9 дней назад ушла из жизни лидер Конгресса украинских националистов, народный депутат Ярослава Стецько. В одном из интервью «ФАКТАМ» она как-то призналась: «Мы всю жизнь боролись за независимость Украины, не зная, когда этот день настанет -- через десять или сто лет »
Слава Стецько ушла из жизни 12 марта в больнице Мюнхена, куда она приехала на лечение Пламенный борец за независимость Украины Ярослава Стецько умерла в городе, в котором долго жила в вынужденной эмиграции, -- коммунисты вряд ли позволили бы ей находиться на свободе в СССР. Похоронили Ярославу Стецько 16 марта на Байковом кладбище в Киеве, рядом с могилой погибшего месяц назад в автокатастрофе народного депутата прошлого созыва Анатолия Ермака. Несколько тысяч людей, среди которых множество известных политиков, представителей как правых, так и левых партий, пришли попрощаться с этой удивительно интеллигентной и мудрой женщиной, посвятившей свою жизнь борьбе за независимость Украины.
Родилась Ярослава Стецько (настоящее имя Анна Музыка) 14 мая 1920 года в живописном селе Романовка на Тернопольщине. Западная Украина находилась под властью Польши, запрещавшей даже употреблять в официальных документах слова «Украина» и «украинцы». В этой атмосфере политического бесправия и унижения народа росла будущая подпольщица Анна Музыка. В 20-30-х годах в поисках лучшей доли тысячи украинцев эмигрировали в Северную и Южную Америку, Австралию, и даже Африку. Другие, в частности члены Организации украинских националистов -- поднимались на борьбу за независимую как от Польши, так и Советского Союза свободную Украину. К этой организации в свои 18 лет примкнула и Анна Музыка. Ее старший брат, позже погибший, был членом ОУН.
Еще в школьные годы во время учебы в Теребовле (Тернопольская область) одна из лучших учениц в классе, отличница Анна, прекрасно знающая возраста математику, латынь, историю, получила от своей польской наставницы линейкой по рукам лишь за то, что говорила на украинском языке. Этот, казалось, безобидный для тех времен поступок учительницы стал для Анны Музыки ярким свидетельством отношения польских властей ко всему украинскому. Как рассказывала в одном из интервью «ФАКТАМ» Слава Стецько, тогда «мы протестовали как умели: устраивали национальные украинские вертепы, ставили сказки, пели песни». Зимой молодежь собиралась у кого-нибудь дома, а летом -- в лесу и изучала историю Украины, которую затем пересказывали младшим. Анна Музыка, воспринимавшая парней исключительно как соратников по борьбе, вспоминала: « считала себя некрасивой и думала что не нравлюсь им. А осознание, что я еще и женщина, пришло в 24 года, когда впервые встретилась с Ярославом».
Случилось это в 1944 году. А до этого Анна в оккупированном фашистами Львове боролась за свободную Украину. В 1943 году гитлеровцы арестовали ее за распространение листовок с текстом пропаганды националистических идей. Через год, в 1944 году, друзья помогли ей освободиться из тюрьмы, и по приказу Провода ОУН Анна отправилась в Вену. Именно там, на конспиративной встрече в кафе, она познакомилась с красивым мужчиной, легендарной личностью -- Ярославом Стецько -- и влюбилась в него с первого взгляда. «Пьем мы кофе, он что-то о политике говорит, а я смотрю на него во все глаза и ничего не слышу», -- вспоминала Ярослава Иосифовна.
Спустя несколько месяцев после этой встречи тяжелораненого соратника Степана Бандеры Ярослава Стецько содержали под усиленной охраной в госпитале городка Шитонгофен (Чехия), который находился под контролем коммунистической власти. Узнав об этом, Анна организовала похищение своего любимого и увезла истекающего кровью Ярослава в американскую зону оккупации в Мюнхене. По дороге в бреду Ярослав то и дело называл свою преданную соратницу не иначе, как Славой. В 1946 году они поженились, и Анна взяла фамилию супруга. Новым же именем для себя, а заодно и псевдонимом для подполья, она решила избрать то, которым называл ее раненый Ярослав. «Мы всегда старались понять друг друга», -- рассказывала Ярослава Иосифовна и приводила такой пример. «Я была страшная побрякушница. Как появляется возможность, он спешит по книжным магазинам, а я -- по тряпичным. Он говорил: «Ты революционерка, тебе нельзя разными цацками интересоваться». Но потом как-то сам привез мне из Мексики сережки, кулон и перстень с аквамарином».
