Происшествия

Усыновленные семь лет назад разными семьями сироты -- брат и сестра -- теперь имеют… Двух мам и двух отцов

0:00 — 15 марта 2003 eye 541

Новые родители Лили и Богдана поняли, что разлучать детей нельзя

Богдан и Лиля были еще совсем маленькими, когда их отца и мать лишили родительских прав. Больше года худенькие, ослабленные, никогда не знавшие материнского тепла детишки находились под наблюдением медиков Джуринской участковой больницы Шаргородского района Винницкой области. Здесь брат и сестра не только подлечились, но и, самое главное, нашли новых родителей. Вот только счастье обретения семьи было омрачено у детей разлукой друг с другом, ведь усыновили их разные семьи. Хорошо, что родители вовремя поняли это…

«Тяжелобольная Леся попросила нас удочерить девочку»

-- Мы с мужем пережили большое горе -- обе наши дочери родились инвалидами, обеих уже нет в живых, -- рассказывает Елена Черкевич из села Хоменки Шаргородского района Винницкой области. -- Врачи диагностировали у девочек амиотрофию -- редкое заболевание центральной нервной системы, при котором быстро прогрессирует атрофия мышц. Говорят, эта болезнь может передаваться через несколько поколений, хотя наши с мужем бабушки, прожившие более чем по девяносто лет, и не вспомнили, чтобы кто-то в роду страдал от этой болезни. Дочери не могли ходить, они были обречены на жизнь в инвалидной коляске. В какие только лечебные учреждения бывшего Союза мы не обращались в надежде, что врачи помогут встать им на ноги! Но -- увы… В 1984-м году от воспаления легких -- осложнения коварного недуга -- в больнице умерла семилетняя Людочка. Мы отчаянно продолжали бороться за жизнь Леси. Какой она была умницей -- на отлично, с похвальной грамотой закончила 9 классов средней школы! А ведь ей много приходилось заниматься самообразованием -- учителя из местной школы приходили к нам домой учить Лесю лишь два раза в неделю. Леся была очень общительной, и друзей у нее было много. Часто они увозили дочь на прогулки, приглашали на дни рождения. Вот только домой возвращалась наша девочка грустной. «Мамочка, я бы так хотела помогать тебе по хозяйству, как и мои подружки, -- говорила Леся. -- Как было бы хорошо, если б в нашей семье подрастала дочь, которая радовала бы вас, а когда состаритесь -- заботилась бы о вас, как родная». Со временем я поняла, что Леся очень хочет, чтобы мы удочерили какую-нибудь девочку-сироту.

-- Однажды, когда дочку в очередной раз госпитализировали в Джуринскую участковую больницу, мы узнали, что здесь проходят курс лечения четверо маленьких сирот, -- продолжает рассказ Елены ее муж Иван. -- Детишки были такими слабенькими. Кстати, старшенький из них, шестилетний Богдан, присматривал не только за своей пятилетней сестрой Лилей, но и за крохотным Сашей, которому исполнилось лишь несколько месяцев, и за его сестричкой. Богдан был очень доволен, когда медсестры поручали ему кормить малыша молочком из бутылочки, помогал менять пеленки. Его сестричку, голубоглазую Лилю, мы сразу заприметили и захотели ее удочерить. Но медики, которые опекали детей, объяснили, что Богдана и Лилю разлучать нельзя, ведь они брат и сестра, поэтому и должны расти вместе. Мы, конечно, тоже понимали это. Но усыновить обоих детей не могли, боялись, что не справимся с таким ощутимым прибавлением в семье. Тем более, что уже не так молоды… Да и на руках была тяжелобольная Леся.

Впрочем, зная, какие заботливые Елена и Иван родители, медики, определившие судьбу брата и сестры, приняли решение позволить им оформлять документы на удочерение девочки. Черкевичи быстро собрали необходимые справки. А когда сообщили Лиле, что они когда-то потеряли ее совсем маленькой и вот, к счастью, теперь нашли, девочка очень обрадовалась. Но вскоре вдруг забеспокоилась, спросив маму и отца, а не потеряли ли они когда-то и Богдана? Елена успокоила малышку, сказав, что у Богдана тоже есть отец с матерью… И действительно, мальчика усыновила бездетная семья из Джурина. Брат и сестра оказались в соседних селах, их разделяло лишь несколько километров…

-- Знаете, в селе все на виду, и семейных тайн не скоешь, -- вздыхает Елена. -- О том, что мы удочерили Лиленьку, односельчане знали уже на второй день. Помню, иду с соседками с базара, а девочка, завидев меня издалека, бежит навстречу и ручонки тянет: «Мамочка, я так по тебе соскучилась!». У меня сердце екнуло, а соседки только переглянулись. А потом давай поздравлять меня с дочкой. Новость о том, что у нас есть маленькая девочка, уже летела из хаты в хату…

Однажды соседка-»доброжелательница» пыталась втолковать Лиле, что Иван с Еленой не родные ей отец и мать. Этот мучивший ее вопрос Лиля решилась задать только Лесе, с которой очень подружилась. Леся успокоила малышку, объяснив ей, что родители -- это те, кто любит, воспитывает, кормит, одевает-обувает. Однажды вся семья смотрела кинофильм по телевизору -- в нем молодая мать бросила своего ребенка. Лиля тут же, негодуя, повторила Лесины слова: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитывает!».

