40 лет назад, 16 июня 1963 года, впервые в истории человечества на корабле «Восток-6» в космос полетела женщина
Валентина Терешкова находилась в полете всего трое суток, но за это время успела стать одной из самых популярных женщин в мире. Перечисление одних только наград, званий, премий и должностей в ее официальной биографии занимает пятнадцать строчек убористого шрифта. Тем не менее многое в ее судьбе до сих пор остается неизвестным.
Через пять лет после полета Валентины Терешковой в космос женский отряд космонавтов был распущен. Валентине Владимировне повезло больше, чем ее коллегам. Популярность первой женщины-космонавта была столь высока, что она могла выбрать для себя практически любую должность. Терешкова занялась общественной работой, очень популярной и почитаемой в советское время. На ниве борьбы за права женщин она и проработала не один десяток лет. Параллельно с этим Валентина Владимировна успела получить генеральское звание (пока она единственная женщина-генерал в российской армии). Сегодня Терешкова возглавляет Российский центр международного культурного и научного сотрудничества.
В год она проводит сотни поездок и встреч. Правда, говорят, что за последние 20 лет Валентина Терешкова ни разу не встретилась с журналистами, ни разу не дала интервью, касающегося личной жизни или даже работы на Байконуре и в отряде космонавтов.
Хотя не стоит упрекать в этом Валентину Владимировну. На ее долю выпало немало испытаний. Чего только стоили грязные сплетни о том, якобы Валентина Терешкова и космонавт Валерий Быковский делали «это» прямо на орбите. Такой, мол, был эксперимент. Люди, утверждающие подобное, даже не знают, что Быковский и Терешкова летели в разных кораблях!
Как гласила советская пропаганда, полет Терешковой в космос прошел нормально. И только несколько лет назад в воспоминаниях доктора медицинских наук, специалиста по послеполетной адаптации космонавтов Виталия Воловича появились новые, неожиданные подробности того полета. Известно, что Терешкова стартовала в космос 16 июня и пробыла на 300-километровой орбите двое суток 22 часа и 50 минут. Ее корабль «Восток-6» 48 раз обогнул землю, и ровно 48 раз в центре управления полетом прозвучало: «Я-Чайка». Этот позывной впоследствии станет крылатой фразой. А тогда, в июне 1963 года, он означал, что полет проходит нормально. Вот только, что вкладывалось в это понятие?
Собственно, от Терешковой во время полета не требовалось совершать нечто сложное, ей нужно было пробыть на орбите положенное время, снять некоторые показания с медицинских приборов. Ведь кроме пропагандистского трюка -- советская женщина в космосе, -- эта программа имела и практические задачи -- изучить влияние различных факторов, связанных с полетом в космос, на женский организм. Вот к этому в то время не были готовы ни советская космонавтика, ни сама Валентина Владимировна. Как вспоминает Виталий Волович, полет дался Терешковой очень тяжело.
Из-за ухудшающегося самочувствия космонавтка не смогла выполнить программу полета в полной мере. Изначально ее нахождение в космосе должно было продлиться дольше. Терешкову из спускаемого аппарата вынимали практически в обморочном состоянии. Советская пропаганда вовсю трубила об успешном запуске женщины в космос, в то время как Валентина Владимировна приходила в себя после полета более двух недель, а полностью восстановилась только через месяц. Оказалось, что всепроникающие космические лучи разрушают кальций в костях человека. Женщина оказалась более подвержена этому процессу. Поэтому первое время, пока в организме Терешковой не восстановилось нужное количество кальция, она постоянно находилась под страхом случайного перелома.
Сейчас трудно сказать, кому из советских лидеров первому пришло в голову организовать «космическую свадьбу». Но она стала еще одним идеологическим трюком советской космической программы. Во всяком случае, с определенного времени ею заинтересовался, а позже и вплотную занялся глава советского государства Никита Хрущев.
Валентина Терешкова и космонавт N3 Андриян Николаев познакомились еще до полета. Но их отношения были не более чем дружескими. Почему же выбор пал именно на Николаева, неизвестно. Тем не менее после полета Терешковой в космос тема свадьбы с космонавтом N 3 стала усиленно муссироваться. Сейчас можно лишь предположить, что молодых космонавтов просто «попросили» сыграть нужную роль. К тому же вполне возможно, что пропагандистская мишура была только частью айсберга. Тот же Виталий Волович говорит, что медиков волновал вопрос потомства у тех, кто побывал в космосе, как полет повлияет на детородные функции человеческого организма. Ни для кого не было секретом, что такие опыты проводились с собаками, побывавшими в космосе. Щенки рождались мертвыми либо с врожденными пороками и умирали спустя пару месяцев. Знали это Николаев и Терешкова.
