Происшествия

«неужели ты хочешь быть похожим на тех старых наркоманов, от которых разит гнилым мясом? »

0:00 — 18 марта 2003 eye 486

Так Антон убеждал 19-летнего парня отказаться от наркотиков. Вместе с приятелем Андреем, который раньше тоже сидел на игле, сейчас помогает другим ребятам начать новую жизнь

Два года назад «ФАКТЫ» рассказали историю 25-летнего Андрея, который, экспериментируя на себе, сумел избавиться от наркотической зависимости сам и помог многим своим знакомым (»ФАКТЫ» за 17 января 2001 года). После этой публикации Андрею звонили и писали сотни парней и девушек, которые пристрастились к наркотикам, за помощью обращались и родственники больных ребят. За это время Андрей прошел аттестацию в Минздраве Украины. Сейчас он -- практикующий фитотерапевт, получивший разрешение проводить реабилитацию наркозависимых.

Валеру, как и других наркозависимых, постояно одолевало чувство тревоги

«Это мой двоюродный брат», -- так 19-летний Валера представлял знакомым Антона, который в течение месяца был его «нянькой».

-- К нам обратился за помощью отец Валеры, рассказал, что его сын в течение трех лет принимает наркотики, -- говорит Андрей. -- Родители несколько раз устраивали Валеру на лечение в наркологические клиники, но, выйдя из них, парень снова брался за старое. Это и неудивительно, ведь даже если у наркомана нет ломки, у него остается психологическая зависимость от наркотиков. Валера вновь прошел детоксикацию в клинике, после чего уже мы могли подключиться к процессу лечения. Я назначил ему травяные сборы, а мой товарищ Антон приходил к Валере домой каждое утро и оставался с ним, пока кто-нибудь из родителей не вернется с работы.

-- Валера -- самый что ни на есть типичный трудный подросток, -- говорит 25-летний Антон. -- Родители не знали, как реагировать на его выходки, не находили слов, которые бы его убедили отказаться от наркотиков. Мы обычно не тянем никого за уши, помогаем только тем, кто сам этого хочет. Но для Валеры решили сделать исключение. Есть общепринятое мнение, что нельзя избавить человека от зависимости без его желания. Мы решили доказать обратное: если человек не готов, его можно подтолкнуть к верному решению.

В первый день Валера еще не отошел от анестезии (детоксикация проводится под общим наркозом). Он был сонный, едва держался на ногах. Родители утром познакомили его с Антоном и оставили дома одних.

-- Моя задача заключалась в том, чтобы переключить внимание Валеры с наркотиков, которые в последние годы создавали ему настроение, на что-то другое, -- объясняет Антон. -- Несмотря на слабость, Валера не мог усидеть в квартире. Я его понимал, ведь у наркомана в замкнутом пространстве «крыша едет». Нервы расшатаны настолько, что он не может расслабиться, его одолевает чувство тревоги. Валера все время говорил мне, что ему куда-то нужно идти, придумывал разные поводы. Рассказал, как недавно с родителями был у цыганки и та велела принести ей живую черную курицу для ритуальных действий. Он хотел купить ее непременно в этот день. Мы поехали на базар, но не нашли курицу нужной масти, Валера рвался на другой рынок. Когда мы зашли в метро, милиционер задержал нас, подумав, что Валера пьян. Я сказал ему, что сопровождаю больного товарища из больницы домой. Нас отпустили. После этого Валера стал смотреть на меня с уважением. Первые дни мы вместе ходили к его друзьям, я сразу видел, кого нужно отсеять. Но Валера очень общительный парень, его так просто от приятелей не оградишь. Нужно было придумать, кем или чем их заменить. Вот я и предложил ему позвонить на телевидение, на музыкальный канал, и оставить информацию, которую покажут в бегущей строке. Валера назвал свой номер телефона и продиктовал: «Девчонки, не теряйтесь. Звоните. Жду. Валера». Следующие несколько дней телефон не умолкал. Валера завел тетрадь, записывал телефоны новых знакомых. В течение недели мы ходили на встречи с ними, в день знакомились с тремя-четырьмя девушками. Среди отозвавшихся на призыв Валеры были очень приятные девчонки. Валере это было по душе.

