Происшествия

«козы подняли на ноги мою парализованную маму, а меня вылечили от стенокардии»

0:00 — 11 января 2003 eye 816

Жительница Луцка Елена Пахолюк до выхода на пенсию преподавала в школе математику, а теперь «воспитывает» козье стадо

85-летняя мама Елены Семеновны несколько лет назад слегла с инсультом: у нее отнялась речь и перестали действовать правая рука и нога. Врачи ничего обнадеживающего сказать не могли, но соседка привела старушку, которая первым делом посоветовала дочери поить больную козьим молоком. «А если хотите, чтобы мама еще пожила, идите на базар и покупайте козу, -- сказала бабушка. -- Через две недели она будет сидеть, а через месяц пойдет… » Так оно и вышло.

«Красавка всего за несколько дней научилась… танцевать»

-- Первую козочку мне привезли родственники из села, -- вспоминает Елена Семеновна. -- Как сейчас помню: полудикая, безымянная, рогатая и безухая (уши отгрызли собаки). В селе бедняжку гоняли и били, а я окружила ее заботой. Назвала Зорькой. Вы бы видели, как откликнулось животное на ласку! Козочка ходила за мной, как верный пес. Если кто чужой приближался -- ревновала, бодалась. Но самое поразительное: через две недели мама села в постели, а через месяц пошла. Ее вылечило Зорькино молочко. Я его тоже пила, и вскоре не осталось следа от стенокардии, забыла, что такое нитроглицерин и снялась в поликлинике с учета у кардиолога.

С тех пор не мыслю себя без этих чудных созданий. Сейчас у меня 23 козы (стадо этих животных в таком количестве -- явление уникальное даже для сельской местности. -- Авт. ). Каждая коза по-своему талантлива. Например, Красавка всего за несколько дней научилась танцевать: под музыку вставала на задние копыта, в такт мелодии подпрыгивала и кружилась. Пан Зюзя с удовольствием катает на спине детей. Сигнальщица будит моего мужа, если тот позволяет себе задремать на пастбище.

Козочки очень послушные -- команды выполняют беспрекословно. Пасутся в основном на острове. Туда и обратно через реку Стырь я их переправляю лодкой. Завидев меня издалека, стадо собирается на берегу, но в лодку заходят лишь те, кого позову. Если идет дождь, первыми пропускают козлят. Как говорит одна знакомая учительница, козы у меня «очеловеченные».

Зарезать козлика для меня невозможно. Но иной раз на это приходится идти. Как-то летом одна козочка полизала пепел от костра и напоролась на лезвие. Бедняжка закричала от боли. Подбегаю, смотрю, а у нее язык болтается на лоскутке кожи. Вызвали ветврача. Он сказал, что пришить язык невозможно, да и заражения крови не избежать. Пришлось бедняжку прирезать.

А вот Зайке повезло -- ее от верной гибели спас… экстрасенс. Это случилось ранней весной. Проглотив какую-то гадость, Зайка закричала и рухнула, словно подкошенная. С огромным трудом дотащила ее домой. Ей все хуже и хуже: орет, изо рта пена. Говорю мужу: бери нож и режь, чтобы не мучилась. В это время к нам зашел живущий неподалеку экстрасенс. Говорит: «Козья мама (это он меня так называет), что случилось?» Я рассказала. Он поводил над Зайкой руками и вдруг говорит: «Она проглотила кусок битого стекла. Сейчас я его перетру в порошок». И стал тереть ладонь о ладонь. К нашему удивлению, Зайка утихомирилась, изо рта перестала валить пена. А через пять минут она спокойно жевала жвачку! Как говорится, невероятно, но факт.

«Последние два года моих козочек пасут… аисты!»

-- Никогда не забуду Красавчика, -- продолжила свой рассказ Елена Пахолюк. -- Это был удивительно спокойный козел, настоящий интеллигент. Понимал все с полуслова. Его глаза светились благородством. Да и красоты был неописуемой: черный с отливом, с шикарными бакенбардами. Красавчик очень любил ласку, но гордость не позволяла му о чем-либо просить. Так получилось, что появилась необходимость его зарезать. Решение мы приняли вечером, а утром я переправила стадо на остров. Все пасутся, а Красавчик не отходит от меня, трется о ноги, заглядывая в глаза. И тут меня обожгла мысль: неужели понял, что мы хотим его зарезать?.. Так жалко его стало! Говорю: хорошо, я дам отбой, иди пасись. И он тут же ушел! Обещание я сдержала. Красавчик прожил с нами больше семи лет.

Разбираться в травах меня тоже научили козочки. Они пасутся не так, как, например, коровы или лошади. Коза старается оторвать цветы, причем одних и тех же много не съедает. А иную травинку или цветок сорвет, попробует, фыркнет и выплюнет. Мне стало интересно: почему так? Оказывается, травы, любимые козами, -- сладкие.

Весьма необычно животные вели себя после Чернобыльской катастрофы. Траву, которая так и называется -- чернобыль, козы не просто ели -- пожирали. Я потом узнала, что чернобыль выводит из организма радионуклиды. А еще они научили меня утолять жажду без воды: для этого нужно всего лишь пососать цветоножки одуванчика…

Козы очень ревнивы -- ни в коем случае нельзя кому-то из них отдавать предпочтение. Как-то мой внучатый племянник выбрал себе из двух десятков козлят любимицу. Носился с ней, нянчился. Я предупреждала: «Не делай этого на глазах у остальных козлят». Через несколько дней я зашла в козлятник, а малышка лежит никакая, глаза печальные-печальные. Я наклонилась, погладила ее, вдруг один козленочек подбежал и с разбегу как боднет ее своими рожками!

Последние два года моих козочек пасут… аисты. Переправила как-то стадо на остров, и вижу, что животные не пасутся, а столпились на берегу и блеют. Вдруг из зарослей вылетает аист, начал грозно стучать клювом, не пропуская коз вглубь острова. Я поняла, почему птицы прогоняли коз -- те мешали им ловить в зарослях лягушек. Но я «поговорила» с птицами -- они успокоились, а потом стали настоящими пастухами! Заслышав, что я зову своих подопечных, начинают стучать клювами, и стадо разворачивается в мою сторону. Если иная упрямица не слушается, -- взлетают и подгоняют взмахами крыльев. Дождавшись, когда в лодку сядет последняя коза, взлетают, делают приветственный круг и отправляются по своим делам.

В том, что действительно приносят счастье, Елена Семеновна убедилась на собственном опыте и потому нынешний год -- год Козы -- встретила с радостью.