В Доме приемов на Ленинских горах, где проходила свадьба, собралось множество высокопоставленных гостей. Тосты, подарки, поздравления Когда же слово взял Никита Сергеевич и пожелал поскорее завести первого космического ребенка, молодоженам было уже не до веселья. Они хорошо понимали, чем это может для них обернуться. Но особого выбора у них не было. После нескольких месяцев отдыха в пансионатах Валентина Терешкова забеременела. Как вспоминает Виталий Волович, беременность протекала очень тяжело. Практически весь срок Валентина Владимировна провела в госпитале под наблюдением врачей. К счастью, девочка, которую назвали Аленкой, родилась хоть и слабенькой, но нормальной. Она закончила медицинский институт, вышла замуж и подарила Валентине Владимировне внуков. А с Николаевым у Терешковой жизнь не сложилась.
Со звездной парой посчастливилось быть знакомым жителю Феодосии Юрию Сизову, более 20 лет проработавшему шеф-поваром в военном санатории «Чимитоквадже» близ Сочи, где отдыхали высокие армейские чины и космонавты. Вот что Юрий Дмитриевич рассказал «ФАКТАМ»:
-- Для космонавтов столы накрывались в банкетном зале. Обязательно подавались перепела, черная и красная икра, армянский коньяк. Нередко здесь бывали и Андриян Николаев с Валентиной Терешковой. С Терешковой всегда приезжала ее мать, которая присматривала за внучкой Аленкой. Валентина Владимировна выделялась среди отдыхающих. Когда она проходила по территории санатория, то отдыхающие провожали ее взглядом. Высокая, статная, красивая молодая женщина привлекала к себе всеобщее внимание. Но чувствовалось, что жизнь у них с Андрияном не сложилась. В санатории они отдыхали порознь: Валентина любила уходить на лодке в море и порыбачить. Часто на рыбалку она приглашала и меня. Однако сама рыбалка ее, видимо, не привлекала -- сидя с удочкой в руках, она часами задумчиво смотрела вдаль, не обращая внимания на поплавок.
Андриян же частенько захаживал ко мне на кухню: «Бери, Юра, тормозок и пошли в лес». А в тормозок входили несколько бутылок армянского коньяка и закуска. Уютно расположившись на опушке леса, мы целый день проводили с ним в беседах. Говорили обо всем на свете. А о своих семейных неурядицах он мне не говорил, хотя было заметно, что Николаев тяжело их переживает.
Вообще, он крепкий был мужик. После двух бутылок у него лицо даже не краснело. Правда, однажды Николаев немного перебрал. И когда мы возвращались по дороге в санаторий, случайно задел геодезический прибор, попавшийся нам на пути. Тот упал и разбился. Геодезисты не узнали космонавта и подняли крик из-за того, что прибор очень дорогой. Тут, словно из-под земли, появились двое в штатском. Они успокоили геодезистов, сказав, что оплатят нанесенные им убытки, а нам с Николаевым сказали, дескать, идите себе дальше. Тут-то я и понял, что во время нашего «задушевного отдыха» с Николаевым мы постоянно были под присмотром.
Чисто по-человечески мне жаль эту звездную пару. Каждый из них сам по себе был прекрасным человеком, но, видимо, они не были созданы друг для друга. И спустя несколько лет Терешкова и Николаев развелись.
Но к тому времени это уже никого не волновало. Требовались новые герои и новые подвиги. Хотя популярность Терешковой еще долгое время не давала покоя советским женщинам. Прическа, платье, шубка, как у Терешковой, -- все это стало неотъемлемой частью моды того времени. А за право носить почетное имя первой-женщины космонавта боролись, перевыполняя пятилетки, целые заводы и колхозы.
В юности Терешкова мечтала стать машинистом тепловоза. Ее отец погиб в 1939 году на финской войне. Мать осталась одна с тремя детьми на руках. Поэтому, как только Валентина подросла, стала помогать матери по хозяйству, няньчила младшего брата. После семи классов, не поступив в техникум, она пошла работать на шинный завод. Параллельно училась в вечерней школе. А уже позже перешла закройщицей на текстильный комбинат «Красный Перекоп», где работала ее мать. Впоследствии Терешкова закончила техникум легкой промышленности.
И если бы не местный аэроклуб, куда записалась Терешкова, она никогда не полетела бы в космос. За два года Валентина совершила 168 прыжков, стала инструктором. Интересно, что во время первого прыжка юная парашютистка выпрыгнула из самолета еще до того, как инструктор подал сигнал «Пошел». За что потом получила нагоняй. А однажды она не на шутку перепугалась, когда после очередного прыжка ее снесло ветром прямо на стадо коров, которые паслись неподалеку от аэродрома. Валентине Владимировне с трудом удалось не оказаться у коровы на рогах.