В Украине появляется все больше охотников «излечивать» неизлечимые болезни
С наркотической зависимостью сына Ирина Георгиевна боролась не один год и уж было надежду потеряла, как на глаза попалась реклама препарата «Парi--Евалар» -- с его помощью якобы можно было справиться с наркоманией. Набрав указанный в объявлении номер телефона, женщина оформила заказ. Препарат ей доставили незамедлительно, но в сопроводительных указано было, что «Парi-Евалар» -- пищевая добавка. Ирина Георгиевна связалась с консультантом и потребовала вернуть деньги (больше тысячи гривен!), но тот убеждал клиентку, что препарат все же имеет лечебные свойства.
Почти два месяца сын принимал препарат и параллельно кололся. Отчаявшаяся мать снова к консультанту: «Что делать? Препарат не помогает!» И услышала совет: приобретите еще одну упаковку, но теперь уже со скидкой. Когда и повторный курс не дал результата, сын восстал: мол, ты же видишь, никакое это не чудо, этот твой «Парi-Евалар», зачем же деньги тратить?
Так что же представляет собой предлагаемый людям продукт, и может ли он применяться в качестве лечебного средства? С этим вопросом мы обратились к специалистам, которые проводили экспертизу.
-- Что касается лекарственных средств, то ими занимается Государственный фармакологический центр Минздрава, -- сказала руководитель экспертного подразделения санэпидстанции Государственного лечебно-оздоровительного управления Киева Валентина Ткаченко. -- Пищевые же добавки берутся на экспертизу не для того, чтобы определить их лечебные свойства, а чтобы выявлять в них опасные для организма человека вещества.
В таком случае, почему же в Дополнении к заключению о государственной санитарно-гигиенической экспертизе, подписанном той же Валентиной Ткаченко, отмечено, что биодобавка «Парi-Евалар» рекомендована «для лечения и повторной профилактики алкоголя и опийной наркомании»? Формулировка явно хромает по части грамотности: «профилактика алкоголя» -- это, извините, по-каковски? Ну уж, Бог с ней, с формулировкой, давайте о содержании: как, не ведая о лечебных свойствах биодобавки, можно было рекомендовать ее для лечения?
В управлении подняли оригиналы сопроводительных документов, и выяснилось, что этикетка «Парi-Евалар», утвержденная экспертами, заметно отличается от той, копию которой получила от курьера и представила Ирина Георгиевна. В оригинале документа «Парi-Евалар» имеет статус чая, который «не является лекарственным средством», а рекомендуется «как укрепляющее средство при функциональных расстройствах алкогольного и наркотического происхождения».
Кроме того, из оригинала документа видно, что биодобавка реализуется в контурных упаковках, а в «копии» упоминаются флаконы и конвалюты. Срок годности эксперты установили два года, распространители же продлили его до трех лет.
Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения Украины Сергей Бережнов, которого мы поставили в известность о подлоге, пришел в ужас. А через несколько дней сообщил, что управление обратилось в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Но на беде людей, страдающих алкогольной и наркозависимостью, зарабатывают (хотя в этой ситуации подошло бы более резкое выражение) не только распространители упомянутой биодобавки. Недавно в прессе появилась реклама некоего «Антиалкогольного биологического блока», благодаря которому « всего за 90 минут «мастер высокого врачебного искусства» устраняет навязчивое алкогольное влечение, курение и склонность к патологическому опьянению »
Чтобы разобраться с этим самым «блоком», мы позвонили в Винницу, где практиковал «мастер высокого врачебного искусства». Консультант, поднявшая трубку, объяснила: «Лечение проходит в комплексе -- специальное лекарство и специальное внушение». То же самое повторил и врач. Когда же его попросили подробнее рассказать о средствах, входящих в блок, он оборвал раздраженно: «Хотите лечиться -- приезжайте. Нет -- не задавайте вопросов. Я не обязан на них отвечать».
Да в праве ли врач-нарколог отказать в консультации?
-- Конечно, трудно помочь больному, не видя его, -- сказал главный нарколог Министерства здравоохранения Украины Анатолий Виевский, -- но отвечать на его вопросы врач обязан. Хотя это касается врачебной этики. Что же до рекламируемого средства, то я о нем не слышал. Сегодня в Украине используются 18 методов лечения алкогольной и наркотической зависимости, об их эффективности специалистам в этой области хорошо известно. Все препараты внесены в отраслевые унифицированные стандарты медицинских технологий и утверждены Минздравом Украины.
Поскольку появляется все больше желающих заниматься «излечением» людей, страдающих нарко- и алкогольной зависимостью, я бы советовал тем, кто хочет от нее избавиться, обращаться к уже известным специалистам за квалифицированной консультацией.