Во время пребывания в Киеве «босоногая дива» осталась недовольна дорогими бутиками и пошла торговаться с киевскими продавцами на родном наречии островов Зеленого Мыса
Сезарию Эвору называют африканской Эдит Пиаф. Сегодня это одна из самых модных певиц в мире. Но как для модного идола выглядит несколько странно: эта полная пожилая женщина по сцене ходит босиком, непременно курит крепкие сигареты во время концерта и жалуется, что никак не может покончить с этой вредной привычкой. Она похожа на добрую величавую негритянскую мамку, которая поет колыбельную всему человечеству -- столько спокойствия, грусти и мудрости в ее песнях. На днях Сезария Эвора посетила Украину.
Мода на Эвору закономерна: на волне любви к этнической музыке миру стали известны аргентинское танго, бразильская босанова и ямайский регги. Эвора предъявила миру протяжные кабовердианские песни-морны. Именно эта мировая тоска и полюбилась всемирно известному режиссеру Эмиру Кустурице, который включил ее песню в свой знаменитый фильм «Подполье». Сезарию обожают в Португалии, где открыли ее дарование, во Франции, где продается рекордное количество ее альбомов, и в США, где ей платят баснословные гонорары. Но жить она предпочитает на родине -- в республике Кабо-Верде.
В Украине у мировой звезды тоже оказалось немало поклонников: за кулисами восторженно внимал звукам музыки Слава Вакарчук, а в зале развлекал симпатичную брюнетку «телеводитель» Игорь Моляр. Пришли на концерт и иноземцы: посол США Карлос Паскуаль и специально приехавший из Москвы российский певец Сергей Крылов.
Во время визита культовой певицы в Украину выяснилось, что, с одной стороны, Эвора -- звезда со всеми вытекающими отсюда последствиями -- например, райдером -- списком требований к сервису, с другой, -- простая креольская женщина со своими причудами. Подъехав к отелю и увидев ступени, Сезария развернулась и потребовала отвезти ее в другую гостиницу. Без ступеней. Потому что у нее больные ноги.
-- У себя в Кабо-Верде я всегда хожу босиком, -- говорит Сезария Эвора. -- У вас тепло, поэтому тоже можно. А вот в России было холодновато, пришлось надевать обувь.
Для известной певицы таки удалось найти отель без ступеней. Однако выяснилось, что Сезария ест только там, где проживает. Приходилось по-партизански перевозить из другой гостиницы заранее приготовленный обед: строго оговоренные паровые котлеты из баранины и крем-суп. Еще звезда потребовала всегда иметь в наличии сырные тосты, шоколадные конфеты и холодное пиво. Никаких тебе омаров и фуа-гра. К машине повышенных требований Сезария не предъявляла. А у себя на островах певица ездит на старом синем «Форде», ставшем таким же неотъемлемым ее атрибутом, как и вечная сигарета в руке.
В Киеве вместо осмотра достопримечательностей Сезария потребовала устроить поход по магазинам. Оказалось, что Эвора, эта любимица интеллектуалов, как и любая женщина, обожает шмотки. И сам процесс шоппинга. Придя в новый торговый центр «Мандарин Плаза» Эвора принялась возмущаться: «Куда вы меня привели, все эти дорогие бутики -- туфта. Я это видела и в римах с парижами, ведите меня туда, где бы я, простая женщина, могла по-человечески одеться!» Организаторы приняли волевое решение и повезли ее на Владимирский рынок. И уже там Эвора оказалась в своей тарелке.
Во-первых, она скупила половину рынка, во-вторых, безбожно торговалась, как и подобает простой крестьянке. Организаторы гастролей в Украине из рекламного агентства «Акона», бежавшие впереди, просили продавцов во избежание разорения заламывать цену. Потому что без торга Сезария вещь не брала и буквально топала ногами. Заметьте, больными. Но ведь в упоительные моменты шоппинга забываешь обо всем! Учитывая, что диалог происходил на никому не известном наречии криуло, зрелище было особенно забавным. Тем не менее все друг друга понимали! В отдельную сумку сбрасывались купленные гроздья бус -- преимущественно яркие и блестящие. В итоге продавцы так прониклись симпатией к этой живой и эмоциональной женщине, что стали попросту дарить ей вещи. Среди всего прочего на Владимирском рынке было куплено недорогое черное трикотажное платье -- то ли турецкое, то ли польское. Прикид, свойственный тысячам среднестатистических киевлянок. Именно в нем Сезария выступала на главной сцене страны -- во Дворце «Украина». На один вечер она стала одной из украинок.
-- Перед выходом на сцену я не волнуюсь, это у меня уже образ жизни, -- рассказывает Сезария Эвора. -- Ведь пою с шестнадцати лет -- с тех пор, как влюбилась в молодого музыканта. Пела на родных островах, в ресторанчиках, меня даже записывали на радио. Но поскольку я не могла содержать семью, то музыку бросила. И вернулась к ней, когда мне было уже 50. Тогда и записала свой первый диск в Париже.
Еще Эвора зачем-то купила на Владимирском рынке бигуди. Видимо, для того, чтобы соотечественникам показывать -- мол, представляете, у них там, на другом конце земли, даже волосы не вьются!