Происшествия

Бывая в одессе, «отец» комиссара мегрэ жорж сименон оказывался под «колпаком» чекистов

0:00 — 11 июля 2003 eye 1696

Нынешний год -- столетия со дня рождения знаменитого бельгийского литератора -- объявлен на его родине годом Сименона

Произведения писателя, которых насчитывается около полутысячи, переведены более чем на 50 языков мира, по ним сняты около 80 кино- и телефильмов.

В «Золотой» гостиной Одесского литературного музея состоялась конференция «Жорж Сименон -- энтузиаст Одессы», организованная совместно с Французским культурным центром в Украине. Факт пребывания «отца» комиссара Мегрэ в Одессе оказался откровением для многих знатоков творчества писателя. Как выяснилось, в городе у моря Жорж Сименон бывал дважды: летом 1933-го и в 1965 году.

Писатель своими глазами увидел, что такое голодомор 1933 года

Родился Жорж Сименон 12 февраля в индустриальном бельгийском городе Льеже, и эта дата стояла в его свидетельстве о рождении. Но, оказывается, будущий писатель увидел свет в первые минуты «чертовой пятницы» 13 февраля 1903 года. 23-летняя мадам Сименон из суеверия решила «спутать карты дьяволу» и зарегистрировала сына как родившегося 12 февраля в 23 часа 30 минут…

-- По достоверным сведениям, которые удалось раздобыть за многие годы изучения биографии и творчества писателя, впервые он посетил Одессу в июне-июле 1933 года и был здесь с женой пять-шесть дней, -- рассказала «ФАКТАМ» заведующая сектором зарубежной литературы Одесского литературного музея Анна Полторацкая (Анна Николаевна переписывалась с Жоржем Сименоном. Благодаря ей сегодня в фондах музея есть личные вещи, книги и фотографии с автографами знаменитого писателя. -- Авт. ). Жили в гостинице «Лондонская», по городу ездили на интуристовском «Линкольне».

Журналистские репортажи Сименона с его впечатлениями о советской Одессе того периода были опубликованы во французском еженедельнике «День» в 1934 году и в книге «Люди в доме напротив» -- единственном политическом романе писателя. Попав в Украину в разгар голодомора, литератор фотографировал исхудавших дам в панамках, которые вокруг одесского Нового базара на тротуарах продавали свой «антиквариат». Сименон писал: «Это бывшие буржуа! И потому, что они бывшие буржуа, им не дают хлебную карточку. Иначе говоря, необходимо во что бы то ни стало, чтобы они издохли в короткие сроки».

-- Он стал очевидцем жестоких событий, о которых писал по свежим следам, -- комментирует Анна Полторацкая. -- И приводит конкретные цены: «1 кг картошки -- 14 рублей, 1 яйцо -- 14 рублей, снять комнату -- 50 рублей, зарплата рабочего -- 300 рублей»…

В своих мемуарах он неоднократно возвращается к теме усиленной слежки за ним со стороны агентов ГПУ, одним из которых была приставленная к нему гидом Соня: «… На вечер я договорился пойти в Одесскую оперу. Мой ангел-хранитель берет три билета: естественно, я должен оплатить место моего шпиона -- куда бы я ни шел. Эти места в театре по 12 рублей за каждое, мне стоят около 500 франков… ».

Воспитанный на русской литературной классике, перечитавший в юности Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Горького, встречавшийся лично с Луначарским, Сименон говорил, что именно эти писатели внушили ему любовь к маленькому человеку, сочувствие к униженным и оскорбленным, заставили задуматься над проблемой преступления и наказания, научили заглядывать на дно человеческих душ. В Союзе писатель увидел голод и показуху, фальшь и хождение строем. Наигранность в отношениях и доносы неприятно поразили тридцатилетнего Сименона: «Все лгут, что-то скрывают, все шпионят».

Любопытны его тогдашние воспоминания о встречах с историческими личностями:

«В июне 1933 года я добрых десять раз встречал Гитлера в Константинополе, в кайзеровском дворце. Он, будучи канцлером, лихорадочно проводил тогда свою избирательную кампанию. Я видел Муссолини, без устали взиравшего на легионы юношей, которые маршировали перед ним. А однажды вечером на Монпарнасе я узнал Ганди в окутанной белым фигуре, скользившей вдоль домов в сопровождении молодых женщин».

