Культура и искусство

Виталий билоножко: «у меня пять водоемов -- от 500 литров до 7 тонн»

0:00 — 10 июня 2003 eye 609

Завтра народный артист Украины отмечает свое 50-летие

Дуэт Виталий и Светлана Билоножко -- пожалуй, самая очаровательная пара отечественного шоу-бизнеса. Им можно только позавидовать: двадцать восемь лет вместе! Двое взрослых детей. Не так давно в семье, как шутят Светлана и Виталий, появился третий ребенок -- фестиваль «Мелодия двух сердец», который в следующем году отметит свое пятилетие. А уже завтра глава семейства со всей семьей сядет за праздничный стол. Будет принимать поздравления и тосты в свою честь.

«Когда-то построил дом, теперь приходится из-за фестиваля продавать его»

-- Виталий, если не ошибаюсь, вы ведь из интеллигентной семьи?

-- Мой отец был начальником районного масштаба. Начал войну рядовым, закончил подполковником. За войну прошел два офицерских курса, четырежды был контужен… Сначала заправлял гаубицы, потом стал командиром «сорокапяток», которые могли с поля боя уйти либо победителями, либо превращались в пушечное мясо. После войны папу стали привлекать к руководящей работе. Мама всю жизнь проработала учительницей в школе. Родители -- интеллигенты в третьем поколении. Провинциальные. Они очень не хотели, чтобы я был артистом, мечтали, чтобы стал ИНЖЕНЕРОМ! Тем более что я увлекался радиоэлектроникой, зоологией, орнитологией. И когда впервые отец услышал по радио, как я пою, он сказал маме: «Катя, послушай, наша кровь в эфире летает!» Мама же сказала: «Господи, сынуля, что ж это за профессия? Любой человек, которому ты не понравишься, может подойти и плюнуть тебе в лицо в телевизоре… И ты даже об этом знать не будешь! У нас же такая семья!.. Старший, Толя, в космонавтике, братья твои -- врачи, а что ж ты — артист?!»

-- Неужели, как все, не мечтали в детстве стать космонавтом?

-- Хотел стать орнитологом.

-- Необычная профессия.

-- Даже очень. Меня всю жизнь окружают животные, птицы, рыбы… Сейчас занимаюсь разведением рыбы. Просто сдурел -- на хладноводной красной рыбе помешался. На японских карасях, японском карпе кои… Развожу. У меня пять водоемов -- от 500 литров до 7 тонн. Есть искусственный ставок. Грот, фонтан, все течет, переливается.

Когда я этим занялся, узнал много интересного. Узнал, как Петр I привозил рыбу из Архангельска в Питер. В телеге через всю Россию перевозил живых 2--3-метровых белуг, севрюг, осетров. Оказывается, им постоянно кляп в рот вставляли -- хлеб с водкой. Это было что-то вроде допинга, позволяющего рыбе выжить. Через трое-четверо суток рыбу выпускали в водоемы, она там дальше размножалась… Так что рыбалка -- мое самое большое нынешнее увлечение. Встаю в шесть утра -- вместе с солнцем! Живу на природе, на берегу. Радуюсь всему, каждому листочку новому… До восьми я уже заряжен, в восемь -- пробежка, холодное обливание, в полдевятого «вылетаю» на Киев. Люблю наш город, но жить на земле -- это нечто! Хотел детям оставить в наследство еще один дом. Но сейчас приходится его продавать!.. Фестиваль «Мелодия двух сердец» очень много денег забирает. Когда-то я этот дом построил, но теперь очень тяжело его содержать, а детям это неинтересно. Дети -- городские! А у меня не было времени научить их радоваться природе… Там же место живописное: двор -- ботанический сад! Все есть. По крохам собирал. Как в юности, недоедая, собирал библиотеку -- у меня три тысячи томов!

-- Тогда ведь было модно иметь дома хорошую библиотеку. Для этого нужно было иметь мощные связи в книжных магазинах…

-- Коллекционирование книг переросло просто в трагедию, в драму! Доходило до того, что Света начинала ругаться. Вместо того чтобы купить детям апельсины, я покупал какой-то фолиант… Думал: немножко мудрости наберусь после 40--50… Сейчас мне 50 уже, и мы перечитываем эти книги. Ночами сидим, запоем читаем. А еще увлекался радиоэлектроникой. Выходил в эфир, сделал ламповый усилитель на 100 ватт, и на средних волнах -- тогда на УКВ мы еще не добирались, -- бороздил эфир.

