Происшествия

На микроавтобусах столичных перевозчиков, согласных возить пассажиров-льготников, вскоре появятся специальные эмблемы -- «маршрутка высокой миссии»

0:00 — 9 января 2003 eye 321

Городские власти сами начнут определять маршруты, а затем выбирать наиболее достойных их владельцев

Около полугода в столице продолжался эксперимент: частные перевозчики должны были предоставлять не менее 30 процентов мест в микроавтобусе пассажирам, имеющим право бесплатного проезда. Таким образом Главное управление транспорта Киева попыталось отрегулировать далеко не всегда доброжелательные отношения между перевозчиками и пассажирами-льготниками. Многие владельцы маршрутов подобный эксперимент встретили без особой радости, начали подсчитывать вероятные убытки, а кое-кто и вовсе отказался исполнять предписания властей.

Однако большинство перевозчиков (а их в столице почти сто) все же согласились участвовать в эксперименте и перед льготниками зажегся зеленый свет: они смогли ездить в маршрутках бесплатно. Правда, с определенными ограничениями -- только в промежутке между часами «пик».

Многие водители микроавтобусов по-прежнему набивают салоны «под завязку»

-- Мы считаем эксперимент удавшимся, -- сказал на совместном совещании со столичными перевозчиками заместитель главы Киевской горгосадминистрации Иван Салий. -- Большинству пассажиров он понравился, да и владельцы маршрутов не понесли особых убытков. А главное, все поняли: компромисса можно достичь даже в таком сложном вопросе.

Основная проблема в том, что, предоставив в действующем законодательстве огромной армии пассажиров право ездить бесплатно, государство не выделяет транспортникам средства, чтобы компенсировать перевозку льготников. Поэтому основную ношу бесплатного проезда пассажиров донедавна «тянул» коммунальный транспорт. Руководители автобусных и троллейбусных парков, трамвайных депо хоть и роптали, но не могли отказаться возить «бесплатников». Частные перевозчики оставались более несговорчивыми и справедливо требовали компенсации.

Эксперимент длился до Нового года. Сейчас властям опять придется искать компромисс. К тому же одними грозными директивами проблему не решить. За полгода эксперимента Управление транспорта получило почти 2,5 тысячи жалоб от пассажиров. Авторами более половины из них оказались льготники, которых водители бесплатно возить отказывались, причем зачастую в грубой форме. К примеру, восьмидесятилетнего инвалида Великой Отечественной войны и его жену молодой водитель и кондуктор просто вытолкали из автобуса, сопровождая процедуру «экстрадиции» неформальной лексикой. Водитель другой маршрутки выбросил на улицу вещи пассажира-льготника, отказавшегося выйти из салона микроавтобуса.

После проверки маршрутов, проведенной сотрудниками службы перевозок, выяснилось: многие водители микроавтобусов, несмотря на неоднократные предупреждения, по-прежнему не выдают пассажирам билеты и набивают салоны «под завязку». У сотрудников ГАИ также есть претензии к водителям маршруток: они нередко проезжают на красный свет, некоторые садятся за руль без… водительского удостоверения (с соответствующей категорией) и даже выпивши!

Больше всего претензий к маршрутам NN 245, 246, 249, 237, 531, 496, 579. Провинившимся грозят санкциями, а некоторых перевозчиков собираются и вовсе лишить права работать на маршруте. Столь суровое наказание столичные власти применяют впервые (в списке возможных «лишних» могут оказаться 18 владельцев маршрутов) и обещают подобным образом бороться со злостными нарушителями и впредь.

Владельцами новых маршрутов будут лишь те, у кого есть вместительные и комфортабельные микроавтобусы

Что же касается перевозки льготников, то возить именно тридцать процентов таких пассажиров перевозчики с Нового года уже не обязаны.

-- К сожалению, пока невозможно полностью компенсировать частникам перевозку всех льготных пассажиров, -- объясняет Иван Салий. -- Поэтому на совместном совещании решено: владельцы маршрутов сами станут определять, сколько льготников и в какое время они будут возить. Сейчас продолжаются собеседования с руководителями транспортных фирм, где мы их убедительно просим не отказывать льготникам в бесплатном проезде, провести соответствующий инструктаж водителей и кондукторов, чтобы избежать конфликтов в салонах микроавтобусов. Но такое положение временное, надеюсь, вскоре появятся средства на компенсацию перевозчикам, и тогда льготники будут ездить без проблем.

На микроавтобусах перевозчиков, согласных возить льготников, намерены наклеивать специальные распознавательные знаки -- эмблемы с надписью «маршрутка высокой миссии». А в салоне машин вывесят объявления: какие категории пассажиров и в какое время имеют право ездить бесплатно. Перевозчикам, проникнувшимся «высокой миссией», чиновники обещают всяческое содействие, особенно при проведении конкурсов на вакантные маршруты. Это немаловажно, ведь в последнее время конкуренция все сильнее, а требования к кандидатам становятся более жесткими.

Вскоре столичные власти сами начнут определять маршруты, а затем выбирать наиболее достойных их владельцев. А то сейчас перевозчики слишком часто «перепрыгивают» с маршрута на маршрут или просят разрешить им открыть новый, а через два--три месяца теряют к нему интерес и не выводят микроавтобусы на линии. В результате на некоторых маршрутах много машин, а на некоторых нет вовсе.

Должны исчезнуть вскоре с маршрутов и «Газели» -- они уже не соответствуют современным требованиям. Первыми распрощаются с «Газелями» маршруты, проходящие через центральную часть столицы, а затем все 800 таких машин отправят на «заслуженный отдых». Определяя владельцев новых маршрутов, предпочтение окажут перевозчикам, у которых есть вместительные, комфортабельные микроавтобусы.

Чиновники также требуют, чтобы каждый владелец транспортной фирмы строго контролировал работу своих водителей. Многие из них сидят за рулем почти сутки и сильно устают. А ведь так и до беды недалеко. К тому же перевозчики должны оборудовать маршруты диспетчерскими пунктами, чтобы диспетчеры следили за соблюдением графика движения машин, оперативно реагировали на жалобы пассажиров.