Происшествия

Заместитель директора межбанковской службы безопасности юрий магдич: «в украине по самым скромным подсчетам работают более тридцати тысяч мошеннических предприятий»

0:00 — 28 января 2003 eye 317

Примерно 20 тысяч этих фирм находится в Киеве

После того, как в «ФАКТАХ» был опубликован материал «Молодая женщина, отсидевшая за хулиганство, и восемь ее помощниц, называвших себя «девочками-кидалочками», за полгода облапошили на два миллиона гривен около трехсот российских и украинских фирм, занимающихся скупкой металла» (»ФАКТЫ» от 24 декабря 2002 года), в редакцию позвонил заместитель директора Межбанковской службы безопасности Юрий Магдич и заявил, что в большинстве подобных случаев, как правило, виноваты сами обманутые. Дело в том, что украинские бизнесмены очень часто торопятся заключать сделки, не замечая порой очевидного. А между тем, по данным правоохранительных органов, в Украине на сегодняшний день «трудятся», по самым скромным подсчетам, около тридцати тысяч фирм-мошенников, созданных с одной единственной целью -- обманным путем завладеть чужими деньгами. Способов это сделать, аферисты придумали немало.

Чтобы не попасться на удочку, иногда бывает достаточно посмотреть на название фирмы -- потенциального партнера по бизнесу

-- В той же Белой Церкви, где работала фирма «Нергал», о которой писали «ФАКТЫ», работает еще девять предприятий, торгующих… воздухом! -- рассказывает заместитель директора Межбанковской службы безопасности Юрий Магдич. -- Это стало известно после проверки. Способов, позволяющих определить, насколько честно работает та или иная фирма, есть много. Иногда бывает достаточно посмотреть на название фирмы -- потенциального партнера. Среди мошенников нередко встречаются настоящие юмористы. И ваш пример с названием фирмы «Нергал» (если переставить буквы, то получится слово «нагрел». -- Авт. ) -- достаточно безобиден, по сравнению с тем, что встречается.

Как-то нас попросили проверить платежеспособность российской фирмы с красивым названием «Акволабеан». Мы даже не стали направлять запрос коллегам в Россию, а предложили нашему клиенту прочитать, извините, название наоборот и самостоятельно сделать прогноз партнерства.

Вот одно из основных правил. Если не хочешь стать жертвой мошенника -- проверяй, давно ли находится та или иная фирма по указанному адресу -- три дня или три года, и действительно ли там бывают сотрудники или просто кто-то «для декорации» сидит на телефоне. Нелишне было бы и узнать, где находилась эта фирма раньше, и не беспокоят ли нового хозяина помещения кредиторы предыдущего.

Совсем недавно руководитель одной из полтавских фирм перечислил киевской фирме авансом крупную сумму за сахар. Нашел он столичную фирму по объявлению в газете. Созвонился по указанным телефонам, остался доволен предложенной ценой и лично выехал в Киев для подписания контракта. Был четверг. Помещение, где состоялась встреча, находилось в большом офисе, встречал гостей сам директор, кофе подавала секретарь. Все как положено. Покупателю даже показали складские расписки с двух сахарных заводов, где якобы находился товар. Ударили по рукам, выпили по рюмочке, и полтавчанин в пятницу отбыл домой. Прибыв в свой офис прямо с вокзала, полтавский директор распорядился перечислить предоплату. Поставка -- несколько вагонов, сумма -- огромная.

После обеда он решил сообщить продавцу о выполнении договоренности и набрал киевский номер, но телефон не отвечал до самого вечера. В понедельник утром полтавчанин был уже у знакомых дверей, но помещение столичной фирмы оказалось пустым. Расспросы в соседних офисах результата не дали -- исчезнувшие фирмачи «светились» там всего пару дней. И лишь тогда полтавчанин кинулся наводить справки о тех, с кем подписал договор. Выяснилось, что предприятие зарегистрировано, скорее всего, на украденные или проданные паспорта. Судя по документам, его учредителями были безработная женщина и инвалид, заявивший, что никакую «хвирму» в глаза не видел. В тот же день «кинули» еще одну фирму, ивано-франковскую. Встреча с ее руководителем состоялась в том же офисе, в тот же день, но с утра.

«Однажды нам пришлось иметь дело с фирмой, учредителем которой по документам являлся… 96-летний житель горного армянского селения!»

-- Учредителем «липовой» фирмы может оказаться и гражданин иностранного государства. И его потом очень сложно призвать к ответу, если вас «кинули», -- продолжает Юрий Григорьевич. -- Однажды нам пришлось иметь дело с фирмой, учредителем которой являлся гражданин 1906(!) года рождения, житель далекого армянского горного селения. Директором этой фирмы был гражданин Молдовы, а само предприятие зарегистрировано полтора года назад в маленьком закарпатском поселке. Казалось бы, явного криминала нет, но ход событий в отношениях с таким партнером можно легко предвидеть.

Как правило, аферисты не занимаются постоянным видом деятельности. Но бывают и исключения. Некоторые из них длительное время работают по одному профилю, пока не исчерпается круг потенциальных жертв. Например, если полюбившийся товар -- медикаменты, то менять профиль приходится после того, как мошенники «прошлись» по всем производителям и представительствам фармацевтических фирм в стране. Но после первого круга можно наведаться в те же места вторично, сменив лишь вывеску.