-- Лиленька -- наше утешение, ведь Леси уже два года нет с нами, -- продолжает Елена. -- Не знаю, как бы выдержали мы обрушившееся на нас горе, если бы рядом не было этой доброй, нежной и ласковой девочки.

Богдан обрел родителей… в день своего рождения

-- Впервые увидев Богдана на Рождество, мы с женой тут же решили: он будет нашим! -- рассказывает Анатолий Копычинский, директор Джуринской детской музыкальной школы. -- Позже узнали, что как раз 7 января у мальчика день рождения. Наверное, это добрый знак свыше. А его крестным отцом стал главврач Джуринской участковой больницы Александр Нагорный, который вместе с коллективом медиков заботился о сиротах. Кстати, вскоре усыновили и еще двоих остававшихся в больнице детей… Первое время Богдан вел себя в нашей семье очень сдержанно, даже настороженно. Мы с женой понимали -- ему не так легко привыкать ко всему новому. В нелегком и очень ответственном деле воспитания сына мы с женой всегда советуемся. Хотя, мне всегда казалось, что я отношусь к нему более жестко, ведь сын -- будущий мужчина. А еще мы рады, что Богдан очень увлекся музыкой. У нас ведь семья музыкальная, я -- трубач, а жена на домбре играет. Поначалу учил Богдана играть на трубе, но силенок у него, увы, оказалось маловато. Поэтому стали довольно успешно осваивать фортепиано. Немного повзрослев, сын начал играть на трубе -- недавно мы подарили ему новый немецкий инструмент. Вскоре будет принимать участие в областном конкурсе юных музыкантов, который состоится в Виннице. Придет время -- отдадим его в музыкальное училище. Односельчане шутят: мол, Богдан пошел в отца, такой же музыкальный!

Времени у Анатолия и Аллы хватает и с сыном заниматься, и новый дом строить. Впрочем, Богдан им во всем помогает. А еще оказалось, что мальчик, как и отец, заядлый рыбак, еще и научился очень вкусно жарить рыбу. Мама Алла восхищается сыном, вспоминая, что сама только в пятнадцать лет сварила суп, а Богдан так приятно удивил их своей стряпней, когда ему еще не было и десяти.

Волновало родителей одно: иногда мальчик был не по годам серьезным, задумчивым и грустным. Однажды он доверился маме, сказав, что очень скучает по своей сестре Лиле. И взрослые поняли -- они поступили неправильно, даже жестоко, разлучив детей.

Каждая встреча для брата и сестры -- настоящий праздник

Лиля тоже часто вспоминала Богдана. Поэтому Иван и Елена, удочерившие ребенка, решили устроить им встречу.

-- Помню, мы праздновали Лилины крестины, почти полсела пригласили, Анатолия и Аллу тоже позвали вместе с сыном, -- вспоминает Елена. -- А когда они не приехали, мы очень расстроились. Спустя некоторое время Анатолий все же заглянул к нам и объяснил, что они с женой уже давно хотели устроить встречу Лили и Богдана, но опасались, не будем ли мы против этого. Мы с мужем долго не раздумывали -- попросили Анатолия, чтобы побыстрее же привез сына к нам.

Когда дети встретились, они были так счастливы! Взявшись за руки, тихонько рассказывали друг другу последние события своей жизни. Ведь почти целый год не виделись! Тогда мы и подумали: если они счастливы, то и мы рядом с ними тоже.

-- Сейчас встречаемся семьями не только на дни рождения, в праздники, но и в будни! -- с радостью говорит Анатолий. -- Ведь мы родня! Если представить, что обоих детей усыновила бы одна семья, тогда, получается, другая -- оставалась бы обделенной и не познала этого счастья -- иметь ребенка. Сегодня праздник в обеих наших семьях! При каждой встрече брат и сестра делятся друг с другом своими маленькими и большими секретами. Сейчас Лиле двенадцать, а Богдану тринадцать, и пока, считаю, они еще не готовы оценить всего того, что с ними произошло. Мы откладываем серьезный разговор до их совершеннолетия… Теперь Елена, Иван и Лиля -- самые близкие и дорогие нам люди. Лилечку мы с Аллой называем дочкой, а Черкевичи нашего Богдана -- сыном. Получается, что раньше у детей не было родителей, а теперь -- две мамы и два отца.

Приезжая к Лиле в гости, Богдан вместе с ее отцом, трактористом местного сельхозпредприятия, любит бывать на тракторном стане. Дети со своими семьями дружно работают на огороде. Вместе пасут сельский скот на пастбище… А когда родители Богдана покупают сыну какую-то обновку, то и о Лиле не забывают -- обязательно присмотрят девочке модное платьице или юбочку. Недавно взрослые подарили обоим детям велосипеды… Строя планы на лето, Анатолий, Алла и Богдан мечтают отдохнуть в Крыму. «Конечно же, и Лилю с собой возьмем, ведь девочка еще не видела моря!», -- улыбаются все втроем…