Состоялась свадьба Ольги Захарченко и Виталия Святошенко -- единственного в Донбассе танцора на инвалидной коляске, о котором «ФАКТЫ» писали год назад
Пять лет назад 20-летний Виталий Святошенко упал с балкона своей квартиры -- закружилась голова из-за юношеской вегето-сосудистой дистонии. После этого парень перенес девять операций. Врачи не могли гарантировать, что он будет жить. Но Виталий выжил и вернулся к учебе в Донбасской государственной машиностроительной академии. Узнал, что в Киеве есть клуб по спортивным танцам инвалидов-колясочников «Березиль», в нем восемь танцевальных пар, в каждой из которых один партнер передвигается на собственных ногах, и занялся спортивными танцами.
Второго июня Виталию Святошенко исполнилось 26 лет, а 21 июня его жене Ольге -- 23 года. Они хорошо помнят тот день, когда познакомились. Еще год назад я впервые разговаривала с Виталием, и он сказал, что 26 декабря 2001 года встретил человека, который ему очень дорог. Ольга похожа на Виталия. Такие же, как у него, лучистые глаза и немного смущенная улыбка. Молодые люди познакомились в Ассоциации «Женщины-инвалиды Северного Донбасса». Председатель ассоциации Надежда Поламарчук, приглашая туда Виталия, сказала ему: «Мы тебя и женим -- у нас тут такие замечательные девчата есть!» Когда Ольга сообщила, что они с Виталием хотят пожениться, я обрадовалась: вот как бывает -- болезнь лишает всякой надежды на счастье, и вдруг встречаешь человека, который готов разделить с тобой любые трудности.
Ольга тоже здоровьем похвастаться не может: у нее тяжелая форма астмы. Как она сама призналась, до вступления в ассоциацию, где она нашла и работу, и друзей, и свою судьбу, Ольга иной раз на улицу выходить не хотела. Все мысли были о том, как она одинока на белом свете. Походы с Виталием в театр, работа в ассоциации, занятия в спортзале открыли ей целый мир. Хотя были не только радости.
В 2002 году Виталий почти восемь месяцев пролежал в больнице с обострением заболеваний, характерных для спинальников. Его мама позвонила в Институт нейрохирургии в Киеве, в котором Виталий мечтал оперироваться.
-- В этом институте подсаживают эмбриональные ткани, восстанавливающие поврежденные клетки спинного мозга, -- рассказывает Вера Михайловна, мама Виталия. -- Но у сына повреждены и нервные окончания, а они не восстанавливаются. Нам предложили зафиксировать позвоночник при помощи вживленных в него пластин. Но есть риск, что пластины не приживутся.
«Я не могу рисковать, мне есть, что терять», -- сказал Виталий, услышав неутешительную новость.
Ольгу родители Виталия приняли, как родную дочь: молодые будут жить в Дебальцево, на родине Виталия, где им приобрели двухкомнатную квартиру. Родителей Ольги молодой парень очаровал при первой же встрече.
-- Это у нас уже третья свадьба в семье -- у меня пятеро детей, и все взрослые, -- говорит Надежда Захарченко, мама Ольги. -- Мы Виталика сразу полюбили -- душою он гораздо богаче многих здоровых парней.
«Может быть, Бог даст внуков», -- по-родственному шушукаются счастливые родители молодоженов.
Свадьба Виталия Святошенко и Ольги Захарченко проходила в голубом зале Дворца культуры имени Ленина. Молодым подарили стиральную машину-автомат и еще много других необходимых в быту вещей. В свадебный конверт многие депутаты горсовета и предприниматели положили свои личные деньги -- сумма получилась немалая. Председатель правления областного благотворительного фонда «Сопричастность» Алексей Гончаров, преподнося молодым сервиз, пообещал, что в ближайшее время молодоженам выделят оздоровительные путевки, чтобы они могли хорошо провести медовый месяц.
