В отличие от них право на качественные коммунальные услуги не могут пока доказать тысячи жителей Украины
Для того, кто бывал в Керчи летом, не в диковинку ситуация, когда невозможно принять душ, потому что ванна полна воды. Живительная влага подается в дома от случая к случаю, и люди боятся расстаться с запасом, который дает возможность умыться и приготовить обед.
Но это, оказывается, еще не самое страшное. Есть в городе дома, в которые месяцами вода вообще не подается. Хотя плату за нее Керчь-водоканал начисляет исправно. Терпение жителей двух таких домов лопнуло, когда дизентерией заболел семилетний Ванюша, вместе с мамой помогавший старикам-соседям запасаться водой в те редкие дни, когда ее привозила водовозка. Люди не стали ждать, когда разгорится эпидемия, а решили защищать свое право на нормальные условия жизни -- если понадобится, то и в суде.
Эти два дома на Феодосийском шоссе стоят особняком. Обожженные солнцем, побитые ветрами Они похожи на своих немногочисленных обитателей, которые доживают жизнь вместе с давно не видавшими ремонта квартирами. Пенсионеры один другого старше. 78-летняя Антонина Васильевна -- участник Великой Отечественной войны. Воевал и Николай Иванович, дошел до Берлина. Героем был, а теперь ему приходится ждать, когда кто-нибудь из соседей стакан воды возле постели поставит. У 81-летней Дарьи Терентьевны сын на фронте без вести пропал. Старушке не под силу не только воду носить, но и самой во двор спускаться. Соседи выводили ее время от времени на солнышко погреться. Но измучившись без воды, она вынуждена была попросить приюта у знакомых, а в ее годы чужие стены могут быть губительны.
И так -- в какую квартиру не зайдешь: кто после инфаркта, кто после инсульта. В подъезде, где живут Ваня с мамой Тамилой Ивановной, они единственные не в пенсионном возрасте -- значит, должны были помогать соседям. И помогают. Водовозка приезжает без всякого графика два--три раза в неделю: ее нужно «поймать», а потом набрать столько ведер, чтобы хватило и на приготовить, и на помыться, и на убрать. Воду «отпускали» не бесплатно, а по четыре -- пять копеек за ведро, и Ваня с мамой таскали стариковские копейки водовозу, не получая, конечно же, от него никаких квитанций.
Время от времени жильцы обращались в горводоканал, оттуда приезжали комиссии, но ситуация не менялась. А однажды член комиссии -- представитель водоканала -- изрек: «Вы же еще не умерли -- значит, воду где-то берете».
Бог знает, как долго продолжалось бы это издевательство над людьми, но заболел Ваня. Дизентерия В один из дней мальчик не смог не то что к водовозке спуститься -- из квартиры выйти. Месяц проболел, но что же дальше? Вода в доме вряд ли появится, а измотанный болезнью мальчик не в силах будет помочь не только соседям, но и маме.
История с Ваней переполнила чашу терпения людей. Они обратились в Керченскую ассоциацию потребителей -- и вот решение суда: горводоканал обязали исполнять взятые на себя обязанности надлежащим образом и прекратить начисление платы за воду до устранения причин, мешающих организовать нормальное водоснабжение домов. Кроме того, суд предписал возместить моральный ущерб потерпевшим, выплатив каждому из них по 700 гривен.
-- Это решение суда зал встретил аплодисментами, -- говорит заместитель Украинской ассоциации общества защиты прав потребителей Ирина Шебулдаева. -- Ведь люди привыкли считать, что на коммунальщиков нет управы. Ссылаясь на экономические трудности, те чуть ли не узаконили практику взимания платы за некачественные, а то и вовсе непредоставленные услуги. Иные символически снижают плату на 10--20 процентов, но это правомерно лишь в том случае, если, скажем, водо- или теплоснабжение прекращено временно. Если же качество предоставленной услуги хромает постоянно, то можно апеллировать к Закону Украины «О защите прав потребителей», который запрещает принуждать граждан получать услуги ненадлежащего качества.
По данным, которыми располагает Госкомитет по техническому регулированию и защите прав потребителей, на водоснабжение жалуются не только крымчане, но и жители Львовской, Одесской, Николаевской, Полтавской, Ривненской, Черкасской, Херсонской областей. Еще больше претензий к электро- и теплоснабжению, газоснабжению и другим коммунальным услугам.
В территориальные управления по вопросам защиты прав потребителей в 2002 году поступило больше шести тысяч жалоб на качество коммунальных услуг. Это при том, что о существовании таких структур знают немногие, остальные же продолжают носить свои жалобы в жэки и службы, ведающие водо-, газо-, электроснабжением. Каждый сам по себе.
В одиночку бороться трудно. Поэтому потребителям коммунальных услуг лучше решать проблемы сообща. Порядок действий должен быть следующим.
Направьте поставщику услуги заявление, в котором четко сформулируйте суть своих претензий -- этот документ станет точкой отсчета в ваших с ним (поставщиком) отношениях.
В специальной тетради или журнале ведите учет качества предоставляемой услуги (отклонением от нормы в водоснабжении считаются перерывы в подаче воды либо нарушение режима ее подачи, в теплоснабжении -- снижение температуры в жилых помещениях ниже 18 градусов).
По данным журнала каждый месяц составляйте акт-претензию в двух экземплярах, которые должны быть заверены подписями потребителя услуги и поставщиком (или его представителем).
Если ваши требования поставщик не выполняет, направьте исковое заявление в суд с просьбой обязать ответчика компенсировать причиненный вам моральный ущерб, минимальная сумма которого в настоящее время составляет 925 гривен.
Все письма, жалобы, претензии, акты должны быть составлены в двух экземплярах, из которых один нужно направлять по назначению, а другой оставлять себе -- с датой отправки и подписью лица, принявшего документ. Если лицо отказывается ставить свою подпись на документе, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Уведомление, конечно же, тоже нужно хранить.
При соблюдении такого порядка действий успех в суде вам обеспечен.