Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил первый вице-президент авиакомпании, которой принадлежит самолет
«Во время инцидента с украинским самолетом Ил-76 в небе над Демократической Республикой Конго, когда через внезапно открывшуюся заднюю дверь самолета якобы выдуло пассажиров, жертв и пострадавших не было», -- сообщил вчера на пресс-конференции первый вице-президент Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Украинская авиационная транспортная компания» (УАТК) Николай Маяк. Напомним, что вечером 8 мая зафрахтованный конголезскими военными Ил-76, принадлежащий УАТК, вылетел из столицы Конго Киншасы в город Лубумбаши, однако на 42-ой секунде полета произошла разгерметизация самолета, после чего экипажу удалось развернуть судно и вернуться в аэропорт Киншасы. На следующий день после инцидента в западных информагентствах появились весьма противоречивые сведения о том, что пассажиров Ил-76 выдуло из самолета на высоте более двух километров, а число погибших колебалось от 14 до 170 человек. При этом информация не сопровождалась съемками с места событий, а подкреплялась лишь ссылкой на очевидцев «трагедии». Так, например, по сообщению Ассошиэйтед Пресс, в самолете якобы летело 350 человек, в том числе более 100 женщин и детей, а уцелели не более сотни пассажиров. Остальных, по информации агентства, сдуло через распахнувшуюся дверь грузового отсека, а у двух беременных женщин прямо во время полета случились выкидыши
Эти леденящие душу подробности оказались дезинформацией. По крайней мере, так утверждает руководство УАТК. По словам Н. Маяка, который в составе следственной комиссии лично осмотрел «пострадавший» самолет и не обнаружил на нем следов крови или каких-либо других признаков «выдувания» пассажиров, на борту самолета, помимо груза, находились 145 человек. Все они -- военные, служащие роты охраны президента Конго, -- летели, чтобы поучаствовать в военном параде по случаю годовщины Дня революции. Ни они, ни девять членов экипажа самолета не пострадали.
-- Конечно, люди испытали шок, получили несколько синяков, но никто не погиб, и груз остался цел, -- подчеркнул Н. Маяк, -- Разгерметизация, по предварительным данным, произошла на высоте четыре тысячи метров, когда между рампой двери образовалась небольшая щель и под давлением в пять тонн сломалась гермостворка.
Заявление министра информации Конго Кикая бен Каруби, заявившего агентству Рейтер, что правительство его страны подтверждает гибель 60 человек, г-н Маяк объяснил так:
-- Будучи в Конго, я сорок минут беседовал с президентом этой страны Джозефом Кабило, и он пояснил мне, что министр черпал информацию из западных СМИ. Что же касается самого инцидента, то президент Конго склонен считать, что шумиха, поднятая в первую очередь французскими, английскими и впоследствии российскими СМИ, была обусловлена политическими «разборками», а также конкурентной борьбой на африканском авиарынке. После случившегося правительство Конго не выдвигало претензий ни к авиакомпании, ни к Украине, -- продолжил он. -- Более того, конголезские власти заинтересованы в сотрудничестве с нами, поскольку эта африканская страна, где авиатранспорт -- основной способ перевозок, на 90 процентов использует авипарк постсоветских самолетов. Наша авиакомпания -- единственная, имеющая в Конго не только шесть самолетов, но и техническую базу, в перспективе могла бы заниматься и пассажирскими авиаперевозками. Нам удалось найти общий язык с новым правительством Конго, в то время как россияне, несмотря на наличие всех диппредставительств в этой стране, вот уже пять лет безуспешно пытаются «расположить» к себе конголезских чиновников.
-- После ЧП в небе Конго Укравиатранс приостановил полеты нашей компании, в результате чего за месяц мы понесли 300 тысяч долларов только прямых убытков. Срываются контракты, прерваны переговоры с НАТО, мы вынуждены платить неустойку из-за срыва вертолетной программы ООН по тушению лесных пожаров в Португалии и Турции, куда УАТК должна была поставить 15 вертолетов. Вполне вероятно, что будет сорвана перевозка наших миротворцев в Ирак, -- сообщил генеральный директор УАТК Валерий Коновко. -- А ведь мы -- единственная в Украине компания, занимающаяся подобными перевозками. Во время иракского конфликта мы совершили в Кувейт 53 рейса. Не исключено, что в сложившихся обстоятельствах нашему правительству придется обратиться к российским авиакомпаниям.
В данной ситуации, по мнению Н. Маяка, последнее слово -- за министром транспорта. Хотя после инцидента в Конго именно в этом ведомстве сотрудникам УАТК сказали: «Нет жертв?! Ищите!».
P. S. «ФАКТЫ» отслеживали происшествие в Конго, и надо заметить, что даже спустя две недели после ЧП обстоятельства «возможной гибели пассажиров Ил-76» оставались тайной за семью печатями. Молчало и правительство Конго. Связь с этой африканской страной была «эпизодической», и вопрос о жертвах инцидента надолго повис в воздухе. Пожалуй, руководство УАТК своим заявлением наконец-то расставило точки над «i».