Между тем последней страной, решившей прислушаться к рекомендации FATF проявлять предельную строгость в расчетах с украинскими партнерами, стала Швейцария, на финансовые учреждения которой приходится около трети всего оффшорного банковского рынка
Как и было обещано, правительство делает все, чтобы убедить Международную организацию по борьбе с отмыванием средств, полученных незаконным путем, в своем стремлении бороться с теневым оборотом финансов. Впрочем, желание у отечественных чиновников было всегда, а вот до отработки необходимых для этого механизмов они не дошли. Полагались, очевидно, на инициативы законодателей, которые должны были бы уже как минимум два года назад утвердить соответствующие правила.
Именно в 2000 году международные борцы с отмыванием денег включили нашу страну в так называемый черный список государств, закрывающих, образно говоря, глаза на незаконные финансовые операции. Но Верховная Рада и тогда, и сейчас демонстрировала свою занятость отличными от этой проблемами. В результате впервые в истории существования FATF эта организация дала команду «Ату!». Она рекомендовала своим членам -- двадцати девяти ведущим государствам мира -- быть предельно осторожными в финансовых отношениях с украинскими партнерами и при случае или необходимости вообще отказываться от сотрудничества.
О намерении следовать этим советам заявили уже 9 стран. Когда же это произошло, Верховная Рада второпях приняла и закон, и рекомендованные FATF поправки. Правда, даже после этого механизм борьбы с отмыванием денег так и остался непонятен, то есть четко не определен. Поэтому за работу принялось правительство. На всех уровнях и при любой возможности министры, госсекретари, дипломаты ведут переговоры и с FATF, и с отдельными ее членами о благосклонном отношении к нашей стране. В правительственных же кабинетах не прекращается работа над программой, главная цель которой -- залатать дыры, оставленные парламентариями в «антиотмывочном законодательстве».
Практически через две недели после парада заявлений о применении финансовых санкций в отношении Украины на стол премьер-министра легла долгожданная программа противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. О том, что на днях она была одобрена и утверждена Кабинетом министров, журналистам сообщил руководитель Государственной налоговой администрации Юрий Кравченко. По его словам, принятие этой программы отражает отношение Украины к решению проблемы. А именно: наша страна создает целостную систему государственного контроля за сомнительными или крупными финансовыми операциями. В связи с чем будет разработан порядок идентификации банками клиентов, подачи информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, о противодействии деятельности предприятий с признаками фиктивности, а также упорядочены внешнеэкономические операции с нерезидентами в оффшорных зонах.
Будет ли этого достаточно, чтобы в середине февраля на заседании членов FATF рекомендации по поводу крайне подозрительного отношения ко всем финансовым операциям, в которых фигурирует Украина, были отменены, пока неизвестно. Дело в том, что многие наблюдатели связывают введение санкций больше с политической, нежели с экономической конъюнктурой. Ведь нашу страну с очень большой натяжкой можно приравнять к традиционным оффшорам или к государствам, где отмываются наркоденьги. Тем не менее общеизвестные центры, практикующие подобные шалости, FATF своим вниманием обошла. Более того, последней в списке стран, объявивших о намерениях следовать рекомендация этой организации по поводу тщательного контроля финансовых операций с Украиной, стала Швейцария, являющаяся признанной банковской столицей мира и самым закрытым относительно информации финансовым центром Европы.
Международная организация по борьбе с отмыванием денег поставила «отлично» действующему в Швейцарии антиотмывочному законодательству. И это при том, что факт уклонения от налогов здесь не рассматривается как преступление. В октябре 2002 года чиновники Евросоюза, требующие от Швейцарии повышения прозрачности банковских вкладов нерезидентов, так и не смогли скоординировать свои действия, что позволило сохранить тайну вкладов. Местные власти убедили своих соседей по Европе, что они введут 15-процентный налог на прибыль от вкладов, принадлежащих жителям ЕС. Однако при этом речь не идет о раскрытии имен владельцев вкладов.
Швейцария так рьяно отстаивает свои завоевания, в том числе и звание банковской столицы мира, по той простой причине, что на нее приходится около 6% всего европейского банковского рынка, обслуживающего богатых людей, которые предпочитают держать капиталы подальше от налоговых властей своей страны. Клиенты же из политически нестабильных стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Центрально-Восточной Европы находят здесь как нельзя более надежное пристанище собственным капиталам. При этом, в отличие от большинства других стран, имеющих только один финансовый центр, у Швейцарии их четыре: Женева, Цюрих, Базель и Лугано, плюс определенное количество специализированных «налоговых гаваней», таких, как Зуг и Швитс. Естественно, не остается незамеченной и близость таких всемирно известных оффшоров, как Лихтенштейн, расположенный всего в часе езды от Цюриха, и Кампионе, отделенный от Лугано лишь переправой. Это объясняет, почему Швейцарии не так легко будет избавиться от статуса «надежного укрытия для «грязных» денег». По официальным данным, обнародованным в журнале «Мировые дискуссии», на банки Швейцарии приходится около трети всего оффшорного банковского рынка по работе с физическими лицами. Тем не менее мировая общественность в лице FATF предпочитает бороться с незаконной легализацией украинских средств, что косвенно подтверждает политический, а не экономический характер введенных в отношении отечественных финансовых структур санкций.