Жорж Сименон утверждал, что переспал с 10 тысячами женщин

-- Впрочем, в 1965 году, в свой второй приезд, вместе с детьми и внуками, Сименон увидел обновленную Одессу, -- продолжает Анна Полторацкая. -- В письме, присланном в наш Литмузей в 1978 году, он отмечал: «Я сохранил замечательные воспоминания об этом городе. Меня особенно поразили улицы, обсаженные деревьями в цвету».

За свою жизнь писатель переезжал с места на место 27 раз, подолгу жил в пяти странах и, как любил повторять, имел интимные связи с «десятью тысячами женщин». Злые языки утверждали, что в отношении слабого пола «отец» комиссара Мегрэ вообще был не слишком разборчив и проявлял «всеядность». В 1933 году в Одессе, невзирая на постоянную слежку со стороны агентов ГПУ, Сименону удалось побывать в местном борделе, располагавшемся неподалеку от морского порта. Этот факт он особо не скрывал, восхищаясь впоследствии «близкими контактами с очаровательными одесситками». Весьма вероятно, что в городе у моря и сегодня живут потомки Жоржа Сименона, сами даже не подозревая об этом…

В своих «Интимных мемуарах» Жорж Сименон утверждал, что переспал с 10 тысяч женщин. Его биографы, понимая, что цифра не совсем реальна, удивлялись: почему человек, добившийся в жизни всего, преувеличивает свои сексуальные победы? Литератору приписывали гомосексуальность, даже роман… с Чарли Чаплиным. Причем сам великий комик никогда этого прямо не отрицал.

Первый раз Сименон был женат на своей землячке из Льежа, девушке по имени Тижи. Он привез ее в Париж, где она занималась живописью. Потом Сименон с юмором вспоминал, что Тижи уже стала известной художницей, а он оставался просто ее мужем, хотя уже публиковал свои произведения. Супруги посещали излюбленные художниками и писателями кафе на Монпарнасе, а когда была возможность, уезжали путешествовать. На своем паруснике «Остгот» Сименон проплыл по рекам Бельгии и Голландии, выходил в Северное море. На севере Голландии, в городке Делфзейл, в 1929 году он создал свой первый роман о комиссаре Мегрэ, положивший начало целой серии произведений, в которых действует полицейский.

… Однажды, неожиданно войдя в кабинет мужа, Тижи застала его со служанкой. Разразился жуткий скандал. Супруга хотела уйти из дому, однако Жоржу удалось удержать ее. Было заключено джентльменское соглашение: для света они останутся мужем и женой, но отношения между ними будут носить сугубо дружеский характер. Вскоре они разошлись.

Спустя шесть лет в США Жорж повстречался с Денизой Умэ. Роман сорокадвухлетнего писателя с двадцатипятилетней франко-канадкой отличался небывалым даже для Сименона накалом страсти: «Я знавал многих женщин, но никогда не встречал столь самозабвенного экстаза… ». От этого брака родились двое сыновей -- Пьер и Джонни и дочка Мэри-Жо, которую Жорж называл Олененком и любил больше всех на свете.

Юный Марк показал себя достойным сыном своего отца

Увы, Дениза оказалась психически неуравновешенной, нередко после очередной истерики попадала в клинику… Когда дети подросли, их отношения со стареющим Сименоном разладились. Дочь, которая, видимо, унаследовала неуравновешенность матери, в 1978 году неожиданно покончила жизнь самоубийством, оставив отцу записку: «Береги себя. За меня, непутевую, и за всех тех, кого ты видел во мне… » Это стало крахом мечтаний литератора о счастливой семье. Сименон уехал в Швейцарию, поселился в маленьком домике и начал писать мемуары. Все оставшиеся годы за ним ухаживала бывшая горничная второй жены -- Тереза, с которой он прожил в гражданском браке до конца своих дней.

