Сегодня Верховная Рада начинает рассмотрение проекта закона о приватизации «Укррудпрома» -- структуры, которая на сегодняшний день контролирует порядка 70% добычи железорудного сырья в Украине. Как показывает практика, от того, какой именно механизм приватизации будет в итоге выбран, во многом зависит, кто будет объявлен победителем в конкурсе и, с ответственно, собственником предприятия. Однако в случае с приватизацией «Укррудпрома» все намного сложнее. Ведь от того, какую схему приватизации выберут народные избранники, зависят также и поступления от продажи этого уникального имущественного комплекса в бюджет, а самое главное -- появится в отечественной горно-металлургической отрасли новая неуправляемая монополия или этого удастся избежать.
Холдинг «Укррудпром» был создан постановлением правительства в декабре 1998 года. На сегодняшний день ему принадлежит 100% акций «Кривбассвзрывпрома» Криворожского железорудного комбината, Балаклавского, Новотроицкого и Докучаевского рудоуправлений, 50%+1 акция Северного и Центрального ГОКов, 37,6% Ингулецкого ГОКа, 25% Южного ГОКа и «Сухой балки». Предприятия, входящие в «Укррудпром», контролируют порядка 70% рынка отечественного железорудного сырья. Таким образом, потенциальный покупатель этого холдинга как единого имущественного комплекса, по сути, получает возможность диктовать условия (и в первую очередь, цены) доброй половине отечественных металлургических предприятий.
Учитывая, что, по оценкам специалистов, сегодня рынок еще одного стратегического для металлургов сырья -- коксующегося угля -- уже на 80% контролируется одной-единственной финансово-промышленной группой, Украина рискует к «угольной» монополии добавить аналогичную «железорудную», рычаги давления на которую после ее приватизации у государства будут крайне ограничены. К тому же общеизвестно, что дела в украинском углепроме ныне обстоят далеко не блестяще (свидетельство чему -- падение объемов «каменного золота» на протяжении последнего года и рост социальной напряженности в отрасли). И вряд ли целесообразно переносить не самый блестящий опыт хозяйствования в этой отрасли на «Укррудпром», предприятия которого в последние три года не только наращивают объемы производства, но и вовремя и в полном объеме выплачивают своим работникам зарплату. Если парламентарии ошибутся с выбором схемы приватизации «Укррудпрома», государство может в итоге получить еще одну неуправляемую монополию, которая дестабилизирует положение сразу в нескольких отраслях-смежниках, а параллельно -- и в ряде регионов страны.
Помимо проблемы формирования новой частной монополии в горно-металлургическом комплексе страны, на повестке дня сегодня стоит и вопрос цены продажи «Укррудпрома». Фонд госимущества собирается реализовывать данный объект по цене, близкой к размеру его уставного фонда -- 1,6 млрд. грн. Против приватизации горнорудного холдинга единым пакетом уже выступило Министерство промышленной политики. Как сообщил один из специалистов данного ведомства агентству «Интерфакс-Украина», продажа принадлежащих государству акций горно-обогатительных комбинатов единым пакетом снизит их стоимость на 15--30%: «Если продавать их по отдельности, можно сделать конкурс по каждому и цена будет выше. Может, на 15%, может, на 30%, но выше».
Целесообразность варианта продажи «Укррудпрома» единым пакетом вызывает сомнения и по той причине, что его потенциальный покупатель вряд ли сможет в полной мере осуществить инвестиционную программу входящих в него предприятий. По словам председателя наблюдательного совета Ингулецкого ГОКа Олега Кошеленко, «в Украине нет такой структуры, которая была бы способна заплатить 1,6 миллиарда гривен (которые Фонд госимущества ожидает получить от приватизации «Укррудпрома»), а затем вложить еще столько же (если не больше) в восстановление нормальных объемов производства на украинских ГОКах. Ведь только на ИнГОКе за последние три с половиной года в поддержание и развитие основных производственных фондов было вложено 950 миллионов гривен. И сейчас это единственное предприятие в отечественной горнорудной отрасли, которое работает на уровне своей проектной мощности. Все остальные комбинаты используют свои мощности в среднем на 40--50%».
Справедливости ради отметим, что вариант продажи большинства украинских ГОКов не единственный. Так, в марте этого года Фонд государственного имущества предложил Кабинету министров рассмотреть такие варианты приватизации «Укррудпрома»: продать всю компанию целиком; оставить контрольные пакеты акций предприятий государственными, а остальные продать; оставить 100-процентные пакеты акций предприятий в «Укррудпроме», а остальные предприятия продать; ликвидировать «Укррудпром», а его предприятия продавать по частям. Понятно, что любой из этих вариантов (кроме первого) снижает вероятность попадания всех украинских горно-обогатительных комбинатов в одни руки и параллельно увеличивает вероятность продажи их по отдельности по более высокой цене, нежели реализация всех их вместе.