Занимался хатха-йогой, у меня с детства лопатки двигаются, живот ходуном ходит, руки гнутся… Меня даже к врачам возили показать: что это такое? Мама жаловалась: «Всi дiти нормальнi, а цей!.. » Лопатки выскакивают, нога за голову закатывается… Любил удивлять окружающих. Мог спокойно, правда, обманным путем, взять стакан и… сгрызть его. Грызу-грызу, стекла за щеку, водой запил -- и все!

«Вместо ансамбля песни и пляски Киевского военного округа угодил в ВДВ»

-- Вы влюбчивый? Первую свою любовь помните?

-- Да-а. Стра-а-ашная любовь была! Вспыхнула еще в школе. Ее звали Оля, я ее страшно любил! Ходил к ней на свидания за семь километров!.. Через три кладбища, два болота… Когда наконец приходил, а у нее брат младший, интересный парень такой, сейчас он полковник СБУ, просил: «Витя, Олю позови, пожалуйста». А он всегда отвечал: «А цукерку принiс?» Если «цукерку» не приносил, он ее не звал. Она была отличницей, как все красивые девочки…

-- В каком возрасте творчество поперло наружу?

-- Еще в детстве. Закончил музыкальную школу. Как все популярные артисты и певцы -- от Коли Мозгового до Саши Злотника -- начинал с баяна. Тогда баян был очень популярен, без него ни одного мероприятия не проходило, ни одной гулянки. Между прочим, баян меня очень выручал, когда я приехал в Киев и искал работу. Когда уже появилась Света, я был занят на пяти работах. Работал в самодеятельности. Одновременно бегал по фабрикам, по мануфактурам, на завод шампанских вин, в Дом моделей. Там 60 рублей, там 120… Так на жизнь и зарабатывал. Кстати, на заводе шампанских вин никогда не начиналась репетиция, пока девочки не выпьют флягу шампанского, которую под грудью прятали, вынося с завода. Кстати чем отличается профессионал от самодеятельного артиста? Профессионал поет, когда трезвый, а самодеятельный -- пока не выпьет, ни хрена петь не будет! У меня было пять-шесть кружков. Я приходил домой готовый!.. Не пьяный, просто уставший. Представьте: 12 часов терзать баян!.. Сердечная мышца напрягается!.. И когда мне сказали, что это очень серьезно, бросил это занятие! Вон Яну Петровичу Табачнику запретили врачи играть. Тяжело! Завадский Игорь -- прекрасный музыкант… Он тоже долго не сможет быть баянистом. Большая нагрузка. Получается, правая часто тела атрофируется, а левая все время перегружена.

-- В музыкальное училище пошли уже сознательно?

-- Безусловно. Но опять же, родители хотели, чтобы я поступил в Харьковский юридический университет, но юриспруденция -- это не мое, я сразу отказался. Поступил в музыкальное, там мне сразу сказали: «С вашим голосом надо поступать в консерваторию». Была уже осень, я поехал прослушался в Черниговскую филармонию. Меня взяли сразу. И первые мои гастроли -- от Мурманска до Измаила. В Мурманске -- 30 градусов мороза, в Измаиле (улыбаясь) -- тюльпаны цветут! Такую вот вертикаль -- от Северного полюса до юга -- проделал, привез родителям 800 рублей… Первая зарплата. Больши-и-ие деньги… Отец, как председатель сельского Совета, самого большого села на Сумщине, Слобода, получал 80 рублей. И на эти отцовы 80 и мамины 60 рублей они нас, шестерых детей, поставили на ноги!.. 800 рэ -- это были шальные деньги. Когда я привез такие «бабки», родители просто не знали, что с ними делать!

-- На первый гонорар что купили?

-- Ничего не успел купить. Как только приехал с гастролей, получил повестку в армию. А служить-то не очень хотелось, и я поехал в Киев, в ансамбль песни и пляски Киевского военного округа, прослушался… Мне сказали: «Коне-е-ечно, ты наш!» Но потом меня потеряли. В Дарнице, на призывном пункте. Увидел меня какой-то майор и говорит: «Что это тут за бычок сидит? Скоро вшами покроется!» «Да не забирают меня в ансамбль!.. » -- пожаловался я. «Какой ансамбль?» -- «В ВДВ -- воздушно-десантные войска!» И забрали. Я там прошел такую учебку… Просто так пинали. Никогда не заправлял парашют -- пинком под зад из самолета!.. Куда летишь? Как сгруппироваться?.. Бог его знает! Получил четыре прыжка хороших, выжил… Но потом все-таки написал письмо в ансамбль, и меня забрали. Так что мне полгода такой ядреной службы выпало!

