Происшествия

Директор киностудии имени довженко николай мащенко: «что может лучше подойти к картошке -- жареной или в мундире, чем салат из помидоров и огурцов, только-только сорванных с грядки? »

0:00 — 5 июля 2003 eye 312

Двухэтажный загородный дом в селе Вишенки под Киевом народный артист Украины построил десять лет назад

Режиссер известнейших кинофильмов «Овод», «Как закалялась сталь», «Комиссары», «Карастояновы», с десяток лет назад приобрел дачу. На участке стояла готовая коробка будущего дома, и Николай Павлович с большим удовольствием занимался его дальнейшим обустройством. Двухэтажный загородный дом в селе Вишенки под Киевом получился уютным, светлым и теплым. Поодаль от него стоит деревянный домишко, который супруги Мащенко соорудили на быструю руку, пока достраивали двухэтажный.

«Хочу, чтобы у нас вырос здесь прекрасный вишневый сад!»

На даче Николая Мащенко уже поспели вишни. И директор киностудии в эти дни, не дожидаясь выходных, иногда позволяет себе такую роскошь -- съездить на дачу, чтобы полюбоваться деревьями, густо украшенными рубиновыми плодами.

О его «пиратских» вылазках порой даже супруга не знает. Но, встречая дома мужа, Евгения Евгеньевна по глазам безошибочно определяет, что был он на даче: отдохнувший, радостный. Правда, вишен в корзинке не привозит -- считает, что нет большего удовольствия, чем полакомиться плодами прямо с дерева.

Летом супруги Мащенко практически каждые выходные отправляются в Вишенки. Программа таких уик-эндов почти всегда одинакова: Николай Павлович встает на рассвете и идет прогуляться по саду. Затем наступают долгожданные часы творчества.

-- В Вишенках прекрасно пишется, -- утверждает кинорежиссер. -- здесь сама природа вдохновляет.

-- А какие блюда готовите на даче? -- интересуюсь у жены Николая Павловича.

-- Раньше я старалась удивить мужа какими-нибудь изысканными блюдами, -- говорит Евгения Евгеньевна. -- Могла привезти на дачу гуся или утку, чтобы нафаршировать здесь птицу яблоками или черносливом и запечь. Супруг ел, похваливал, а однажды сказал: «Знаешь, мамочка, не нужно так много внимания уделять кухне. Я с детства привык к простой пище. Борщ, картошка -- то ли в мундире, то ли жареная -- этого вполне достаточно. А что может лучше подойти к картошке, чем простой салат из помидоров и огурцов, только-только сорванных с грядки?»

Но если бы Евгения Евгеньевна однажды послушалась своего мужа, то никакого салатика из собственных овощей ему не удалось бы приготовить. Ведь когда супруги купили дачу, Николай Мащенко высказал свое заветное желание: «Хочу, чтобы у нас здесь вырос прекрасный вишневый сад!».

А Евгении Евгеньевне, горожанке с деда-прадеда, никогда до того не работавшей на земле, так хотелось увидеть, что можно вырастить своими руками! И уже вскоре молва о помидорах Мащенко пошла по всей округе: когда другие хозяйки только сокрушенно разводили руками, признаваясь, что оказались бессильны перед фитофторой, супруги приглашали соседей к себе на грядку и показывали великолепные томаты.

«Надо каждые десять дней обрывать у помидоров нижние листья -- плоды вырастут большие, мясистые»

-- Я не пользуюсь никакой химией, -- поделилась секретом Евгения Евгеньевна. -- Надо только каждые десять дней обрывать у помидоров нижние листья. Тогда грибок фитофторы не успевает «зацепиться» за растение. Такое прищипывание полезно еще и тем, что все соки идут на формирование плодов -- они вырастают большие, мясистые.

В этом сезоне на грядках у супругов Мащенко впервые за столько лет не взошла морковь, и они не скрывают своего огорчения: «Жаль, что нечем теперь будет лакомиться нашей собачонке Патриции»

-- Неужели кормите ее салатами из моркови?

-- Нет, наша Патя просто грызет морковку. Приходим с ней на грядку, выкапываем. Она усаживается и с таким удовольствием ее грызет -- как кролик!

Черная озорная болонка Патриция -- всеобщая любимица. Во-первых, потому что необыкновенно красива, а, во-вторых, уж очень доброе она существо…

-- Патя привыкла, что все руки, которые она видит, должны ее обязательно погладить, -- говорит Николай Павлович. -- Обычно за два метра наша собачка ложится даже перед незнакомым человеком и ждет, что ее обязательно приласкают.

Дача Николая Мащенко -- самое что ни на есть классическое место отдыха для творческого человека. Супруги не переживают из-за засухи или обилия дождей. Режиссер то цветущим садом любуется, то плодоносящим, слушает пение птиц, шорох листьев.

-- Я чувствую: у сада есть глаза, -- признается известный режиссер. -- У сада даже сердце есть. Было бы все это у нас, людей! Иногда меня называют последним романтиком… Но что поделаешь? Да, я еще помню боль, которую чувствовал, когда умирает сад. Пережил это в раннем детстве, когда мои дедушка, мама, старшие братья вынуждены были вырубить сад из-за баснословных налогов, которыми государство обкладывало каждое дерево. Рубили деревья и плакали. Точно так же плакал и я…

Кто знает, может, именно в ту далекую пору у Николая Павловича появилось вполне мотивированное нежелание обрезать деревья. Режиссер считает, что это дело лучше всего доверять профессионалам. Своими руками на даче он с удовольствием косит траву на газоне да стрижет (мастерски!) свою любимицу-болонку.

Сад для Николая Мащенко так и остался живым существом, эдаким величественным царством. И поэтому, наверное, яблоневый сад, семьдесят пять лет назад высаженный Александром Довженко на территории киевской киностудии, опекает сейчас именно ее директор…