Хотя это и дорогостоящее мероприятие, но, чтобы увидеть ту же легендарную Почайну, стоит взяться за дело
Первые солнечные дни вызвали в Киеве бурное таяние снега: со множества киевских холмов потекли реки талой воды. Даже если бы все до единого киевские коллекторы (а это густая подземная паутина протяженностью в 777 километров, а также открытые и закрытые русла городских рек и каналов) были полностью расчищены и идеально отремонтированы, многие участки города это не спасло бы от огромных луж и мчащихся по тротуарам потоков.
Очень сложная инженерная задача обустройства и содержания коллекторов, собирающих с улиц талую и дождевую воду, если ее решать неправильно и не вовремя, оборачивается для города многими бедами. Особенно остро киевляне чувствуют это весной: на улицах целые озера луж, в подвалах начинает собираться вода, в стенах появляются трещины, проседает подмытая почва и асфальт, многие городские территории страдают от подтопления.
Именно в подтопленных местах городские власти прежде всего намерены проложить подземные коммуникации, которых ранее не было. Так, чтобы избежать водной эрозии большого лесного массива Пуща-Водица, подтопления садовых участков, новые подземные коллекторы проложат от улицы Стеценко до улицы Городской, в парке Победы на проспекте Воссоединения (в низине от Ленинградской площади до Русановского канала), в Божковом яру, на нескольких участках по улице Фрунзе, на улицах Полупанова (до Коноплянского коллектора), Сырецкой, Старовокзальной (до речки Лыбедь).
Огромные проблемы в Дарнице создает проложенный с многочисленными инженерными просчетами и неграмотно эксплуатировавшийся в течение десятилетий 21-километровый Дарницкий мелиоканал, который должен, по идее, собирать воду с площади более 60 квадратных километров: от улицы Пражской и ниже по руслу водотока подтапливаются городские территории. Чтобы с этой бедой справиться, нужно затратить 4,9 миллиона гривен на демонтаж моста, перекладку трамвайной колеи, постройку нового обводного участка коллектора и на многое другое.
Подходы к станции метро «Героев Днепра» имеют вид круглой чаши по середине транспортной развязки на пересечении Оболонского проспекта и улицы Героев Днепра. Во время ливня 14 августа 1999 года тут случилось самое крупное затопление за все время существования сооружения: дождевая вода затопила подземные переходы и вестибюли станции. Чтобы такое больше не повторилось, нужно уже в нынешнем году приступить к работам по отводу дождевых вод (стоимость таких работ -- около 600 тысяч гривен).
Большие проблемы с подтоплением существуют на Троещине из-за того, что во время застройки территории строители не выполнили до конца проект отвода воды с этого района: здесь подтоплены подвалы домов, теплотрассы и водоводы. Разговоры о «спасении» Троещины ведутся уже давно, особенно в весеннее время, но проекта до сих пор нет.
Особый разговор о былинной реке Лыбедь, превращенной в годы советской власти в коллектор, собирающий воду с грязных улиц четырех огромных районов столицы. Лыбедь в обычном режиме -- это полноводная река со стоком 24 кубометра воды в секунду. А в период весенних половодий и летних ливней она плохо справляется с притоком воды. В результате город имеет проблемы с подтоплением на улицах Толстого, Коминтерна, Старовокзальной, Пестеля, площади Победы, бульваре Шевченко, а в районе фабрики имени Боженко и «Ленинской кузницы» Лыбедь вообще выходит из берегов.
-- Русло Лыбеди нужно реконструировать: расширить, демонтировать мосты через нее, убрать заградительные решетки, понастроенные разными предприятиями, расчистить от мусора, -- говорит генеральный директор коммунальной корпорации «Киевавтодор» Владимир Жуков. -- На сегодня русло Лыбеди не готово к приему паводковых вод. Свой участок реки расчистило только одно предприятие, расположенное на ее берегах.
-- Богатый озерами и реками Киев пора преобразить, использовать данное нам природой, -- убежден мэр столицы Александр Омельченко. -- В Германии, например, освободили от бетона все коллекторы, «открыли» их, благоустроили берега, посадили деревья, проложили прогулочные дорожки. В Киеве нужно немедленно браться за проектирование подобных работ. Река Лыбедь -- гордость столицы! -- прежде всего нуждается в уходе. По ее берегам живут люди, которые никогда не видели этой самой реки, хотя она имеет и открытый сток длиной в три километра.