Встречались и уникумы, которые готовились к афере столь тщательно, что даже не поскупились потратиться на пару стареньких тягачей, прикупив их в одном из автохозяйств. Наличие «собственного автопарка» помогло убедить потенциального клиента, что перед ним опытные перевозчики, и в результате тот предоставил им в аренду еще два новеньких тягача, которые потом были проданы, а фирма ликвидировалась.

Очень часто мошенники как бы прикармливают своих будущих жертв. Проводится, как правило, две-три, а то и больше мелких сделок с полной и своевременной оплатой. Потом, уже на правах постоянного клиента, мошенники просят о некоторых поблажках и получают их. Когда имидж надежного партнера в глазах будущей жертвы сформирован, «кидала» делает крупный заказ и не расплачивается. Хозяин товара, даже после того, как миновали все сроки, продолжает находиться в плену иллюзий относительно порядочности «постоянного клиента» -- ведь раньше все шло хорошо -- и потом еще долго и покорно ожидает денег. Но не всегда подобные аферы на этом заканчиваются.

Как действует мошенник, если видит, что его кредитор терпелив и понимает «временные трудности»? Снова просит партию товара! Он наносит своей жертве личный визит, выглядит при полном параде и даже делает недорогой презент. В ходе беседы должник еще раз изложит причины задержки оплаты. Скорее всего, это будут «великие планы», которые требуют затрат, но уже завтра начнут приносить доход. Первым, с кем расплатится ваш должник, будете, конечно вы. После такого разговора большинство фирм отгружают «кидале» очередную крупную партию товара.

Среди беспредельно доверчивых продавцов иногда встречаются просто уникальные экземпляры. Мне довелось столкнуться с почти невероятной ситуацией: директор крупного производственного предприятия умудрился в течение года семь раз отгрузить свою продукцию, не получив оплату даже за первую поставку!

Счета, на которые принимались деньги, закрывались сразу же после очередной аферы

-- Около крупных производителей всегда крутится очень много аферистов, -- считает, опираясь на свой опыт, Юрий Магдич. -- Причина проста: обманывать их намного легче -- у таких предприятий остался традиционный, еще с советских времен, громоздкий внутризаводской учет производственных, товарных и финансовых потоков. Иными словами, людей много, каждый отвечает за свой участок, но никто не отвечает за процесс от начала до конца.

А вот еще один способ обогащения за счет украинского бизнесмена. С некоторых пор в СНГ стала распространяться новая форма мошенничества. Представители неких иностранных предприятий предлагают услуги по проведению всевозможных семинаров, конференций и стажировок. Естественно, на их территории. Потенциальным слушателям сообщается, что расходы, связанные с проведением самого мероприятия (гонорары докладчикам, аренда помещений, транспорт) организаторы берут на себя. Требуется лишь небольшое денежное перечисление для оплаты гостиницы и питания. Против искушения повидать мир почти бесплатно, да к тому же еще и научиться работать по-европейски, устоять сложно. И мошенники, пользуясь этим, даже в результате небольших гостинично-питательных проплат, снятых с многочисленных простаков, сколачивают приличный капитал.

Недавно некая американская фирма разослала по нашим аграрным ведомствам предложения о стажировке украинских специалистов сельхозтехников в рамках программы помощи странам Восточной Европы, якобы проводимой фондом Рузвельта. Предложения сопровождались пакетом красиво оформленных документов. На бланках с витиеватыми гербами описывались широчайшие международные связи и заслуги как фонда, так и компании. Выглядели бумаги убедительно. От заинтересованных лиц требовалось заплатить 2900 долларов.

На удочку американских мошенников попали 94 украинских сельхозпредприятия, которые перечислили деньги фонду. Беспокоиться они начали, когда подошел срок командировки, а от принимающей стороны -- ни слуху ни духу. Оказалось, что никакого фонда Рузвельта в США нет. Деньги от попавших на удочку аферистов принимались на разные счета, которые после перечислений сразу же закрывались.

Одному покупателю продали соль вместо сахара

-- Мошенничество может заключаться и в подмене товара, -- продолжает перечислять возможные варианты Юрий Григорьевич. -- Это довольно часто случается с поставками продовольствия и сельхозпродукции. Если вы платите за яблоки, их сортность должна быть оговорена письменно. Если продукция оказалась не первой свежести, а вы не составили при этом акт на месте получения, то защитить себя от поставщика-обманщика в дальнейшем будет сложно.

Одна из столичных фирм «нагрела» покупателя, поставив соль вместо сахара. Сопровождающему было запрещено разгружать транспорт с товаром, пока не поступит полная предоплата на счет продавца. После получения денег «экспедитору» дали сигнал, и он исчез. Покупатель обнаружил лишь несколько мешков с сахаром, остальное оказалось солью.

Встречаются и удивительные по своей глупости контракты, когда в их условия забывают внести обязательства по возврату полученных средств в случае невыполнении получателем встречных обязательств.

-- Нужно быть просто более бдительным -- и тогда проблем у наших бизнесменов будет меньше, -- подытоживает свои советы заместитель директора Межбанковской службы безопасности. -- Ведь иногда «нарываешься» не на мошенников, а на обычных банкротов, которые с вами не рассчитаются никогда.