Слава Стецько считала, что женщина должна оставаться женщиной в любых ситуациях -- со вкусом одеваться, готовить изысканные блюда и быть хранительницей семейного очага. Кстати, подаренный мужем перстень и обручальное кольцо она носила до конца своих дней. Ярослав Стецько всегда для нее оставался первой и единственной любовью.
В послевоенные годы советская разведка неоднократно обращалась к правительству ФРГ с просьбой выдать лидеров ОУН Степана Бандеру и Ярослава Стецько. Им приходилось жить под чужими именами и часто менять место жительства. Впрочем, Степана Бандеру это не спасло -- в 1959 году возле собственной квартиры в Мюнхене он был убит агентом КГБ Сташинским. Следующей его жертвой, как признался убийца на суде, должен был стать Ярослав Стецько.
Прожив большую часть жизни в эмиграции, супруги побывали почти во всех странах мира, где находились украинцы. Во многих городах и столицах они организовывали многотысячные демонстрации протеста против коммунистического режима, требовали у советских посольств в разных государствах освобождения политзаключенных В одну из годовщин голодомора оуновская молодежь напомнила об организованном Сталиным страшном геноциде, бросив пустые гробы на территорию советского посольства в столице Австралии Канберре.
О том, что Украина стала независимой, Слава Стецько узнала на пресс-конференции в Коста-Рике и сразу отправилась на Родину. Несмотря на колоссальный контраст между жизнью на Западе и в постсоветском государстве, Слава Стецько осталась в Украине -- это была мечта всей ее жизни. После Второй мировой войны она приезжала на Родину один раз -- под чужим именем накануне путча в августе 1991 года. К тому времени Ярослава Иосифовна уже похоронила мужа. Ярослав Стецько умер в 1986 году в Мюнхене. Там же покоится его прах. До конца своих дней Ярослав Стецько оставался гражданином Украины. Никогда не теряя надежды на возвращение в свою независимую и свободную от коммунистической идеологии страну, супруги Стецько отказались от иностранного гражданства, сохраняя верность Родине.
Кстати, сама Ярослава впервые получила паспорт в 1991 году во Львове, но во время выборов в Верховную Раду в 1994 году оказалось, что она не является гражданином Украины, а паспорт, выданный во Львове, означал лишь «почетное гражданство». Таким образом опасавшиеся победы Славы Стецько на выборах избавились от конкурента.
12 мая 1998 года Слава Стецько по праву старейшего народного депутата зачитала текст присяги на верность Украине. «Это был самый торжественный, самый триумфальный и светлый день в моей жизни», -- говорила она. «Ведь мы всю жизнь боролись за независимость Украины, не зная, когда этот день наступит -- через десять или сто лет. Я даже стеснялась, что в немецкой тюрьме отсидела всего 8 месяцев, в то время как мои соратники по борьбе -- по 4 года и больше. И вдруг -- независимость, возвращение на Родину, депутатство » Тогда фракция коммунистов распространила в парламенте заявление о том, что супруг главы Конгресса украинских националистов Ярослав Стецько вкупе со Степаном Бандерой являются уголовными преступниками, которые в годы войны помогали фашистам. Более того, в тот праздничный день коммунисты, ничуть не смутившись присутствием в зале Президента, членов правительства и иностранных делегатов, обвинили докладчика в «кровавом продолжении дел» Ярослава Стецько и Степана Бандеры. На крики и оскорбления коммунистов Слава Стецько не отвечала. «Отвечать им тем же никогда не буду: цивилизованный парламентарий не должен опускаться до их методов», -- говорила Ярослава Иосифовна.
Самое обидное, что Печерский суд отказал Славе Стецько в иске к Петру Симоненко о защите чести, достоинства и деловой репутации. Фемида пришла к выводу, что «обидные слова в адрес Славы Стецько были заимствованы Петром Симоненко из советской литературы», тогда как Ярослава Иосифовна противопоставила советской голой пропаганде архивные документы, свидетельствующие, что распространенные коммунистами материалы -- ложь.
14 мая 2002 года Славе Стецько исполнилось 82 года, и именно в этот день с трибуны Верховной Рады, вновь звучал голос националистки, а не 81-летнего члена фракции КПУ Ивана Герасимова.