: в 1977 году Роман изнасиловал 13-летнюю девочку. Он провел 45 суток в тюрьме, прошел психиатрическое обследование, был выпущен под залог и… сбежал во Францию!

История эта давняя, но в ней по-прежнему остается много неясностей. Разобраться во всем попробовал 24 февраля известный американский тележурналист Ларри Кинг, пригласивший на свое вечернее шоу в прямом эфире канала Си-эн-эн жертву изнасилования Саманту Геймер. Ей сейчас 38 лет. Всю жизнь эта женщина пыталась забыть то, что произошло с ней 10 марта 1977 года. Прежде она никогда не давала интервью и не рассказывала подробностей того весеннего дня. И вдруг согласилась сделать это теперь, когда Полански переживает самый крупный успех в своей творческой карьере… «ФАКТЫ» предлагают выдержки из откровенной беседы Ларри Кинга и Саманты Геймер.

«Я не смотрела „Пианиста“. Это не мой тип фильма»

— Добрый вечер! Сегодня у нас в гостях Саманта Геймер. То, что с ней сделал 25 лет назад Роман Полански, потрясло Америку. Сейчас он с фильмом «Пианист» собирает в Европе все престижные кинонаграды и претендует на «Оскара» в семи номинациях (Полански и прежде выдвигался на соискание «Оскара» за фильмы «Ребенок Розмари», 1969 год, «Китайский квартал», 1975-й, «Тесс», 1981-й, хотя премию так и не получил. — Прим. ред. ). Но Саманта, похоже, не жаждет мести. Более того, она написала открытое письмо, опубликованное в воскресенье в газете «Лос-Анджелес таймс», в котором призывает членов Американской киноакадемии, да и вообще всех зрителей, судить фильм «Пианист», а не его создателя. Вы искренне написали это?

— Да, Ларри. Я давно уже пережила то унижение, которое мне пришлось испытать. У меня своя жизнь, семья, муж, два сына. Мы живем на Гавайских островах. Имя Романа Полански для меня ничего не значит. Я не питаю к этому человеку никаких чувств. Но каждый раз, когда на экраны выходит его новый фильм, телефон у меня дома начинает трезвонить, как сумасшедший! Газетчики и просто любопытные почему-то хотят узнать мое мнение, достоин ли мистер Полански получить ту или иную награду.

— И что вы им отвечаете?

— Не думаю, что фильм имеет ко мне какое-то отношение. Оценивайте картину, над которой трудились десятки людей, а не одного Полански и то, что он сделал когда-то со мной.

— Иными словами, вы говорите членам академии: если вы считаете, что этот фильм лучше всех, дайте ему премию. Если вы считаете, что Полански лучший режиссер, наградите его!

— Совершенно верно.

— А вы смотрели «Пианиста»?

— Нет. И не потому, что его снял Полански. Это не имеет для меня значения. Просто это не мой тип фильма. Я не люблю драмы.

— Ну да, Холокост, война и все такое…

— Да. Мне нравятся приключения, комедии, побольше активного действия в фильме.

— Хорошо, Саманта. Расскажите, как вы с ним познакомились?

— Полански знал мою мать. Он сказал ей, что хочет меня сфотографировать для журнала мод, кажется, французского. Не знаю, почему. Может, он видел мои снимки.

«По просьбе Романа я переодевалась прямо на улице. Думала, так поступают все модели»

— Так он был не только режиссером, но и фотографом?

— Думаю, да.

— Значит, ваша мама согласилась. А вы что тогда думали об этом?

— Я решила, что это великолепная возможность для меня. Я хотела стать актрисой. Ходила на всякие прослушивания, немного снималась в рекламе…

— Вы жили в Лос-Анджелесе?

— Да, в долине.

— Саманта, я не могу никак понять одного. Ваша мама согласилась, чтобы ее 13-летнюю дочь фотографировал зрелый мужчина. Она хорошо знала Полански?

— Нет, это было шапочное знакомство. Но мы знали, что он — известный режиссер, знаменитость. Никто и подумать не мог, чем все это закончится.

— Сколько лет тогда было Полански?

— Я не знаю точно, где-то около 40…

— Так фотосессия действительно состоялась?

— Да, их было две. Первый раз он фотографировал меня около нашего дома. Знаете, такие снимки на природе, трава, деревья.