«Цыганка выпустила «злого духа» из курицы и нагадала парню дальнюю поездку»

-- Разумеется, не все так просто было, -- продолжает Антон. -- Как-то Валере позвонили, он стал «шифроваться». Я понял, что речь идет о наркотиках и силой вырвал трубку. Оказалось, звонил распространитель. Я ему сказал, чтобы он больше сюда не звонил. Валере жестко объяснял, какое будущее его ждет, если он не завяжет. Напомнил ему о нашем общем знакомом наркомане, который уже одной ногой в могиле стоит: худющий, одна кожа да кости, сгорбленный, глаза пустые, выцветшие. После того как он несколько раз перенес гепатит, кожа у него пожелтела. Но самое жуткое -- это запах гниющего мяса, который исходит от него. Все из-за того, что химические вещества, содержащиеся в наркотиках, выходят из организма через поры, да к тому же раны от уколов не заживают. Когда встречаешь этого человека, волосы на голове шевелятся. Нужно было постоянно приводить какие-то примеры, чтобы у Валеры на подсознательном уровне закрепилось желание отказаться от наркотиков. К тому времени, когда это произошло, родители Валеры купили черную курицу и вместе с сыном поехали к цыганке. Та выпустила «злого духа», который сидел в Валере. Он рассказывал, что цыганка взяла курицу за горло, велела ему подуть на нее, затем отпустила. Курица, сделав несколько шагов, рухнула на пол и умерла. Потом цыганка погадала Валере: сказала, что недавно умер его друг, пообещала большую удачу в дальних поездках. Парень приехал домой вдохновленный, уверенный в том, что его освободили от заклятья, из-за которого он стал наркоманом.

-- Нетрудно догадаться, что мама Валеры сама рассказала цыганке о событиях в жизни сына, -- продолжает Андрей. -- Главное, что Валера поверил в это. Мы посоветовали родителям Валеры устроить его работать в компанию, занимающуюся перевозкой грузов по морю. Валера ушел в рейс на семь месяцев, работает помощником повара. Ему еще нужно время, чтобы со стороны посмотреть на свою проблему, сравнить свою прошлую жизнь с новой. Да и в плавании не будет соблазнов принять наркотик. Наркоманов обычно зависть берет, если кому-то из знакомых удается завязать. Даже те, кто никогда с тобой не делился наркотой, начинают приходить и предлагать дозу.

-- Перед отъездом сын благодарил меня за то, что я познакомил его с Валерой и Андреем, -- говорит Иван Андреевич, отец Валеры. -- Он признался, что сам бы не справился со своей проблемой. А с ребятами он мог обсудить все. Ведь они знали, что чувствуют те, кто пытается покончить с наркотиками. Ни я, ни мама не понимали сына. И хотя психологи советовали нам с женой не давить на него, не кричать, мне трудно было сдерживать себя.

«Тому, кто решил завязать нужны чьи-то уши, которые выслушают его историю»

Антон, как и Андрей, сам избавился от зависимости.

-- Я сначала прятался дома от друзей-наркоманов, -- вспоминает Антон. -- Мои родители тоже не понимали меня, ругали, что я у них такой непутевый. Для них самым страшным было то, что меня отчислили из института. Я поехал к деду в другой город, отремонтировал в его квартире все, что нуждалось в починке. Через несколько месяцев вернулся в Киев, стал встречать своих старых товарищей и обнаружил, что общаться с теми, кто под кайфом, уже не могу -- их замедленная речь выводила меня из себя. Они меня то и дело расспрашивали: мол, неужели за полгода ни разу не укололся и не хочешь? Случайно встретил Андрея. Оказалось, он тоже уже жил без наркотиков. Андрей показал мне свою рукопись, где поделился собственным опытом избавления от зависимости. Он окончил курсы нетрадиционной медицины и с помощью трав лечил те болезни, которые развились после употребления наркотиков. Помог уже нескольким ребятам. Поскольку и у меня был целый букет расстройств, Андрей подобрал мне травяные сборы для очищения печени, улучшения работы желудка, а также от депрессии. Ведь у бывших наркоманов практически не вырабатываются эндорфины, нейтрализующие депрессию. Мы осваивали дыхательную гимнастику, так как при определенной глубине и частоте дыхания ускоряются все обменные процессы в организме, в том числе быстрее налаживается выработка эндорфинов. Ходили в бассейн, тренажерный зал. На следующий год я восстановился в институте, а Андрей издал свою книгу, о нем написали в газете.

