16-летнего киевлянина Юрия прооперировали спустя несколько часов после случившегося, благодаря чему он уже через пять дней встал на ноги. В мае этого года только в Больницу скорой помощи в Киеве были доставлены восемь человек, получившие травму ныряльщика
Сделав несколько шагов в воде, Юра нырнул. За ним наблюдали его друзья. Когда показалась спина товарища, они подумали, что он балуется, поэтому не выныривает. Но прошла минута, а Юра не двигался. Тогда ребята не на шутку испугались. Вынеся отяжелевшего друга на берег, тут же вызвали «скорую».
-- Я помню все случившееся, потому что не терял сознание, -- рассказывает Юра. -- Нырнув, резко ударился головой о дно. Тут же руки и ноги стали непослушными, как будто мертвыми, я не мог даже голову над водой поднять. Пронеслась мысль: если меня не вытащат, то все А на берегу появился вопрос: буду ли ходить? Раньше я слышал о травмах, полученных при нырянии, о том, что многие люди после этого становятся неподвижными. В Больнице скорой помощи врач дотрагивался до моих рук, ног, ступней, и я чувствовал его прикосновения. Он сказал: «Есть шанс, что будешь ходить».
-- Человека, получившего травму ныряльщика, нужно оперировать в течение первых двенадцати часов после случившегося, чтобы как можно скорее освободить сдавленный спинной мозг, -- объясняет заведующий отделением хирургии позвоночника и спинного мозга киевской Больницы скорой медицинской помощи Владимир Резниченко. -- Еще два года назад нейрохирурги считали, что такого пациента нельзя оперировать сразу, а нужно подождать, пока спадет отек спинного мозга. Но за это время клетки мозга погибали. И если бы мы пошли по этому пути, Юра вряд ли бы сейчас мог ходить. В мае к нам поступило восемь ныряльщиков. Пятеро из них были в тяжелом состоянии, их мы прооперировали. Благодаря применяемой нами методике четверо из них встали на ноги. У одного пациента произошел разрыв спинного мозга. К сожалению, после такой травмы восстановление невозможно.
-- Юра с детства плавает и ныряет очень хорошо, -- рассказывает мама Юры Светлана. -- Поэтому я никогда не боялась отпускать его с ребятами купаться. А тут вдруг телефонный звонок: «Ваш сын сломал шею». Пока я не увидела неподвижного Юру, не могла в это поверить. Врачи объяснили, что от удара о дно у Юры поломался пятый шейный позвонок, срочно нужна операция. Естественно, я согласилась. Теперь понимаю: нам повезло, что сына доставили в клинику, где умеют справляться с такими сложными травмами.
-- Во время операции мы заменили Юре сломанный позвонок титановым трансплантатом, -- объяснил Владимир Резниченко. -- Спинной мозг освободился, его функции начали восстанавливаться, благодаря чему появилась подвижность рук и ног.
Правда, происходит это очень медленно. На второй день после операции Юра приподнял только одну ногу. Затем его стала слушаться вторая. Вскоре парень смог сесть.
-- Лежать очень скучно, -- говорит Юра. -- Чтобы хоть чем-то себя занять, я поднимаю то одну, то другую ногу, сгибаю и разгибаю руки, сажусь на кровати, пытаюсь вставать. Ходить без опоры пока не могу. Но со временем и этому научусь.
-- Когда мы первый раз посадили сына на кровати, у него закружилась голова, в глазах потемнело, -- добавляет мама Юры. -- Теперь с каждым днем он чувствует себя все лучше. Я уверена, что вскоре Юра полностью восстановится -- не в его характере лежать и расстраиваться. Из больницы сына выписали 4 июня. Теперь ему нужно пройти курс реабилитации, а затем, говорят, было бы хорошо попасть в санаторий в Саки, провести заключительный этап восстановления. Для этого мы начали собирать документы, и Юре пришлось пойти в «поход»: перейти от дома к фотолаборатории через дорогу, чтобы сфотографироваться для паспорта. 16 лет сыну исполнилось в апреле, а документ он не получил. Недолгий путь до фотоателье с трудом дался Юре. Правая нога еще плохо слушается.