Приезжаю в ансамбль, сразу вхожу в репертуар, и буквально через полмесяца выезжаем на гастроли в Африку, в Сомали!.. Океан, шоколадные красавицы!.. Женщины там уникальные. Мужчины какие-то непонятные: плечи узкие, зад огромный, руки как веревки. А женщины!.. Даже не Софи Лорен. Смотришь на это чудо и думаешь: «Господи, ну почему этому Маугли досталась такая красота?.. »

«Два комплекта трусиков «неделька» для Светланы специально вез из Африки»

-- А со Светланой как встретились?

-- В армии, в ансамбле, я и познакомился со Светой. Пришел в театр и увидел ТУ, что может залечить мне мою первую любовь. Ту, что мне нужна на всю жизнь! Подарил ей книжечку, повел в ресторан. Для проверки ее чувств подослал к ней своего старого друга и учителя, ныне народного депутата, киноактера Ваню Гаврилюка, чтобы он попытался ее охмурить. У него ничего не получилось. «Виталик, она тебя любит!» -- сказал он мне. И тогда я понял, что это мое. Повез ее к родителям…

-- Как они приняли будущую невестку?

-- Моя мама Екатерина Александровна -- строгая женщина! А отец у меня -- очень добрый человек. Помню, когда ехали к ним знакомиться, купили торт, молоко и… селедку! (Смеясь). Представляете, на смотрины приехали с селедкой! И папа как наелся селедки с молоком, а потом съел половину киевского торта!.. Еле жив после этого остался. Вот такое было их первое знакомство со Светой. Папа любил ее до последних дней своей жизни. Мама же всегда была строга. Когда я зачастил к ним со Светой, она сказала: «Так, дети: или женитесь, или… Мы на виду. Нас люди спрашивают: «Кого это Виталик возит?» У нас пуританская семья. Я же был ТАК влюблен…

-- Неужто любовь с первого взгляда, о которой в книжках пишут?

-- Представьте себе. Когда я пришел в театр и увидел -- на сцене бегает девочка, играет --, понял: это мой идеал! У нее было все -- от форм до внешности! Понял, что это та беда, которая приходит с первого взгляда. Но за свое счастье пришлось побороться. Не добиваться ее, а отбивать. И драться приходилось, у нее ведь женихи были серьезные.

-- Небось, ради любимой и на отчаянные поступки решались?

-- А как же?! С пешеходного моста прыгал в Киеве. Потому что она не верила, что я в десантных войсках служил. На спор выпивал по литру водки! Хотя до этого ни разу даже не пробовал. Потом пять дней был в таком состоянии!..

-- Подарки, цветы…

-- Естественно. Помню первую поездку в Африку. Мы получали несчастных 89 шиллингов, и я на эти деньги, а тогда в Киеве, например, еще не было трусов «неделька», привез Свете два комплекта!!! Это был писк! Учитывая, что она актриса и ей надо в гримерной переодеваться, а там ее коллеги, девчонки, которые видят все!.. А потом я ей так-кую косынку привез!.. Ожерелье из жемчуга!.. В общем, навез такого, что даже у нас в Беличах на «крутой» барахолке невозможно было купить. Кстати, ради любви приходилось и на вокзале ночевать!

-- ???

-- В буквальном смысле. После армии я не хотел уезжать из Киева, и Света уже не отпускала. А, учитывая, что Света жила в пуританском общежитии на Брест-Литовском проспекте, где гастроном «Юбилейный»… На седьмом этаже жили Ада Роговцева со Степанковым, на шестом было общежитие. Комендантшей там была Капитолина Николаевна, жена полковника, боевая подруга, она за порядком ТАК следила… Когда я приходил к Свете, Капитолина Николаевна устраивала облаву. Я прятался за стенку, у меня, кстати, все время была спина белая, но бойкая старушка меня все-таки находила и выставляла на улицу. Я умолял: «Мне некуда идти, не выгоняйте!» Она была непоколебима. Социалистические времена… Нельзя! Я садился на трамвай и нарезал круги. Если Капитолина дежурила, мне приходилось ночевать на вокзале. Ко мне часто приставал военный патруль, спрашивал, куда я еду. И чтобы знать, что ответить сержанту, что врать, надо было знать, как таблицу Менделеева, расписание поездов. Потом нам дали 10 квадратных метров в «дурдоме» Министерства культуры, на улице Малышко… Все, кто от культуры, все «визначнi митцi» там жили. Гостинки 10-метровые, кухни 4 метра… Это был семьдесят пятый год…

-- В вашей семье кто глава?