В Краматорске чуть ли не на каждом шагу видишь пандусы -- специальные скосы на тротуарах и съезды, параллельные ступеням. На постройку таких элементарных удобств для колясочников только из городской казны Краматорска было выделено 250 тысяч гривен, также помогают материально предприниматели. По единогласному решению депутатов Краматорского горсовета были выделены деньги и на празднование свадьбы Ольги и Виталия.
-- Нужно, чтобы инвалиды могли наравне со всеми перемещаться по городу, -- говорит мэр Краматорска Виктор Кривошеев. -- Мы и дальше будем строить и перестраивать в городе тротуары, лестницы, подъезды с учетом потребностей людей, которые ездят в инвалидных колясках.
В Краматорске во Дворце культуры имени Ленина часто проводятся всевозможные праздники для инвалидов. Лестницы здесь уже давно оборудованы специальными съездами для колясочников, а в зрительном зале «проредили» ряды кресел, чтобы те, кто не может передвигаться самостоятельно, могли устроиться поудобнее. Но особая гордость директора Дворца культуры Вадима Чебанова -- это подъемник на сцену, который установили в мае этого года. Он может поднимать до 170 килограммов за раз. Таких платформ в Украине больше нет. Разработали и изготовили ее на Ново-Краматорском машиностроительном заводе.
На лицах людей, пришедших поздравить молодоженов, читалось искреннее восхищение новобрачными: им даже тяжкие недуги не стали препятствием для счастья. А когда в празднично украшенном зале под звуки вальса Штрауса Виталий закружил свою Оленьку, усадив ее к себе на руки, у собравшихся гостей на глаза навернулись слезы.
-- Я так не волновалась уже десять лет, с тех пор, когда выдавала замуж свою дочь, -- сказала Надежда Поламарчук.
Родители юношей и девушек, входящих в ассоциацию, называют Надежду Поламарчук добрым ангелом-хранителем своих детей.
-- Она заставляет людей, переживших травму, понять, что жизнь еще не окончена и есть смысл в том, чтобы бороться, -- говорит мама Виталия. -- Попав в общество людей с похожими судьбами и проблемами, наши дети убеждаются, что счастье -- это внутреннее состояние человека: можно быть несчастным, имея абсолютно здоровое тело, и быть счастливым, даже передвигаясь в инвалидной коляске.
Как рассказала мне мама Виталия, в этом году из-за продолжительного лечения он только сейчас сдает зимнюю сессию, затем будет сдавать летнюю. Однако Вера Михайловна не переживает: с успеваемостью у сына все в порядке. К тому же ему помогают сокурсники и администрация академии -- во время сессий он живет в отдельной комнате, специально для него расширили дверные проемы в общежитии. Но вот «последипломное» будущее сына Веру Михайловну очень тревожит.
-- Не знаю, где Виталик будет работать. Понятно, что трудиться в цеху у него возможности нет. Но все-таки он смог бы выполнять работу, не связанную с передвижением. Пока этот вопрос я решить не могу. Тяжело все время выступать в роли просителя, но я не перенесу, если мой умный, талантливый мальчик будет стоять у перехода с протянутой рукой, -- говорит Вера Михайловна.
Виталий мечтает участвовать в мировом первенстве среди смешанных пар танцоров с ограниченными возможностями. Впрочем, надежду вернуть себе способность ходить он тоже не оставляет.
-- Я полностью от мысли об операции не отказываюсь, только не знаю, поможет ли она мне, -- говорит Виталий.
Парень надеется, что есть другой способ вернуть ему возможность ходить. Он слышал о том, что в России изготавливают каркасы, фиксирующие коленный сустав. У Виталия сохранились функции движения в бедренной части, и он мог бы с помощью этого приспособления передвигаться без инвалидной коляски. Однако выпускают ли такие каркасы в Украине, парень не знает, и поэтому будет благодарен тому, кто поделится с ним информацией. Виталий также надеется на содействие в трудоустройстве: ведь свадьба -- это только начало жизненного пути любой молодой семьи.