Семье Сименонов, можно сказать, не очень-то везло по женской линии. Внучатая племянница создателя комиссара Мегрэ -- Женевьева Сименон -- летом 2000 года убила собственного мужа. Она нанесла благоверному несколько ударов тупым предметом, после чего попыталась инсценировать его естественную кончину. Обстоятельства смерти супруга и последующие попытки Женевьевы скрыть следы преступления достойны сюжета детективных романов самого Сименона…

Зато по мужской линии у писателя оказалось все в порядке. Весной 1953 года Сименон вознамерился проследить, чтобы его сын в день четырнадцатилетия подобающим образом стал мужчиной. Друзья порекомендовали лучший бордель, однако Сименон не удовольствовался их уверениями и лично «проинспектировал» заведение. Но хлопоты стареющего отца были напрасными: юный Марк показал себя достойным сыном своего отца и «стал мужчиной»… за несколько недель до запланированного Сименоном срока.

Сименон всегда говорил, что он далек от политики, и даже считал себя аполитичным человеком. В 1975 году он напишет в своих воспоминаниях: «Только сегодня я осознал, что всю свою жизнь молчал. Применительно к человеку, написавшему больше двухсот романов, из которых два или три наполовину автобиографические, это может показаться парадоксальным. И тем не менее это правда. Я молчал даже тем, что ни разу не опустил в урну избирательный бюллетень».

В годы войны он помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались английские парашютисты. А сразу после прихода Гитлера к власти Сименон запретил издание своих произведений в фашистской Германии.

Осень своей жизни патриарх тихо и скромно коротал в небольшом «розовом домике» на окраине Лозанны. Последний роман о Мегрэ он написал в феврале 1972 года. Однако не в привычках Сименона было оставаться праздным. За десять последующих лет он надиктовал более двадцати томов интересных и откровенных воспоминаний. «Своеобразная исповедь, -- говорил сам Сименон, -- но вместо того, чтобы платить психоаналитику, я сам получил за это деньги». Через некоторое время вышла последняя его книга, которая так и называется -- «Я диктую».

Идею всего цикла о комиссаре Мегрэ писатель вынашивал многие годы

Сименон рассказывал, что считает себя по происхождению русским -- по семейному преданию их род восходит к русскому солдату Семенову, попавшему в плен к Наполеону Бонапарту, а затем женившемуся на фламандке. Впрочем, национальность Сименону «меняли» неоднократно. Так, во Франции полиция прогерманского правительства Виши почему-то решила, что Сименон -- еврей. Ему грозила отправка в концлагерь. Жоржу пришлось пережить несколько крайне неприятных недель ожидания, прежде чем мать выслала из Льежа метрику и другие документы, удостоверяющие его происхождение. Успел он угодить и в стан антисемитов — чересчур жестко описывает, как сельские еврейские девушки в Польше уходят в город, где зарабатывают приданное, а затем возвращаются. Но точно известно, что его мать в 1908 году открыла в своем доме пансион для студентов из славянских стран.

Первый роман из «цикла Мегрэ», который сделал Сименона всемирно известным, написан всего за шесть дней, следующие пять -- за месяц. Писатель брал с собой пишущую машинку, даже когда уходил из дому, и мог печатать на улице, в кафе, на пристани, вызывая удивление прохожих…

Всего у Жоржа Сименона вышло около 80 произведений, где действует знаменитый комиссар криминальной полиции. Образ настолько полюбился читателям, что еще при жизни писателя был воздвигнут бронзовый памятник комиссару Мегрэ в городе Делфзейл, где писатель придумал своего героя.

По словам самого Сименона, идею всего цикла о Мегрэ он вынашивал многие годы. Комиссар полиции не изменился с первого и до последнего романа: серебряная седина висков, тяжелое черное пальто, котелок, набор курительных трубок… Говорят, Мегрэ -- это тот, кем всегда хотел быть сам Сименон: профессионал, обожающий свою работу, честный уважаемый буржуа, у которого такой счастливый брак, -- вот он, предел мечтаний месье Жоржа, которым так и не суждено было сбыться…

-- В скором времени в Одессе планируется премьерный показ документально-игрового фильма, снятого совместно бельгийскими и украинскими кинематографистами, -- говорит Анна Полторацкая. -- Творческая группа, возглавляемая бельгийским режиссером и продюсером Жаном Клодом Ригой, приезжала в Одессу в минувшем году. Мы вместе побывали в тех исторических уголках города, которые посещал в 1933 году Сименон, отсняли километры пленки. Кинолента «Сименон в Одессе» обещает быть весьма интересной…