В больнице парня навещали друзья. Для них стало потрясением, что обычный прыжок в воде привел к такой серьезной травме. Теперь они, когда идут купаться, даже не думают о нырянии.
-- Чем нова методика, которую вы применяете при травмах ныряльщика? -- задаю вопрос Владимиру Резниченко.
-- Таким больным перед операцией мы ставим скобу, растягивающую позвонки, чтобы немного ослабить сдавливание спинного мозга. Вводим препарат, который не позволяет распространиться отеку спинного мозга. Раньше этот препарат родственники доставали сами, и на это уходило драгоценное время. Год назад мы договорились с аптекой, которая находится неподалеку от нашей больницы и работает круглосуточно, чтобы у них всегда про запас было несколько ампул этого препарата. И когда к нам поступает больной с травмой ныряльщика, из аптеки тут же привозят необходимое лекарство.
Затем мы делаем операцию, менее травматичную, чем применяли раньше в таких случаях. Поломанный позвонок или расколотый межпозвонковый диск нужно удалить, заменив трансплантатом. Раньше для этого делали разрез, брали часть кости таза, формировали из нее трансплантат. Но тогда больной долго находился под действием наркоза, а это плохо сказывается на состоянии спинного мозга. Да и после операции бедро заживало медленно, возникали осложнения. Кроме того, иногда костные трансплантаты выпадали, что провоцировало новую травму позвоночника. Теперь мы используем титановые трансплантаты. Они крепятся надежно. Ход операции контролируется с помощью рентгеновского аппарата. Это позволяет уменьшить ее продолжительность и травматичность.
-- Бывают случаи, когда даже вовремя сделанная операция не помогает?
-- Да, при тяжелом ушибе спинного мозга с кровоизлиянием, когда лопаются сосуды внутри спинного мозга, полностью нарушается проводимость сигналов от головного мозга. Человек становится неподвижным. Часто в результате травмы при нырянии разрушается четвертый шейный позвонок, в области которого находится центр дыхания. Тогда человек не может самостоятельно дышать.
Пациенты с травмой ныряльщика обычно начинают поступать в клиники в первых числах мая. Так было и в этом году. 14-летнего подростка бросали в воду друзья. Чтобы он летел повыше, ребята стали там, где помельче. И в итоге мальчишка получил травму ныряльщика. Не всегда нейрохирургам удается спасать таких пациентов. У врачей было бы меньше работы, если бы люди прислушивались к их простым советам.
-- Придя на отдых к водоему, нужно сначала хоть немного изучить дно, ощупав его ногами, -- говорит Владимир Резниченко. -- И только зная, где мелко, а где глубоко, нет ли мусора и других помех, можно нырять. Кстати, проверять надо даже те места, которые вы хорошо изучили в прошлом году. За зиму дно могло измениться. Ни в коем случае нельзя, раздевшись, прыгать в воду. Из-за сокращения мышц и сосудов от резкого перепада температур может произойти даже разрыв сердца. В воду нужно заходить спокойно и постепенно. Если вы пришли на пляж компанией, не купайтесь все вместе. Пусть один человек останется на берегу и следит за теми, кто находится в воде. Травмой ныряльщика могут закончиться игры, когда начинают бросать друг друга в воду.
-- Какую первую помощь следует оказать ныряльщику?
-- Пострадавшего нужно как можно быстрее вытащить на берег, положить на спину и освободить его дыхательные пути от воды. Затем под шею положить валик из одежды. Больше до приезда «скорой» ничего нельзя предпринимать, иначе можно серьезно навредить. Приехавшие врачи обязательно должны надеть на шею пострадавшему специальный жесткий воротник, который не позволит травмированным позвонкам еще больше ущемлять спинной мозг.
-- А если несчастье произошло в таком месте, куда «скорую» вызвать невозможно?
-- В таком случае нужно сделать жесткий воротник из рубашки, набив в ее рукав землю, обложить им шею пострадавшего, закрепить и как можно скорее везти в больницу. Главное, чтобы человек лежал на спине, а его шея была жестко зафиксирована.