— В тот первый раз ничего не произошло, что могло бы вас насторожить?

— Я чувствовала себя несколько скованно в его присутствии. Он попросил меня переодеться прямо на улице. Я повернулась к нему спиной, чтобы он не видел мою грудь. Еще подумала тогда, что это нормально, так наверное поступают все фотомодели…

— Вы ведь учились в то время в школе…

— Да, в девятом классе.

— И ваши соученики знали, что вас снимает Роман Полански?

— Да, знали. И завидовали.

— А вы были в курсе, что всего за несколько месяцев до вашего с ним знакомства у него зверски убили жену, актрису Шэрон Тэйт?

— Мне кажется, трагедия произошла за несколько лет до этого. Я что-то слышала тогда об этом, но подробностей не знала (Действительно, первую жену Романа Полански Шэрон Тэйт банда Мэнсона зверски убила 9 августа 1969 года. — Прим. ред. ).

— Ну хорошо. Давайте вернемся к съемкам. А когда была вторая сессия?

— Думаю, недели через две…

— Это произошло в доме Джека Николсона?

— Да, все случилось у Николсона.

— Саманта, расскажите нам, пожалуйста, своими словами, как все было.

— Я хотела, чтобы со мной поехала моя подруга. Полански сначала согласился, но в последний момент велел ей уйти…

— Поподробнее, Саманта, пожалуйста.

— Мы с подругой сидели в машине возле моего дома. Рядом стояла мама. Подъехал Полански. Я сказала, что подруга поедет со мной. Он согласился, и мама спокойно пошла домой. Когда она закрыла за собой дверь, Роман заявил, что не считает присутствие подруги на съемках удачной идеей, и велел ей выйти из машины. Мы с ним поехали к дому Николсона. Мама не знала, что я отправилась одна.

— Вам не было страшно?

— Немного, но дорога была длинная, Роман все время что-то рассказывал интересное, и я успокоилась…

— А ваш отец знал обо всем этом?

— Нет, он не жил с нами, был в Пенсильвании.

— У вас были братья или сестры?

— У меня есть сестра.

«Я выпила пару бокалов шампанского, с которыми позировала»

— Итак, мы возвращаемся в 10 марта 1977 года. Это был день или вечер?

— Мы приехали к Николсону около полудня и оставались в его доме до самого вечера. Весь день Полански фотографировал меня.

— А в доме был еще кто-то? Сам Николсон, прислуга, помощники режиссера?

— Нет, никого. Сначала была какая-то женщина, кажется, служанка, но она сразу ушла. Это была обычная фотосессия. Я несколько раз переодевалась. Он снимал меня в разных нарядах, в разных комнатах…

— Вы что-нибудь ели?

— Нет, но я выпила пару бокалов шампанского, когда позировала с ними…

— В 13 лет?!

— Да, мне казалось, это так круто! Все шло хорошо, пока не стемнело. Полански предложил выйти в сад и сделать несколько снимков в джакузи.

— Вы были в купальнике?

— Нет. Только в трусиках, но моя грудь все время была чем-то прикрыта. Я думала, это нормально. Ведь меня фотографировали для европейского журнала. А в Европе иные моральные стандарты…

— Вы были тогда девственницей?

— Думаю, уже нет.

— Думаете?

— Понимаете, у меня был парень. Мы встречались несколько месяцев…

— Так у вас был секс с вашим парнем?

— Как бы это возмутительно ни звучало, да, был. Не совсем настоящий, в полном смысле этого слова. Знаете, два подростка, ласки, я позволила приятелю один раз пойти до конца, но вдруг спохватилась. Мне тогда казалось, что я остановила его вовремя… Я считала себя девственницей, хотя уже не была ею.

— И что же случилось в джакузи?

— Сначала он меня фотографировал… А потом присоединился ко мне. Я испугалась.

— Он был одет?

— Не совсем. На Романе, кажется, были шорты. Я сказала ему, что мне стало плохо. От горячей воды и пара. Сказала, что у меня может начаться приступ астмы…

— Астмы?

— Я придумала это, поскольку не знала, как мне его остановить. Я вылезла из ванны, закуталась в полотенце. Он увидел меня полуголой и стал успокаивать. Провел в дом. Не помню точно, что я ему говорила, но просила скорее отвезти домой. Он соглашался, а сам подталкивал меня к кровати. Мы оказались в темной комнате. Его намерения стали совершенно очевидны.

