Ежегодно 13--14 января в Вашковцах (Черновицкая область) уже сотни лет проводят единственный сохранившийся в Украине традиционный карнавал «Маланкова Переберiя»
«Маланкова Переберiя» -- действо Щедрого вечера и встречи «Васыля» (старый Новый год) -- пожалуй, единственный сохранившийся в Украине традиционный карнавал. «Перебиратися» означает не просто «переодеваться», а «менять образ», «становиться иным». «Столицей» обряда по праву считается городок Вашковцы Кицманского района Черновицкой области.
Карнавал проводят здесь уже сотни лет -- праздник пережил всех прежних правителей этих земель: молдавского воеводу Штефана, братьев Русетов, Теодора Мустацэ, барона Петрино В советские времена даже обком партии ничего не смог поделать с этим праздником, несмотря на грозные указания милиции, наряды дружинников и рейды учителей. Местные жители на «зажим» праздника реагировали порой с вызовом. Особенно укреплялись духом, когда снимать действо приезжала киногруппа их великого земляка Ивана Миколайчука. Брат Ивана, например, демонстративно заносил в отделение милиции две купюры по 10 рублей (при норме штрафа только в 10), давая понять, что на следующий год будет точно так же «перебиратися».
Основной признак карнавала -- маски (машкары). Никогда Вашковцы не оставались без потомственного «машкаря». Уже четверть века им является Владимир Мигован. Когда он был таким маленьким, как теперь его внук, и бережливый отец не хотел покупать ему маску у мастера, сынок потихоньку брал в руки инструмент. У машкаря сегодня еще хватает работы. Хотя, конечно присутствуют и реалии последнего времени: маски-ужастики, «фредди крюгеры», «кинг-конги», самодельные «фантомасы» и «серые волки».
Самые популярные на карнавале образы -- Коза (в этот год пользуется особым спросом!), Медведь, Дед, Баба и Черт. Ну, и Молодык с Молодой -- ведь им принадлежат радости всех будущих Щедрых вечеров
Последние годы «переберии» возглавлял вашковецкий голова Мыкола Гарас в красноречивой маске «Пана». Именно городской мэр в свое время отстоял тысячелетнюю буковинскую традицию перед некоторыми «непонимающими товарищами».
13 января, когда солнце начинает заходить за Ганныну гору и день святой Мелании Римлянки (Маланки) готовится передать эстафету именинам святого Василия (»Василя») 14 января, тишина святочного вечера нарушается. Начинают карнавал дети. Во время «щедрування» и «водiння Кози» ребятишки не прикрывают лиц -- это привилегия взрослых. Маленьких «козоводов» надо щедро попотчевать -- ведь от рогатой в новом году можно и неприятностей дождаться.
Около 10 вечера Вашковцы наполняются звериным, птичьим криком, ревом, свистом «Переберии» позволено все! Ну почти все, кроме «смертных грехов». «Перебраться» следует полностью, то есть изменить не только внешность, но и голос -- у спрятавшихся под масками появляется характерная карнавальная писклявость.
Этой ночью случайному прохожему нужно держать ухо востро! Самозваные доктора могут захотеть среди улицы «поставить клизму» прохожему (с окунанием в снег), полечить от бесплодия (также символически, но с катанием по снегу).
На следующее утро невыспавшиеся, но полные решимости «перебранцы» выходят на «парад». Карнавальные команды готовятся к событию месяцами, готовя потрясающие полные -- от макушки до пят! -- костюмы медведей и коз, позванивающие колокольчиками. До обеда встречают «Васыля» -- Старый Новый год, показывают мастерство рукодельное и песенное.
В обед сходятся к речке Глыбочок на «апофеоз». Предварительно пробитые во льду широкие проруби предназначены для самых верных «перебранцев». Мужик в костюме Адама с сопилкой в руках ложится в прорубь, как в ванну, и выводит приятную слуху мелодию (и как ему там зубы не сводит!) «Коза» подливает ему сверху воду, кто-то сталкивает в прорубь саму Козу Сюда сходятся не только жители городка, но и прибывшие гости «из области», киевляне, много и заокеанских дальних родичей. Здесь всякий вспомнит, откуда он родом!..
Вашковцы давно стоило бы включить в международные туристские маршруты. Индустрия фольклорных фестивалей, к которой Украина только начинает присматриваться, имеет здесь прочные традиционные корни. Вот только не погубит ли это спонтанную, живую непосредственность вашковецкой «Маланочки»? Ведь к такому сокровищу стоит отнестись бережно.