Происшествия

Имея опыт изготовления денежных знаков еще с советских времен, 63-летний «умелец» из тульчина наладил производство высококачественных стодолларовых купюр

0:00 — 15 января 2003 eye 1118

Апелляционный суд Винницкой области по достоинству оценил труд «мастера», приговорив его к десяти годам лишения свободы

Те, кто много лет знал Константина Космача, никак не могли понять, почему у этого хваткого, предприимчивого человека не ладится бизнес. То он занимался фотоделом, потом забросил его и безуспешно искал себя на поприще хлебопека, то вместе с сыновьями основал малое предприятие по производству электрических котлов, которое вскоре обанкротилось. Но что особенно хорошо получалось у Константина Стефановича, так это тратить деньги. Может, поэтому он и взялся за изготовление валюты, придя к выводу, что разбогатеть иным путем не сможет.

«После того, как на моих глазах знакомый сдал поддельную 100-долларовую купюру в обменный пункт, я тоже согласился стать сбытчиком фальшивок»

Когда Евгений Ковалев в очередной раз пришел к своему приятелю Константину Космачу напомнить, чтобы тот вернул одолженные на протяжении нескольких лет 8. 300 долларов, должник уверенно заявил, что сможет отдать деньги через месяц. И действительно ровно через месяц Константин Стефанович вручил своему кредитору завернутую в газетную бумагу и перевязанную пестрой ленточкой пачку валюты. Ковалев доверял Космачу, поэтому пересчитывать деньги при нем не стал, а дома, раскрыв пачку, удивился -- все купюры были стодолларовые, новехонькие, 1993 года выпуска, одной серии со следовавшими подряд номерами. «Будто только что из банка!» -- удивился Евгений, внимательно рассматривая купюры. И вдруг вспомнил, как мастерски Константину Космачу еще в советские времена удавалось подделывать 25-рублевые купюры и чеки «Внешпосылторга», за что он тогда и угодил за решетку… « Может, и эти доллары фальшивые?» -- обеспокоился Ковалев…

-- Да, да, Женя, это фальшь, но ведь сейчас у меня других денег нет! -- признался Космач Ковалеву, когда тот вернулся и начал расспрашивать, где он взял такие подозрительные доллары. -- Я изготовил их сам, и мне совсем не жаль презентовать тебе еще две такие же пачки -- в залог. Когда у меня появятся настоящие доллары, я отдам их тебе, а ты вернешь мне эти, «домашние».

-- Фальшивые доллары я оставил на хранение своему зятю Сергею Крамарчуку, -- рассказывал на суде Ковалев. -- Зятя я предупредил, чтобы он ни в коем случае не тратил эти деньги. К тому же дал ему еще 100 настоящих долларов, сказав, что вместе с моей дочерью он может потратить их на продукты и все необходимое. Я часто помогал детям…

Сработанные в домашних условиях доллары Крамарчуку понравились, и он решил попробовать их реализовать, сколотив подходящую компанию. Причем роль поставщика фальшивок, которые в своем домовладении в Тульчине «клепал» Космач, отводилась Ковалеву. Среди сбытчиков фальшивой валюты оказался и бывший сотрудник милиции. Он, кстати, дал согласие подзаработать на реализации поддельных долларов лишь после того, как увидел, что один из компаньонов на его глазах ловко избавился от одной из таких купюр в обменном пункте валюты…

Внешне фальшивые стодолларовые купюры ничем не отличались от настоящих. На них имелись все степени защиты, известные каждому гражданину, когда-либо покупавшему валюту: и магнитная полоса с мелким шрифтом, указывающим номинал купюры, и вкрапленные магнитные нити, и четко просматриваемые контуры рисунка, его тончайшие детали. Даже привычная шероховатость воротника одежды президента США и шуршание этих купюр не отличали их от настоящих!

Сбытчики фальшивок делали ставку на оптовую продажу самодельной валюты и довольно успешно сбывали ее по 35--40 долларов за каждую поддельную купюру. Как правило, заинтересованные в приобретении поддельных долларов лица просили дать им на какое-то время одну купюру, чтобы они могли оценить ее достоинства и определиться с будущим оптовым заказом. «Ознакомившись» с фальшивкой, один поляк изъявил желание приобрести аж сто тысяч самодельных долларов!

Компания успешно справлялась со своими обязанностями и трудилась с большим размахом. Разрабатывали план покупки за «свои» доллары больших партий сахара, муки, лесоматериалов. А один из сбытчиков даже умудрился несколько раз передать подделки автобусом брату в Ивано-Франковск, где тот их успешно продал. Выручку отдавали Крамарчуку, а он уже делил ее в соответствии с вкладом каждого в общее дело. Кстати, несколько купюр вернулись к Ковалеву из-за их плохого качества.

В преступной группировке была строгая конспирация: общаясь по телефону, ее члены использовали особые речевые обороты, у каждого из них были отработаны версии на случай задержания правоохранительными органами. Кроме того, никто из распространителей никогда не видел «мастера», так искусно изготавливавшего валюту. Лишь однажды один из сбытчиков фальшивок заметил сидевшего на месте пассажира в «Мазде», которой управлял Ковалев, старичка с жиденькой седой бородкой и догадался, что это, наверное, и есть человек, изготавливающий доллары. Кстати, эту иномарку и еще два дорогих автомобиля «мастер» приобрел за «свои» доллары в Молдове…

«Я изобретаю не доллары, а двигатель, работающий на энергии постоянных магнитов!»

