Политика

Владимир топонарь, летчик упавшего на зрителей во время скниловского авиашоу самолета су-27, попросил прощения у пострадавших и родственников погибших

0:00 — 25 июля 2003 eye 2620

Но непосредственным виновником трагедии себя не считает

Несмотря на то, что со времени Скниловской катастрофы прошел уже год, до сих пор нет ясного ответа на вопрос, что стало причиной гибели 76 человек: ошибка пилотов СУ-27 или просчеты в организации наземной части авиашоу? Сейчас, судя по всему, следствие склоняется именно к первому варианту.

«Смысл подаренной мне жизни вижу, прежде всего, в недопущении подобных трагедий»

Сам непосредственный участник этой трагедии, пилот самолета Владимир Топонарь, признает моральную ответственность за гибель людей. На этой неделе во Львове, на встрече с журналистами он обнародовал свое обращение, в котором попросил прощение у потерпевших и родственников жертв трагедии. При этом Топонарь утверждает, что «не нажимал кнопку катапульты, не спасал свою жизнь, а стремился в безнадежной ситуации спасти жизнь зрителей. И если второй пилот все-таки раскрыл парашюты над нашими креслами, то смысл подаренной мне жизни вижу, прежде всего, в недопущении того, чтобы трагедии, подобные Скниловской, повторились», -- цитирует его слова «Интерфакс-Украина».

Тем не менее не все родственники погибших и потерпевшие склонны принимать его покаяние. Сергей Синник, потерявший во время катастрофы в Скнилове жену и сына, уверен, что пилоты могли предотвратить катастрофу. Такой вывод он сделал из собственного расследования трагедии, сообщает телеканал ICTV. Сергей, в прошлом сам летчик гражданской авиации, пришел к выводу, что погибших могло быть меньше в случае умелых действий пилотов. «Вы катапультировались и лишили жизни еще человек 60», -- заявил он во время разговора с Топонарем. «Моих вы убили во время полета, мои погибли не вследствие катастрофы», -- сказал он, имея, по-видимому, в виду то, что к гибели людей привела неудачно выполненная фигура высшего пилотажа.

Владимир Топонарь хотя и осознает свою моральную ответственность за катастрофу, вину в гибели людей все же отвергает. Он считает, что «причинной связи между падением самолета и гибелью людей» нет. По словам Владимира Топонаря, самолет действительно мог упасть. Но если были бы соблюдены все нормы проведения подобных авиашоу (которые запрещают допуск зрителей в зону полета), машина упала бы на пустое поле и погибли бы только пилоты. «Самолет мог упасть -- тут и технические причины, и субъективные, -- а то, что он должен был упасть на людей, это совсем другое, и эту грань нужно четко разделять», -- привел он аргументы своей невиновности.

«Все, что хотели сделать добрые люди, чтобы авиашоу прошло надлежащим образом, сделано не было»

Более того, Владимир Топонарь сказал, что о нарушении им зоны полетов во время авиашоу он узнал только в следственном изоляторе. И если бы его уведомили, что зона пилотажа «не соответствует требованиям безопасности и меньше нормы вдесятеро, то он однозначно отказался бы лететь. Я был неприятно удивлен, что оказался за зоной пилотажа. А где же были все остальные, начиная от Стрельникова (тогдашний главком ВВС. -- Авт. ). Тогда (до начала полетов. -- Авт. ) никто ни одного слова не сказал, а теперь оказывается виновным исполнитель».

Топонарь отверг обвинения в неправильном выполнении фигур высшего пилотажа и летного задания. По словам летчика, методическая разработка выполнения фигуры «косая петля с переворотом», на которой и базируется обвинение в его адрес, была подтасована и подписана задним числом. Летчику, по его словам, удалось найти в Миргороде, где базируется его полк, настоящую методическую разработку выполнения этой фигуры, свидетельствующую о том, что пилоты выполнили все требования.

Что же касается субъективных причин аварии, то есть возможной ошибки пилотов, Владимир Топонарь считает: «Они не были раскрыты, поскольку летчик-практик не вошел в состав экспертов, расследовавших обстоятельства катастрофы». При этом Топонарь допускает ошибки субъективного плана, мотивированные им тем, что если «летчик натренирован определенным движениям, а ему дают лететь не тем самолетом, да еще не с тем остатком топлива, то субъективно летчик может ошибиться».

Следствие же, судя по всему, все-таки склоняется к виновности Владимира Топонаря. Это видно из того, что ему предъявлены новые обвинения в халатном отношении к военной службе и нарушении правил полетов и подготовки к ним. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на адвоката летчика Игоря Мельничука, который заявил, что Скниловское авиашоу -- «наверное, единственное в истории мировой авиации, которое не было организовано и привело к таким последствиям. Все, что хотели сделать добрые люди, чтобы оно прошло надлежащим образом, сделано не было».