Культура и искусство

Дизайнер головных уборов тамара мухина: «о романтической шляпке, как и об удачном замужестве, мечтает каждая женщина»

0:00 — 1 марта 2003 eye 870

Клиентка модельера актриса Полина Лазова считает, что шляпа может заменить и прическу, и украшение

В первый же день весны хочется отринуть зимнюю меланхолию и стать романтичной особой. Распрощаться с ушанками, вязаными шлемами и капюшонами. Показать свое красивое лицо мужчинам. А лучший способ привлечь к нему внимание -- надеть шляпку. Тамара Мухина -- представитель исчезающей профессии, почти утраченного искусства. Она -- шляпных дел мастер, а говоря современным языком, дизайнер аксессуаров, к которым относятся и головные уборы. Тамара призывает женщин не бояться носить самый женственный предмет гардероба -- шляпку. И «ФАКТЫ» в этом с ней заодно.

Невысоким женщинам не рекомендуется носить ковбойские шляпы

По образованию Тамара математик, но в семье всегда царила страсть к рукоделию: мама была искусной мастерицей, и у дочери эта традиция переросла в профессию. Тамара закончила курсы моделирования одежды и занялась дизайном. В 1995 году представила свою первую коллекцию, потом последовало дефиле на первых «Сезонах моды», создавала шляпы для коллекций Гресь, Бызова, Сарафанова.

Тамара -- на все руки мастер. Глядя на ее тонкие изящные ювелирные работы, вышивку, понимаешь, что, живи она во Франции, наверняка работала бы в области от кутюр. Свидетельства тому -- сумки из льна, расшитые бусинами из слоновой кости, сумочки, фактурой похожие на пожухлый осенний лист, гофрированная кожа, украшенная полудрагоценными камнями, чехлы для мобильных телефонов, декорированные стразами, которые можно надевать как портупею, визитницы с вензелями из камней, браслеты со множеством забавных подвесок из перламутра. В этих драгоценных вещицах столько фантазии и тончайшей работы!

-- Шляпа служит стержнем стиля, -- рассказывает дизайнер аксессуаров Тамара Мухина. -- Но, подбирая головной убор, нужно знать: если лицо крупное и круглое, желательно избегать горизонтальных линий, нужны, наоборот, косые. Поля должны идти под углом, чтобы пересекать плоскость лица.

Маленькие шляпы идут маленьким женщинам с мелкими чертами лица. Большие поля и высокая тулья подходят только высоким женщинам. То есть ковбойские шляпы невысоким запрещены. Даже если у женщины крупные черты лица, но рост невелик, большая шляпа будет делать ее похожей на гриб. Шляпа должна быть пропорциональна фигуре и созвучна одежде, совпадать с образом жизни.

Этой весной в моде мужские шляпы, кепки, фуражки

-- В этом сезоне господствует мода на мужские жанры в шляпе -- кепки, фуражки, классические мужские шляпы, шлемы и пилотки эпохи авиаторов, -- говорит Тамара. -- Считаю это кризисом жанра в мировом масштабе. Конечно, в эпоху эмансипации осваивание женщиной мужского гардероба было обоснованным. Но сейчас игра слишком затянулась. Сегодня возвращается романтизм -- рюши, цветы -- и ко всему этому -- вдруг мужские головные уборы! Создается впечатление, что женщина на генетическом уровне забыла о своих законных позициях. А я видела не раз, как женщина преображается, когда надевает шляпку, в ней тут же пробуждается женственность. Любая женщина мечтает о романтическом и умопомрачительном головном уборе, точно так же, как мечтает выйти замуж. Это на подсознательном уровне.

Шляпа -- вечный источник противоречия. С одной стороны, надевая ее, женщина хочет видеть себя такой, какой мечтает быть. А с другой, хочет понравиться окружающим. Отсюда и конфликт: она думает, кто что скажет, модно это или нет. Поэтому, чтобы разрешить это противоречие, очень важно делать не нечто фантазийное и экстравагантное, а шляпы для жизни. Важны точные пропорции и продуманность стиля, чтобы женщина могла носить шляпу без напряжения и страха.

С помощью полей шляпы отсекается все повседневное, женщина совершает символический жест, отчуждаясь от житейской суеты. Вспомните, как героиня Елены Соловей в фильме «Раба любви» преображается с помощью маленькой шляпки а-ля гарсон: она живет в мире любви, чувств, где и должна обитать женщина. Такие ретро-шляпы надевают глубоко, почти на глаза. У наших женщин есть комплекс -- челка обязательно должна выглядывать из-под головного убора. Это не совсем верно. Я считаю, что шляпа должна быть асимметричной, потому что асимметрия создает движение, это современно.

В нашей стране, к сожалению, нет традиции ношения шляпы. По моим наблюдениям (а среди клиенток Тамары -- жены политиков, бизнесменов, эстрадные исполнители. -- Авт. ), у нас это могут позволить себе женщины состоявшиеся, известные, раскрепощенные. А ведь раньше городская жительница, представительница буржуазной культуры, не могла выйти на улицу без перчаток и шляпки.

О своем пристрастии к шляпам рассказала актриса Театра им. И. Франко, заслуженная артистка Украины Полина Лазова:

-- Самая экстравагантная из шляп, сделанных для меня Тамарой за десять лет, -- кожаная с плетеными полями, которую можно надевать в пяти вариациях. Есть и шляпка-ретро, и «полицейская» фуражка, и шляпка-каска из зеленой кожи, а к ней дополнение -- сумка-котелок. Да и сумочки Мухиной -- произведения искусства, в которых все продумано до мелочей -- и зеркальца, и шнурочки, и замочки, даже изнанка безупречна.

Для меня, актрисы, головные уборы незаменимы, они создают образ. Я и на работу ношу шляпы, и в свет выхожу. Бывает, что и прическа не очень -- а шляпа может заменить любую прическу. Это и украшение, и завершение туалета. У меня есть шляпы из замши, кожи, меха, органзы, шифона. Кроме того, Тамара делала мне на заказ бисерные «челки» -- очень театральный аксессуар, который надевается под волосы и создает образ в стиле модерн. А театральную премию «Киевская пектораль» за роль Ведьмы в спектакле «Брат Чичиков» я получала в черном платье и оригинальных бисерных браслетах и галстуке от Мухиной. Я всегда ношу фоновые вещи, оставляя пространство для аксессуаров, поэтому знакомство с Тамарой стало для меня судьбоносным.