В Украине отменить плату за входящие звонки на мобильные телефоны удастся через полгода. Любые повышения тарифов до этого времени не могут быть связаны с принятием парламентом изменений к Закону «О связи»
Недавно Верховная Рада приняла изменения к Закону «О связи», которые отменяют отдельную плату за входящие телефонные звонки и стимулируют операторов к переходу на посекундную оплату услуг связи. Эти нововведения вызвали большой резонанс. Пользователи телефонов загорелись надеждой на перемену к лучшему, а операторы стали пугать общество страшными последствиями принятия документа. О том, для чего нужны новые законы и каких результатов ожидают от них сами депутаты, «ФАКТАМ» рассказал один из авторов законопроектов, секретарь комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства м местного самоуправления Борис Беспалый.
-- Чем, по вашему мнению, была вызвана необходимость принятия изменений к Закону «О связи»?
-- На сегодняшний день система оплаты мобильной связи у нас в стране такова: как правило, обладатели мобильных телефонов вносят абонплату или покупают карточку с предоплатой. Кроме того, они оплачивают и те звонки, которые совершают сами, и те, которые они получают, то есть входящие. Выходит, что каждый телефонный звонок оплачивается как минимум дважды: теми, кто звонит, и теми, кому звонят.
Я считаю, что оплата входящих звонков нарушает права потребителей. Ведь не всегда человеку звонят те, кого он хочет слышать. Таким образом, абоненту приходится платить за услуги, которые ему не нужны или даже нежелательны.
Существующий порядок оплаты замедляет развитие мобильной связи, поскольку это услуга не только дорогая, но и непредсказуемая. Когда человек звонит сам, то он, зная тариф, может планировать и контролировать свои расходы. Но если он вынужден платить за тех, кто звонит ему, то затраты предвидеть нельзя.
В связи с этим к нам обращались многие избиратели, и в результате родился законопроект, который запрещает взимать плату за входящие звонки.
-- Операторы мобильной связи не в восторге от предложенных вами новшеств. Вы встречались с ними при подготовке законопроекта?
-- Да. У нас с ними были дискуссии. Их основные возражения сводились к тому, что нигде в Европе таких законов нет. Действительно, нет. Но и за входящие звонки нигде в Европе не платят. Поэтому там и не было повода для издания подобных законов.
-- Однако плата за входящие -- существенная часть доходов операторов
-- На самом деле прибыльность мобильной связи очень высока. По оценкам самих операторов, рентабельность отрасли измеряется сотнями процентов. Если даже вовсе отменить плату за входящие звонки, услуги мобильной связи все равно останутся высокорентабельными для операторов, которые их предоставляют.
-- Какова дальнейшая судьба закона?
-- Своим голосованием депутаты преодолели вето Президента. Теперь Председателю Верховной Рады предстоит направить закон на подпись главе государства, а затем опубликовать. Операторам дается шесть месяцев со дня обнародования закона на подготовку к нововведению. Так что не платить за входящие звонки можно будет не раньше, чем через полгода. Поэтому хочу подчеркнуть, что любые повышения тарифов, которые могут произойти до этого, никак не связаны с законом.
-- Но мобильные операторы заявляли о неминуемости увеличения тарифов на исходящие звонки. Не выйдет ли так, что это повышение перекроет всю экономию, которую мы получим в результате отмены платы за входящие?
-- Наверное, цена исходящих звонков может повыситься, но это подорожание будет меньше, чем нынешняя цена входящих. Таким образом, в целом услуга мобильной связи станет дешевле. Здесь должна сыграть свою роль конкуренция. Ведь любое увеличение цен -- весьма непопулярная мера, способная оттолкнуть потребителей.
Если же все-таки произойдет значительное неоправданное повышение цен, мы обратимся в Антимонопольный комитет. Ведь отрасль связи существенно монополизирована.
-- Но ведь из-за чрезмерного давления отрасль может прийти в упадок.