— Полански взял вас силой?

— Не знаю. можно ли так сказать, но хочу быть честной. Я все время твердила: «Нет, нет»! Я просила не заходить так далеко, твердила, что не хочу этого! Но я не сопротивлялась в прямом смысле. Не представляла, как себя вести. Мы были одни в этом чужом доме. Я не знала, чем все закончится, если устрою сцену. Была напугана, сломлена. И уступила, решив, что так быстрее попаду домой.

— Итак, у вас был настоящий половой акт.

— Правильно.

— Обычный секс, ничего другого?

— Во всех видах и позах…

— Он просил вас делать что-то конкретное?

— Он делал все сам, я ему просто подчинялась.

— А потом вы оделись, и он отвез вас домой?

— Я оделась, и он велел мне идти в его машину, а сам с кем-то разговаривал…

— Кто-то пришел?

— Кажется, Анжелика Хьюстон (Известная актриса, несколько лет жила с Джеком Николсоном. — Прим. ред. ).

— Она вас видела?

— Да. И была очень удивлена. Я не знаю, что говорил ей Полански, потому что проскользнула в дверь и ждала его в машине. Он пришел через несколько минут и повез меня домой. Я плакала. Он объяснял мне, что мы должны сохранить в тайне все, что случилось. Просил, чтобы я не говорила ничего маме.

«Телефонный разговор с мом приятелем подслушала сестра и рассказала об изнасиловании маме»

— И что произошло, когда вы приехали домой?

— Мы зашли вместе. Я сразу прошла в свою комнату. Мама удивилась, что у меня влажные волосы, а Полански принялся показывать ей, ее приятелю и моей сестре слайды, которые он сделал после нашей первой фотосессии. Я не знаю, что там произошло, так как не выходила из своей комнаты.

— А среди слайдов были ваши фотографии топлесс?

— Да. Мама очень расстроилась, но она ничего не сказала Полански. Он уехал.

— И когда вы все рассказали маме?

— А я ей ничего не рассказывала. Позже, уже ночью, я позвонила своему парню и…

— Сколько ему было лет?

— 17. Я все ему рассказала, а сестра подслушала разговор и все тут же передала маме. Она ворвалась ко мне в комнату и спросила, правда ли это. Когда я все подтвердила, они втроем принялись думать, что теперь делать.

— Втроем?

— Ну да. Мама, ее приятель и сестра. Они кому-то звонили, с кем-то советовались. А потом мама вызвала полицию…

— Той же ночью?

— Да. Полицейские приехали к нам домой, стали задавать вопросы. Отвезли меня в больницу.

— Вас обследовали?

— Да. Обследование показало, что я занималась сексом.

— Вы сказали полицейским, что сопротивлялись, так?

— Да. Но мне кажется, они не поверили.

— Почему?

— Понимаете, моя мама актриса, я тоже мечтала стать актрисой, а Полански известный режиссер. Все это было похоже на нашу попытку завоевать благосклонность Романа любым путем, даже уложив его в постель. Полицейские, а потом и газетчики, решили, что наш план не удался, и мы решили отомстить Полански, обвинив его в изнасиловании. Общественное мнение было настроено против нас.

«Судья, обещавший режиссеру 50 лет тюрьмы, мечтал, чтобы он кудо-то исчез»

— Но ведь тогда ваше имя не появлялось в газетах?

— Да. Этого добился мой адвокат, которого нашел отец. Он хорошо знал Лоуренса Сильвера. Но все наши знакомые сразу догадались, о ком идет речь, когда вокруг Полански вспыхнул скандал. И в моей школе тоже все догадались. Ведь мы сами всем хвастались, что меня снимает Роман.

— Итак, вы подали на Полански в суд…

— Я не подавала в суд! Это сделала прокуратура от имени штата.

— Вам пришлось выступать в суде?

— Нет. До этого не дошло. Я только давала показания большому жюри. Потом были предварительные слушания. Судья отправил Полански в тюрьму для проведения обследования. Я не знаю всех юридических тонкостей. О них может рассказать мой адвокат.

— Да, Лоуренс Сильвер любезно согласился прийти к нам в студию. Расскажите нам, пожалуйста, что же произошло в суде?

