Происшествия

«глядя, как растет мой ребенок, ловлю себя на мысли, что готова рискнуть. Но имею ли я право дать жизнь еще одному человеку? »

0:00 — 16 января 2003 eye 418

Родив сына, ВИЧ-инфицированная киевлянка мечтает о дочери. Единственное, что ее тревожит: успеет ли она вырастить своих детей

Узнав, что беременна, Татьяна не сразу обратилась в женскую консультацию: зачем, если чувствует себя хорошо? Собралась лишь на четвертом месяце беременности. Будущую маму отправили делать анализы, в частности, и на ВИЧ. Откуда у нее возьмется ВИЧ? Но медсестра сказала, что это необходимо. А через две недели выяснилось, что Татьяна инфицирована.

-- Удивительно, но я на это никак не отреагировала, -- вспоминает Татьяна. -- Просто подумала: ну ничего в нашей стране не могут сделать нормально! Еще раз сдала кровь и стала ждать ответа. Его не было почти месяц. Я очень боялась, что если отрицательный результат запоздает, меня не возьмут ни в один роддом. Поэтому мы с мужем вместе пошли в центр анонимного обследования. Через неделю нам сказали, что мы… оба инфицированы.

В это день была годовщина нашей свадьбы, дома нас ждал празднично накрытый стол. Но какой праздник, если жизни конец?

«Узнав о моем диагнозе, врачи и слушать не захотели о кесаревом сечении»

-- Мы с мужем стали думать: кто из нас, где и каким образом мог получить инфекцию? -- говорит Татьяна. -- На старших курсах института я подрабатывала медсестрой, и были случаи, когда колола пальцы использованной иглой, а несколько лет назад мне сделали операцию, во время которой переливали кровь. Муж до знакомства со мной жил с женщиной, которая ушла от супруга из-за его пристрастия к наркотикам.

Татьяна впала в депрессию. Все потеряло для нее смысл. Все, кроме… ребенка.

-- Однажды утром малыш забился, и я подумала: вот лежу тут, жалею себя, а мое дитя не собирается сдаваться. Я поехала в столичный СПИД-центр. Там врачи сказали, что есть лекарство, которое может поддержать меня в моем положении. Я прошла курс противовирусной терапии, но для того, чтобы обезопасить ребенка, нужно было добиться разрешения сделать мне кесарево сечение. Однако, узнав о моем диагнозе, врачи и слушать не захотели об операции. И в роддом заранее не приняли: «Начнутся схватки -- вызывайте «скорую». Незачем тут заразу разносить». Срок поджимал, у меня шла уже 43-я неделя, и я стала настаивать. Меня положили, но в приемном отделении объявили: у мамаши, мол, вши. И под этим предлогом определили место в смотровой на кушетке -- без матраца! На дворе зима, палаты-то отапливались, а в смотровой -- плюс восемь градусов.

Родила я быстро. После этого меня положили в общую палату, но запретили говорить о своем диагнозе. Сами тем не менее на каждом обходе косвенно давали понять, чем я болею.

Сейчас моему сыну десять месяцев. Кровь на антитела ему проверили в три и восемь месяцев. Антитела обнаружены, но я уверена, что к двум годам сына снимут с учета в СПИД-центре. Я всегда мечтала иметь двух детей, и сейчас, глядя, как растет мой ребенок, ловлю себя на мысли, что готова рискнуть. Только имею ли я право дать жизнь еще одному человечку? С одной стороны, у моего сына, когда не станет нас с мужем, будет родная душа. С другой -- успею ли я поставить своих детей на ноги? Когда пытаюсь советоваться с друзьями, они смотрят на меня, как на сумасшедшую. Если бы не помощь Всеукраинской сети ЛЖВ (это благотворительная организация, объединившая в своих рядах ВИЧ-инфицированных людей), я бы и в самом деле сошла с ума. А так держусь…

-- Всеукраинская сеть имеет сегодня своих представителей в 17 регионах Украины и насчитывает свыше 250 членов, -- рассказал «ФАКТАМ» Владимир Жовтяк, председатель координационного совета Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ. -- Мы пытаемся улучшить качество жизни людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, оказываем им психологическую, социальную помощь, а также добиваемся для них возможности найти нужные лекарства.

В Украине ВИЧ-инфицированных становится все больше, и они не должны чувствовать себя изгоями. Знаете, что написал один наш подопечный? «Люди!Я еще здесь, я еще с вами, и кто сказал, что я так просто сдамся? Наоборот, я буду сражаться за каждый свой день, час, минуту жизни!» Разве не грех отказать такому человеку в поддержке?

«Риск передачи вируса от матери к ребенку составляет около 25--30 процентов»

Для многих людей диагноз «ВИЧ+ (позитивный)» означает, что они никогда не будут иметь детей. Но сколь велика в действительности опасность того, что у инфицированной женщины родится инфицированный ребенок?

-- Риск передачи вируса от матери к ребенку составляет около 25--30 процентов, то есть из 100 ВИЧ-позитивных женщин инфицированных детей рождают только 25--30, -- говорит сотрудница Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний имени Громашевского врач Татьяна Супруненко. -- Чтобы снизить риск ребенку, беременным женщинам необходим курс профилактического лечения во второй половине беременности, плановое кесарево сечение и перевод ребенка на искусственное вскармливание. Благодаря профилактическим мерам риск передачи вируса от матери к ребенку снижается до пяти процентов.

-- Влияет ли наличие инфекции на самочувствие беременной женщины?

-- Наблюдения за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных женщин во время беременности показали, что женщины, у которых отсутствуют проявления заболеваний, связанных с ВИЧ, не испытывают негативного влияния инфекции. Состояние женщины зависит еще и от того, на какой стадии ВИЧ-инфицирования она забеременела. Если это происходит в первые месяцы, риск передать вирус ребенку возрастет.

-- Что делать, если передача вируса ребенку произошла?

-- Часто у новорожденных ВИЧ-инфекция прогрессирует очень быстро. Младенец теряет в весе, отстает в развитии. Но бывает и так, что ВИЧ-позитивные дети вначале ничем не отличаются от неинфицированных. Болезни, указывающие на наличие ВИЧ-инфекции, могут появиться у таких детей спустя месяцы и даже годы после рождения.

Всех детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, ставят на учет. Если до 18 месячного возраста антитела не уходят из организма, только тогда ребенок считается инфицированным.

Сейчас многие ВИЧ-позитивные мамы воспитывают своих здоровых детей. Конечно же, задаются вопросом: успеют ли их вырастить? Но таким же вопросом задаются и пожилые родители или страдающие тяжелыми заболеваниями.

Да, в Украине действуют сегодня программы поддержки ВИЧ-инфицированных. Но гарантий, что они будут работать завтра, никто не даст.

По статистике центра СПИД-фонда «Восток--Запад», в Украине зарегистрировано 49 873 ВИЧ инфицированных, из них детей -- 3 945. Только за прошлый год зарегистрировано 6 273 новых случая инфицирования вирусом иммунодефицита.

Больных СПИДом в Украине 3 733 взрослых и 123 ребенка, умерли 1985, из них 72 ребенка.