Появление на Виннитчине большого количества поддельной валюты, конечно же, не могло пройти мимо внимания правоохранителей. Высокое качество фальшивок свидетельствовало о том, что изготовляет их человек с большим криминальным опытом. Оперативники управления Службы безопасности Украины в Винницкой области вышли на проживающего в райцентре Тульчин 63-летнего Константина Космача, приговоренного в 1986 году к пятнадцати годам лишения свободы за изготовление 25-рублевых купюр и чеков «Внешпосылторга» (отсидел он лишь половину срока и был помилован. -- Авт. ) Когда декабрьским утром 1999 года правоохранители постучали в дом к Космачу, он вышел… с мусорным пакетом. Любезно встретив стражей порядка, хозяин пригласил их в дом и сказал, что сейчас же вернется, вот только мусор выбросит. «Мусором», как установили оперативники, оказался металлический термос, в котором находились 1. 692 завернутых в бумагу и семь разорванных купюр номиналом 100 долларов образца 1993 года и две -- 1996 года. На бумаге было написано «Брак», как позже будет установлено, надпись была сделана рукой Космача. Кроме того, в пакете находились трафарет 100-долларовой купюры образца 1993 года и обрывки такого же трафарета. У Константина Космача была также найдена бумага голландского производства, на которой и печаталась поддельная валюта.

-- Термос с фальшивками не мой, а Ковалева -- он попросил меня на некоторое время его спрятать, -- объяснял Космач. -- А изъятые у меня компьютер, копировальный аппарат и другая оргтехника принадлежат сыновьям, клей, красители в стеклянных банках и пластиковых упаковках -- собственность моей семьи и используются исключительно для ремонтных работ, а магниты, вальцы и другое изъятое оборудование -- в слесарном деле. Мы ведь трудимся над изобретением двигателя, работающего на энергии постоянных магнитов. Это вопрос государственной важности, мы изобрели альтернативный источник энергии! Наш двигатель экологически чист, бесшумен, не нуждается в смазке, охлаждении и, самое главное, работает… без топлива. И эти магниты у меня забрали -- какое безобразие! -- в самый разгар испытаний!

Судебно-технической экспертизой было установлено, что доллары из термоса изготовлены не на государственном предприятии, осуществляющем производство дензнаков, и являются поддельными. Эксперты также определили, что у всех фальшивок один источник изготовления, а черный и зеленый красители на фальшивых долларах -- те же, что и на изъятом у Космача копировальном аппарате «CANON». На обрывках трафарета, прокатных вальцах и другом оборудовании обнаружили следы клея, которым «умелец» пользовался для изготовления подделок. Кроме того, принадлежащим ему детектором Космач проверял каждую изготовленную им купюру на наличие знаков защиты!

-- Мне твердят, что я усовершенствовал производство фальшивых долларов, наловчившись в свое время на 25-рублевых купюрах, и вытаскивают «старое белье» -- мое старое уголовное дело! -- возмущался Космач. -- Но ведь это не так, это совсем разные вещи! 25-рублевки изготовлялись способом фоторепродукции, а доллары -- типографским, в котором я ничего не смыслю!

Как выяснилось, сведения о том, как правильно выполнить ту или иную операцию при изготовлении поддельной валюты, Космач черпал из специальной справочной литературы, изъятой у него дома. Подпольное производство долларов оказалось очень трудоемким процессом. Способом офсетной печати «умелец» сначала изготавливал лицевую и оборотную стороны купюр, после чего с помощью копировального аппарата наносил на них изображение черной рамки, а на цифры и буквы шел зеленый краситель. Перед склеиванием обеих сторон купюр «мастер» вставлял между ними защитную магнитную полосу, микротекст на которой выполнял металлическим порошком золотистого цвета. Вальцами прокатывал готовую купюру, чтобы клей распределялся равномерно, и высушивал ее. Кроме того, очень умело имитировал и такое средство защиты, как вкрапленные магнитные нити.

«Я тяжело болен, а больного человека судить нельзя!»

Когда в марте 2001 года Апелляционный суд Винницкой области приговорил шестерых сбытчиков поддельной валюты к различным срокам заключения в исправительно-трудовой колонии усиленного режима (Верховный суд Украины оставил приговор без изменений), Космач продолжал настаивать, что к изготовлению фальшивок не имеет никакого отношения. В связи с болезнью Космача (у него была диагностирована стенокардия, постинфарктный кардиосклероз, хронический холецистит, паховая грыжа и другие заболевания) уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство и временно приостановлено до выздоровления обвиняемого. Константин Стефанович настаивал, чтобы его отправили на лечение в гражданскую больницу, так как тюремной медицине он не доверяет, а условия следственного изолятора не способствуют выздоровлению. Но и после того, как подлечившие Космача врачи представили в суд заключение, что подсудимый может принимать участие в судебных заседаниях, он протестовал: «Я тяжело болен, а судить больного человека нельзя!» И цитировал в суде Евангелие: «Ибо каждому будет так, как он поступает с другими, каждому воздастся по делам его!»

Апелляционный суд Винницкой области установил, что члены преступной группировки сбыли 16. 000 фальшивых долларов, изготовленных Космачем. И пытались сбыть еще 192. 400 подделок, но безуспешно, поскольку были разоблачены правоохранителями. Кстати, фальшивомонетничество считается завершенным преступлением уже с момента сбыта хотя бы одного поддельного денежного знака.

При определении наказания Константину Космачу -- десяти лет лишения свободы -- суд учел, что содеянное им преступление относится к категории тяжких и направлено на подрыв экономических интересов государства, а также совершено в составе организованной группы в корыстных целях.

Осужденный имеет право обжаловать приговор.