-- После публикации в «ФАКТАХ» ко мне обратились за помощью больше тысячи человек, стали предлагать работу в частных наркологических клиниках, -- рассказывает Андрей. -- Я согласился быть куратором лечения в одной из столичных клиник, где наркозависимые проходили реабилитацию. Готовил ребятам сборы трав, планировал их время в центре так, чтобы они постоянно отвлекались от мыслей о наркотиках. Когда возникает желание принять наркотик, нужно представлять что-то, вызывающее отвращение. Этот прием позволяет выработать в подсознании соответствующую реакцию, и через несколько недель мысли о наркотиках приходят все реже. Я рассказывал об этом упражнении ребятам. Некоторых родители привозили утром и забирали на ночь. Другие пациенты здесь жили постоянно. Я пригласил в центр Антона, чтобы он мне помогал.

-- Этим ребятам нужны свободные уши, тот, кто их выслушает, поймет и не осудит, -- продолжает Антон. -- Они очень замкнутые, боятся быть отвергнутыми. Мне запомнилась 15-летняя девушка-сирота, за ее лечение заплатила тетя. Лена от природы красивая девчонка, но наркотики наложили свой отпечаток: она была сутулой, у нее начали выпадать зубы. Первую неделю Лена ни с кем не разговаривала. Как-то спросила меня, сколько ей еще мучиться? Чтобы подбодрить ее, я рассказал о том, как сам отказывался от наркотиков. Лена призналась, что давно хотела завязать, но она встречается с парнем, который колется. Через две недели в центр пришел лечиться и ее друг. Мы ему объяснили, что от его выбора зависит и судьба девушки.

«Пациента следует перепрограммировать»

-- Но мы с Антоном ушли из центра. В частной клинике лечение стоит очень дорого и доступно единицам, -- говорит Андрей. -- Я же теперь консультирую больных бесплатно. Если человек решает отказаться от наркотиков, то мы ему расскажем все, что знаем об этом. Я подбираю фитосборы, травы стоят недорого. Предлагаю ребятам ходить в бассейн, тренажерный зал, а также сеансы гипербарической оксигенации (под воздействием кислорода в организме все процессы происходят быстрее, в том числе очищение и восстановление). Конечно, покончить с наркотиками непросто, но реально. Я принимал тяжелые наркотики в течение семи лет, но вот уже восемь лет обхожусь без них, занимаюсь любимым делом. Год назад женился, недавно у меня родилась дочка.

-- Таких ребят, как Андрей и Антон, немного, -- говорит психолог высшей категории стационарного отделения N 2 Киевской городской психоневрологической больницы N 2 Лариса Чепа. -- Почти все наркоманы хотят избавиться от зависимости, но сделать это удается единицам. Однако даже если мы спасаем одного из сотни больных, у нас не должны опускаться руки. Практически все наркозависимые равнодушны к себе и окружающим, они живут сегодняшним днем. Если у человека нет цели в жизни, ему незачем что-либо менять. С такими людьми действительно трудно работать. Андрей, Антон и я стараемся разными способами всколыхнуть в наркомане все, что осталось в нем живое. У кого-то это могут быть отношения с девушкой, у кого-то желание зарабатывать большие деньги. В своей работе я использую метод нейролингвистического программирования. Помогаю пациенту поставить в жизни цель и запрограммировать себя на ее достижение. Заново учу ребят осмысливать жизнь. На сеансе прошу каждого представить себя уже достигшим успеха, а потом предлагаю сравнить с собой сегодняшним. Мы вместе шаг за шагом идем к намеченной цели.

В последнее время появилось много объявлений, обещающих быстро излечить от наркотической зависимости. Но прежде чем лечиться у специалиста, нужно попросить его предъявить сертификат или лицензию. Если врач не шарлатан, это его не обидит. Устраивая ребенка в клинику, обратите также внимание на то, чтобы там обязательно проводили детоксикацию (очищение организма), лечение заболеваний, развившихся после употребления наркотиков, и психологическую помощь.

Р. S. Имена героев по этическим соображениям изменены.