Первым реформу в киевском коммунальном хозяйстве уже в нынешнем году начнет Оболонский район
В Киеве начинается реформа в жилищно-коммунальной сфере -- самой отсталой отрасли городского хозяйства. Проведение реформы, во-первых, уже не только назрело, а «перезрело». Во-вторых, столичные власти не имеют возможности ждать, когда преобразования начнет правительство. В-третьих, согласно критериям вступления Украины в Евросоюз в 2010 году, качество и объемы коммунальных услуг должны быть приближены к европейскому уровню.
Справка «ФАКТОВ». В столице 9877 жилых зданий; общая жилая площадь -- 58117,2 тысячи квадратных метров; общее количество квартир -- 907493; в частный сектор входят 21966 домов с жилой площадью 2117,7 тысяч квадратных метров; средняя обеспеченность жилплощадью одного киевлянина -- 19 квадратных метров.
-- Реформа в жилищно-коммунальной сфере -- очень сложная социальная, правовая и финансовая проблема. Это единственная реформа, которая касается всех без исключения киевлян, ведь все мы жильцы, владельцы квартир, -- говорит заместитель главы столичной горгосадминистрации Иван Данькевич. -- Главная цель преобразований и развития жилищного хозяйства -- внедрение в эту сферу рыночных отношений, то есть демонополизация, переход к стопроцентной оплате услуг и установление таких отношений между потребителями и поставщиками, чтобы отрасль стала безубыточной, а услуги предоставлялись вовремя и качественно.
Сейчас отрасль пребывает в глубочайшем кризисе, о чем свидетельствуют финансовые результаты ее работы: коммунальные предприятия жилищного хозяйства должны кредиторам 829 миллионов гривен, в то же время им самим задолжали еще больше -- 931 миллион гривен. Отсутствие средств -- основная причина плохого качества предоставляемых населению услуг и невыполнения жэками всех предписанных им обязанностей.
Справка «ФАКТОВ». Задолженность населения Киева за коммунальные услуги -- 527,6 миллиона гривен, в том числе по квартирной плате -- 112,7 миллиона. Для жильцов приватизированных квартир плата за обслуживание домов и придомовых территорий нынче составляет всего 60 процентов нормативных потребностей жэков.
Количество жалоб на плохую работу жэков за несколько последних лет возросло более чем в два раза! Некоторые очень важные виды работ, финансируемые за счет поступлений за квартирную плату, вообще не выполняются: это и плановые осмотры и ремонты домов, крыш, благоустройство придомовых территорий. Однако наши жилищно-эксплуатационные организации умудряются при этом содержать в три-пять раз больше сотрудников, чем их коллеги в европейских странах!
-- Программа реформирования и развития жилищного хозяйства рассчитана на период 2003--2005 и до 2010 года, -- говорит начальник главного управления жилищного хозяйства Киева Дмитрий Гуленко. -- На первом этапе (2003 год) мы опробуем «пилотный» проект в Оболонском районе столицы: преобразуем управление жилищного хозяйства в службу заказчика, а многие его полномочия передадим жэкам, которые станут районными эксплуатационными управлениями (РЭУ) и будут привлекать к обслуживанию жилья частные компании и предприятия.
На втором этапе (2004--2005 годы) будет поделена и закреплена ответственность собственников жилья -- за его содержание, управление и уточнение источников финансирования этих работ, а руководящие организации станут планировать и выполнять масштабные работы по эксплуатации и ремонту жилфонда. На этом этапе опыт, накопленный в Оболонском районе, распространим на весь город. Трансформируются также действующие ныне жилищно-строительные кооперативы и общества собственников многоквартирных домов-кондоминиумов (сейчас их в столице 258), будут созданы объединены в ассоциацию кондоминиумы в новостройках. Так, к 2010 году предстоит увеличить число кондоминиумов в Киеве до 1200.
Третий этап (2006--2010 годы) предусматривает поэтапное превращение управлений жилищного хозяйства в открытые акционерные общества с контрольным пакетом акций в собственности территориальной общины (чтобы привлечь в жилищно-коммунальную сферу частный капитал и сформировать систему негосударственного управления жилым фондом).
Справка «ФАКТОВ». На развитие жилищного хозяйства по предложенной схеме планируется до 2010 года израсходовать 5,96 миллиарда гривен, в том числе на реконструкцию жилого фонда -- 2,78 миллиарда гривен, из них на обновление пятиэтажек -- 1,1; общегородскую программу «Мой дом, мой двор» -- 2,33; на ремонт и замену лифтов -- 650 миллионов гривен; обеспечение домов счетчиками воды и тепла -- 200 миллионов гривен.
Проведение такой реформы требует новой правовой базы -- законов, постановлений Кабмина и нормативных актов, которых пока недостаточно. Нужно принять в коммунальную собственность еще несколько сотен ведомственных жилых домов; отрегулировать механизмы тарифообразования в жилищно-коммунальной сфере, чтобы сбалансировать потребности коммунальщиков и платежеспособность населения; до 2007 года заставить злостных неплательщиков вернуть долги по квартплате и другим услугам и сделать многое-многое другое.
С 2005 года будут введены тарифы, которые покроют 100-процентные затраты по содержанию домов и придомовых территорий. Тогда у эксплуатационных организаций появится возможность формировать фонд развития, который ежегодно будет составлять 60--80 миллионов гривен. Но обязанности эксплуатационных организаций не останутся прежними. Население также увидит, получив квитанции на оплату квартиры, каковы фактические затраты по обслуживанию дома (постатейно), каковы размеры льгот и субсидий, и т. д.
Адресная социальная помощь тоже предусмотрена: деньги перечислят на персонифицированные счета граждан, (в том числе и по оплате жилья). А в 2005 году планируется внедрить систему выдачи субсидий наличными деньгами.