У человека, заболевшего лихорадкой эбола, тело превращается в пропитанную кровью губку

0:00 — 1 ноября 2002 eye 1439

Это страшное заболевание едва не завезли в Украину

Семь с половиной лет назад весь мир был потрясен известием из Заира о вспышке там эпидемии одной из самых опасных и загадочных болезней -- лихорадки Эбола. Но украинские СМИ, вынося в те дни африканский кошмар на первые полосы газет, не знали о том, что наша страна тоже находилась на волосок от трагедии. О событиях мая 1995 года, произошедших в украинском городке Старый Оскол, в те дни было известно лишь узкому кругу специалистов. И только совсем недавно с ЧП в Старом Осколе был снят гриф «Совершенно секретно». Военные биологи, сотрудники Вирусологического центра Минобороны России, принимавшие участие в расследовании этого случая, рассказали российским кинодокументалистам о том, как африканская «красная смерть» едва не была завезена в Украину.

Летчик оказался болен редкой формой тропической малярии

В мае 1995 года в тихий украинский городок Старый Оскол приехал в отпуск, чтобы навестить родных, российский летчик, работавший по контракту в одной из африканских стран. Вскоре после приезда он заболел.

-- Вначале на гражданина, который обратился в местную больницу, не обратили особого внимания, -- рассказывает военный врач доктор медицинских наук Виктор Михайлов. -- Головная боль, высокая температура -- в общем, ничего необычного. После осмотра больного определили в общую палату, однако ему становилось все хуже. Появлялись новые, не известные нам симптомы.

Страшное подозрение появилось только после того, как врачи узнали, что их пациент несколько дней назад вернулся из Заира, а находился он там как раз во время третьей по счету и самой опустошительной эпидемии лихорадки Эбола. В Старый Оскол срочно выехали сотрудники Вирусологического центра Минобороны России. Симптомы болезни летчика, по их мнению, были идентичны симптомам лихорадки Эбола.

Однако, к счастью, вскоре выяснилось, что летчик болен всего лишь… редкой формой африканской малярии. Страшная опасность миновала.

-- Если бы в Старом Осколе действительно оказалась лихорадка Эбола, то последствия могли бы быть очень серьезными, -- считает бывший начальник Вирусологического центра Александр Махлай. -- Для изоляции таких больных требуется не просто обычная инфекционная больница, а специально оборудованное лечебное учреждение. Но самое главное -- больные должны находиться под наблюдением специалистов и обслуживающего персонала, в полной мере осведомленных, насколько опасна эта инфекция. К тому же, если бы подтвердился первоначальный диагноз летчика, то весь персонал больницы, пациенты, их родственники и знакомые -- а это добрая половина жителей Старого Оскола -- оказались бы жертвами инфекции.

Сегодня в мире существует не более пяти научных микробиологических центров, где разрешена работа с вирусами так называемой первой группы патогенности, к которым относится и вирус Эбола. Один из них -- Вирусологический центр Института микробиологии Министерства обороны России, созданный в 1954 году. Несмотря на то, что это закрытый стратегический объект, российские военные все же рискнули допустить в «святая святых» группу кинодокументалистов. Так появился вышедший недавно на телеэкраны документальный фильм Игоря Прокопенко «Убить невидимку». Но, рассказав об опасностях работы по поиску вакцин, которые способны справиться с возбудителями самых страшных болезней, кинематографисты кое-что все же оставили за кадром.

США и СССР научились управлять вирусом Эбола?

То, что происходило в Заире во время эпидемии, было поистине страшно. На третий-четвертый день болезни буквально все тело больного начинало кровоточить. Кожа становилась похожей на губку, пропитанную кровью. Едва возвратившись из больницы домой, родственники, навещавшие заболевшего, уже не могли подняться. Самое страшное, что защититься от болезни не могли даже медики. На волосок от трагедии оказалась тогдашняя столица Заира Киншаса. Путем очень жестких мер эпидемию удалось остановить в нескольких километрах от многотысячного города. Выяснилось, что человек, который первым заболел этой болезнью, накануне в одной из пещер, пользующейся у местного населения недоброй славой, поймал и убил обезьяну -- редкий вид зеленой макаки. Деревня, практически вымершая несколько недель спустя, стояла на реке с названием Эбола. Такое название было дано доселе не известной и страшной лихорадке.