-- Скорее, наоборот, абоненты освобождаются от сильного ценового давления операторов. Если же окажется, что наши мобильные операторы не могут работать в новых условиях, то, перефразируя известную сентенцию, незаменимых мобильных операторов нет. В конце концов, на нашем рынке практически не представлены мировые лидеры мобильной связи, которые уже давно работают именно так, как предлагает закон. Почему бы не пригласить их на украинский рынок?
-- Сегодняшние тарифы на мобильную связь ниже или выше существующих за рубежом?
-- Изучив данный вопрос, мы пришли к выводу, что в Украине цены на мобильную связь завышены. Однако вину за это нельзя возлагать только на операторов. Им приходится оплачивать достаточно дорогие услуги «Укртелекома», который является монополистом. Поэтому в этой части мобильные операторы нуждаются в государственной поддержке.
-- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отрасли после принятия закона?
-- На мой взгляд, новый закон пойдет на пользу абонентам, отрасли связи и в итоге -- самим операторам. Ведь в Украине мобильная связь развита намного слабее, чем в других странах. В Испании, например, на 40 миллионов населения -- 32 миллиона мобильных телефонов. У нас же на 48 миллионов человек пока что приходится менее 4 миллионов «мобилок».
Сейчас операторы не очень заинтересованы в развитии сети, поскольку благодаря двойной оплате разговоров и так получают большую прибыль. Если же закон вступит в силу, операторы понесут определенные потери и, чтобы их компенсировать, им придется искать новые способы заработка. Нужно будет предложить пользователям новые привлекательные услуги, работать над расширением своей сети, чтобы охватить как можно больше пользователей. Ведь в Украине мобильной связью покрыта лишь часть территории, прежде всего крупнейшие города и несколько основных магистралей.
-- Подготовленный закон о введении посекундной тарификации был недавно проголосован в новой редакции
-- Этот документ первоначально содержал норму, прямо обязывающую всех операторов, использующих повременную тарификацию, ввести посекундную оплату. Причем это касается всех услуг телефонной связи. Однако Президент использовал право вето. И я, в общем, ему даже благодарен, так как после доработки закон стал намного лучше. Теперь он содержит более мягкую норму, которая не заставляет, а экономически стимулирует операторов к введению посекундной оплаты.
Если глава государства подпишет этот закон, то операторы, применяющие повременную оплату, смогут брать деньги только за полные единицы тарификации. То есть если время разговора измеряется секундами, то оплачивается каждая полная секунда, а если минутами, -- то минута. Сейчас время разговора округляется до большей величины. Например, если человек говорил по телефону с поминутной тарификацией 62 секунды, то заплатить ему придется за две минуты, то есть почти вдвое больше, чем он наговорил.
-- На большинстве стационарных телефонов принята поминутная тарификация. И очень легко представить себе человека, который все свои разговоры будет укладывать в минуту. Что же, ему вообще за телефон не платить?
-- Если оператор станет упорствовать в своем желании сохранить поминутную тарификацию, то, действительно, такому человеку, кроме абонплаты, больше ничего платить не придется. Это и будет стимулировать операторов к тому, чтобы задуматься о внедрении посекундной тарификации. И тогда все будут платить ровно столько, на сколько наговорили.
-- Это, конечно, правильно, но связисты часто сетуют на устаревшие АТС, которые не могут вести посекундный учет времени разговоров.
-- В законе это учтено. Многие АТС в Украине вообще не могут вести учет времени. Абоненты таких станций платят только фиксированную абонплату. И на эти случаи данный закон не распространяется.
Что же касается более современных АТС, на которых применяется поминутный учет, то для них переход на посекундный -- дело даже не техники, а внесения минимальных изменений в программное обеспечение. Ведь нет таких технических устройств, которые исчисляют время сразу в минутах.
Кстати, необязательно речь должна идти о секунде как единице измерения времени связи. Оператор вправе установить любую единицу в зависимости от того, как ему удобно, -- сотую долю секунды или час. Закон этого не оговаривает. Он лишь устанавливает, что клиент должен платить только за использованные полные единицы тарификации.