-- Как правило, глава семьи тот, кто больше говорит. Но мы так устаем на концертах, что нам обоим хочется помолчать, поэтому у нас паритет. Каждый заполняет свою нишу. Я, к примеру, захожу на кухню только покушать. Света же никогда не занимается организационными вопросами, продюсерскими.

-- Ругаетесь часто?

-- В бытовом плане нет. Были, конечно, времена, когда не хватало денег, и из-за этого часто возникали конфликты. Сейчас, когда уже нет больших финансовых проблем, все иначе. Если и ссоримся, то только на профессиональной почве. Хочешь или нет, творчество ведь все равно в дом приносишь. У нас же славянский менталитет. Поэтому у нас только творческие разногласия.

-- Ага, послушай женщину и сделай наоборот?

-- Да-да, вот я Свету уже обломал. Она знает, что мое мнение более мудрое, более правильное. Она неглупый человек, идет мне навстречу. Кстати, когда мне автор приносит новую песню, я всегда советуюсь с детьми.

-- Они чем занимаются?

-- У старшего, Георгия, два высших образования: театральное -- (управленческий факультет) и Академия при Президенте Украины. Младший, Евгений, заканчивает Международный университет экономики. Дети сказали: в семье достаточно артистов, поэтому разрешите нам заниматься, развиваться самим. Но это не мешает им быть творческими личностями. Они поют, как боги! Очень хотят свое дело открыть. Ну а я пока не хочу им помогать, хочу, чтобы они побились немножко! Чтобы они об-бились, чтобы их жизнь побила!.. Система ценностей тогда иная будет.

-- Фестиваль «Мелодия двух сердец», на который приглашаете суперзвезд, организовали, чтобы выделиться в нашем отечественном шоу-бизе? Утереть всем нос?

-- Нет, просто понял, что надо быть самостоятельными. Наш шоу-бизнес -- такая волчья стая… Кстати, он далеко не дешевый. Украинские артисты получают не намного меньше, чем российские. Они ведь деньги здесь, у нас, зарабатывают. В России собрать полные залы мало кому удается. Приехала Людмила Марковна Гурченко к нам на фестиваль и говорит: «Боже, какой «капустный» город этот Киев!.. » Как-то приехала Эдита Станиславовна Пьеха, перепутала Киев со Львовом. Как только ее самолет приземлился в Борисполе, она обрадовалась: «Боже, мы во Львове?!» Ей говорят: «Нет, мы в Киеве»… В прессе писали, что она была пьяная… Она не была пьяная, просто устала… Поймите, для человека 60 с чем-то лет ездить с концертами -- это подвиг! Перелеты… Тут под 50 -- и то уже облом. Как сказала моя коллега Лиля Сандулесу: «Господи, ну каким бы еще образом научиться зарабатывать деньги, чтобы не ездить ночами, не ждать эти братские могилы артистов, когда поставят тебя последним в сборном концерте, и ты ждешь?»

Пьеха к нам на фестиваль должна была приехать в 2000-м, но тогда она ногу сломала, пришлось искать замену. Я сразу перезвонил Маргарите Борисовне Тереховой. Она, правда, затарила очень нехорошую сумму, хотя, когда вышла на сцену, немножко опешила, потерялась. Театральная актриса и эстрадный артист -- это разные вещи. Театральный артист -- на него работает театр, партнеры, декорации, сюжет!.. А здесь ты должен работать! Ты должен выйти -- и взять публику! А публика-то разная. И глаза-то разные… Несколько тысяч глаз!

-- Знаю, что вы приложили руку и к становлению одной из нынешних звезд российской эстрады

-- Вы имеете в виду Наташку Королеву? (улыбается). Да! Наташкой я когда-то занимался, мама, Людмила Ивановна Порывай, приводила ее ко мне, я ее на телевидение выпустил…. Ей тогда было 13 лет. Маленькая она была такая славная… Руся, ее сестра, менее интересная, а Наташка -- она вся просто цвела!.. Она, наверное, родилась уже женщиной. Володя Быстряков серьезно ею занимался, мы на телевидении ей очень помогали. Недавно пересекались на «Крымских зорях»… Обрадовались встрече. Она пробивная, всегда знала, что делать в жизни.