Лоуренс Сильвер:

— Я считал своей главной задачей защитить 13-летнюю девочку от огласки, судебных разбирательств, копания во всей этой грязи. Мне удалось достигнуть с адвокатом Полански соглашения, выгодного для обеих сторон. Он отправлялся в тюрьму на 90 суток, приносил личные извинения Саманте и ее близким, компенсировал моральный ущерб. А имя моей клиентки не должно попасть в газеты. Поскольку я выступал от лица жертвы, соглашение по закону никто не мог оспорить. Все шло хорошо, но вдруг судья вызвал нас с адвокатом Полански и заявил, что все отменяется. Он намерен засадить режиссера в тюрьму на 50 лет!

— Судья объяснил вам, почему он изменил свою позицию?

— Он сказал, что на него давят. Что изнасилование несовершеннолетней нельзя оставить безнаказанным. А потом добавил, что был бы счастлив, если бы Полански исчез из страны.

— Вы хотите сказать, что судья сам подтолкнул Романа к бегству?

— Было очень похоже на это.

— Мистер Сильвер, представим, что Полански приедет в Лос-Анджелес, чтобы участвовать в церемонии вручения премии «Оскар». Каковы действия американских властей?

— Я думаю, прокуратура выпишет ордер на его арест. Юридически он признал себя виновным в преступлении на сексуальной почве и сбежал, будучи отпущенным под залог. Это серьезно. Но с другой стороны, достигнутое мною 25 лет назад соглашение все еще имеет силу. Его никто не отменял. Судья, ныне покойный, лишь заявил о своем намерении.

«Когда Полански удрал в Европу, я была рада за него»

— Саманта, а что вы думаете обо всем этом? Вы хотели бы, чтобы Полански вернулся в Америку?

— Я хочу, чтобы это судебное дело наконец решилось. Я не хочу, чтобы его посадили в тюрьму, но и не хочу, чтобы мой домашний телефон снова трезвонил из-за Полански.

— Вы считаете, что 45 суток в тюрьме — достаточное наказание за изнасилование 13-летней девочки?

— Нет, но и 50 лет, обещанных судьей, это уже слишком. Когда Полански удрал в Европу, я была рада за него. Думаю, он себя уже наказал.

— Саманта, прошло много времени. Как вы считаете, почему он так поступил с вами?

— Не уверена, но мне тогда показалось, что ему нравится секс с девочками-подростками. У меня возникло впечатление, что я была у него не первой.

— Если бы сестра случайно не подслушала ваш разговор с парнем, вы бы сами рассказали о случившемся матери?

— Нет, никогда.

— А что случилось с теми фотографиями, что сделал Полански?

Лоуренс Сильвер:

— Сначала их конфисковала полиция. Но затем мне их отдали. Они в настоящее время хранятся у меня, по желанию миссис Геймер.

— И что, ни один журнал, ни одна газета не пыталась их купить? Тысяч за 50 или 100? А может, за полмиллиона долларов?

— Они не продаются.

— Саманта, у вас ведь есть дети, не так ли?

— Да, три сына. Старший от первого брака. Я тогда рассталась со своим первым парнем. Но в 19 лет выскочила замуж. Брак оказался неудачным. Я быстро развелась, но успела родить ребенка. Потом вышла замуж еще раз, и живу счастливо уже 15 лет.

— Предположим, что у вас есть дочь. И с ней случилось то же, что и с вами. Что бы вы сделали?

— Я бы не стала обращаться в полицию. Не допустила, чтобы моя дочь прошла через допросы, нездоровое внимание прессы…

— Вы получили какую либо компенсацию за случившееся?

— То, что произошло, в корне изменило мою судьбу. Я мечтала быть актрисой, и у меня были шансы. Но после всего этого я испытала отвращение к шоу-бизнесу. И не жалею об этом.

— Я имел в виду другое, когда задавал свой вопрос. Вы получили деньги от Полански?

— Был гражданский иск, но это вопрос сугубо конфиденциальный, и я не стану на него отвечать.

— Хорошо, был иск, но было ли принято по нему судебное решение и было ли оно исполнено? Мистер Сильвер, может быть, вы нам поможете?

— Решение было принято и исполнено. Но произошло это спустя много лет после побега Полански во Францию.

Подготовил Игорь КОЗЛОВ, «ФАКТЫ»