Происшествия

Компенсации морального ущерба в сумме 700 гривен на каждого потерпевшего добились в керчи жители домов, которым в течение десяти лет приходилось униженно выпрашивать воду по четыре--пять копеек за ведро

0:00 — 18 марта 2003 eye 208

В отличие от них право на качественные коммунальные услуги не могут пока доказать тысячи жителей Украины

Для того, кто бывал в Керчи летом, не в диковинку ситуация, когда невозможно принять душ, потому что… ванна полна воды. Живительная влага подается в дома от случая к случаю, и люди боятся расстаться с запасом, который дает возможность умыться и приготовить обед.

Но это, оказывается, еще не самое страшное. Есть в городе дома, в которые месяцами вода вообще не подается. Хотя плату за нее Керчь-водоканал начисляет исправно. Терпение жителей двух таких домов лопнуло, когда дизентерией заболел семилетний Ванюша, вместе с мамой помогавший старикам-соседям запасаться водой в те редкие дни, когда ее привозила водовозка. Люди не стали ждать, когда разгорится эпидемия, а решили защищать свое право на нормальные условия жизни -- если понадобится, то и в суде.

«Вы же еще не умерли -- значит, воду где-то берете»

Эти два дома на Феодосийском шоссе стоят особняком. Обожженные солнцем, побитые ветрами… Они похожи на своих немногочисленных обитателей, которые доживают жизнь вместе с давно не видавшими ремонта квартирами. Пенсионеры один другого старше. 78-летняя Антонина Васильевна -- участник Великой Отечественной войны. Воевал и Николай Иванович, дошел до Берлина. Героем был, а теперь ему приходится ждать, когда кто-нибудь из соседей стакан воды возле постели поставит. У 81-летней Дарьи Терентьевны сын на фронте без вести пропал. Старушке не под силу не только воду носить, но и самой во двор спускаться. Соседи выводили ее время от времени на солнышко погреться. Но измучившись без воды, она вынуждена была попросить приюта у знакомых, а в ее годы чужие стены могут быть губительны.

И так -- в какую квартиру не зайдешь: кто после инфаркта, кто после инсульта. В подъезде, где живут Ваня с мамой Тамилой Ивановной, они единственные не в пенсионном возрасте -- значит, должны были помогать соседям. И помогают. Водовозка приезжает без всякого графика два--три раза в неделю: ее нужно «поймать», а потом набрать столько ведер, чтобы хватило и на приготовить, и на помыться, и на убрать. Воду «отпускали» не бесплатно, а по четыре -- пять копеек за ведро, и Ваня с мамой таскали стариковские копейки водовозу, не получая, конечно же, от него никаких квитанций.

Время от времени жильцы обращались в горводоканал, оттуда приезжали комиссии, но ситуация не менялась. А однажды член комиссии -- представитель водоканала -- изрек: «Вы же еще не умерли -- значит, воду где-то берете».

Бог знает, как долго продолжалось бы это издевательство над людьми, но заболел Ваня. Дизентерия… В один из дней мальчик не смог не то что к водовозке спуститься -- из квартиры выйти. Месяц проболел, но что же дальше? Вода в доме вряд ли появится, а измотанный болезнью мальчик не в силах будет помочь не только соседям, но и маме.

История с Ваней переполнила чашу терпения людей. Они обратились в Керченскую ассоциацию потребителей -- и вот решение суда: горводоканал обязали исполнять взятые на себя обязанности надлежащим образом и прекратить начисление платы за воду до устранения причин, мешающих организовать нормальное водоснабжение домов. Кроме того, суд предписал возместить моральный ущерб потерпевшим, выплатив каждому из них по 700 гривен.

«В одиночку бороться трудно. Поэтому потребителям коммунальных услуг лучше решать проблемы сообща»

-- Это решение суда зал встретил аплодисментами, -- говорит заместитель Украинской ассоциации общества защиты прав потребителей Ирина Шебулдаева. -- Ведь люди привыкли считать, что на коммунальщиков нет управы. Ссылаясь на экономические трудности, те чуть ли не узаконили практику взимания платы за некачественные, а то и вовсе непредоставленные услуги. Иные символически снижают плату на 10--20 процентов, но это правомерно лишь в том случае, если, скажем, водо- или теплоснабжение прекращено временно. Если же качество предоставленной услуги хромает постоянно, то можно апеллировать к Закону Украины «О защите прав потребителей», который запрещает принуждать граждан получать услуги ненадлежащего качества.

По данным, которыми располагает Госкомитет по техническому регулированию и защите прав потребителей, на водоснабжение жалуются не только крымчане, но и жители Львовской, Одесской, Николаевской, Полтавской, Ривненской, Черкасской, Херсонской областей. Еще больше претензий к электро- и теплоснабжению, газоснабжению и другим коммунальным услугам.

В территориальные управления по вопросам защиты прав потребителей в 2002 году поступило больше шести тысяч жалоб на качество коммунальных услуг. Это при том, что о существовании таких структур знают немногие, остальные же продолжают носить свои жалобы в жэки и службы, ведающие водо-, газо-, электроснабжением. Каждый сам по себе.

В одиночку бороться трудно. Поэтому потребителям коммунальных услуг лучше решать проблемы сообща. Порядок действий должен быть следующим.

Направьте поставщику услуги заявление, в котором четко сформулируйте суть своих претензий -- этот документ станет точкой отсчета в ваших с ним (поставщиком) отношениях.

В специальной тетради или журнале ведите учет качества предоставляемой услуги (отклонением от нормы в водоснабжении считаются перерывы в подаче воды либо нарушение режима ее подачи, в теплоснабжении -- снижение температуры в жилых помещениях ниже 18 градусов).

По данным журнала каждый месяц составляйте акт-претензию в двух экземплярах, которые должны быть заверены подписями потребителя услуги и поставщиком (или его представителем).

Если ваши требования поставщик не выполняет, направьте исковое заявление в суд с просьбой обязать ответчика компенсировать причиненный вам моральный ущерб, минимальная сумма которого в настоящее время составляет 925 гривен.

Все письма, жалобы, претензии, акты должны быть составлены в двух экземплярах, из которых один нужно направлять по назначению, а другой оставлять себе -- с датой отправки и подписью лица, принявшего документ. Если лицо отказывается ставить свою подпись на документе, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Уведомление, конечно же, тоже нужно хранить.

При соблюдении такого порядка действий успех в суде вам обеспечен.