Когда вирус Эбола был впервые исследован и описан, военные обеих сверхдержав не могли пройти мимо уникальной возможности завладеть биологическим сверхоружием.

Создатели фильма «Убить невидимку» рассказывают о том, что сразу после первой вспышки лихорадки Эбола в Африке, образцы вируса были тайно доставлены в США, в исследовательский центр Форт Детрик в штате Мериленд. Ученый-биолог Фредерик Мерфи первым увидел то, что явилось причиной стольких смертей.

-- Когда я увидел его впервые, у меня просто волосы встали дыбом, -- вспоминал Мерфи. -- Это ни на что не похожий вирус. Он напоминал червяка.

Справка «ФАКТОВ»

Вирус устойчив к высокой температуре, сохраняет заразность в течение 30 минут при 60--70 градусах. Быстро уничтожается с помощью ультрафиолетового излучения, а также под действием жирорастворяющих агентов (например, этилового спирта или хлороформа).

Несмотря на то, что исследования вируса были окружены беспрецедентными мерами секретности, утечка информации все же происходила. Стало известно, что американцы пытаются не только создать вакцину против вируса Эбола, но и… научиться размножать его. Лишь по официальным данным, с 1981 по 1986 годы суммы на биологические исследования в США выросли в четыре раза и составили 73 миллиона долларов.

В фильме российских кинодокументалистов не вспоминается таинственная история «предшественницы» Эбола -- лихорадки Марбург. История открытия этого заболевания весьма интересна и таинственна.

Первые вспышки болезни наблюдали в Европе среди сотрудников биологических лабораторий в 1967 году одновременно в городах Марбург и Франкфурт-на-Майне (Германия). Один больной был обнаружен в Белграде (Югославия). Первой жертвой стал Клаус Ф. , лаборант фирмы Беринг-Верне в Марбурге. Через десять дней он скончался. Врачи, производившие вскрытие, обнаружили у него вместо внутренностей кровавое желе. «Такое впечатление, что несчастный проглотил осколочную гранату, которая взорвалась у него внутри», -- говорили специалисты. Выяснилось, что источником инфекции послужили ткани африканских зеленых мартышек.

Существует версия о том, что американцы тайно вывезли образцы ткани, зараженной вирусом Эбола из Африки в середине 70-х. Но как образцы вирусов Эбола и Марбург попали в советские (а ныне -- российские) военные лаборатории? Официально об этом не известно ничего. А неофициально считают, что после гибели в 1967 году нескольких человек от лихорадки Марбург наши разведчики… тайно вскрыли могилы и вывезли в СССР образцы зараженной ткани. Есть и такое мнение: югославы передали нашим ученым органы больных обезьян, из которых был выделен вирус. Рассказывают также, что один из микробиологов, работавший над «улучшением боевых качеств» смертоносного вируса, добился отличных результатов, но… заразился и погиб. А после гибели из его тканей был извлечен мутировавший вирус, получивший название U и принятый в 1990 году на вооружение Советской Армией.

Японские ученые, занимавшиеся разработкой химического оружия, были признаны военными преступниками

Еще свежа в памяти многих людей паника, вызванная в США пресловутым белым порошком с возбудителем сибирской язвы. В ЦРУ и Пентагоне недавно провели эксперимент и установили, что одна умело проведенная атака на Вашингтон с распылением над городом возбудителей сибирской язвы вполне способна унести такое же количество жизней, как и взрыв атомного боеприпаса средней мощности.

Кстати, примеры применения биологического оружия известны еще со времен средневековья. Так, по приказу хана Золотой Орды Тохтамыша в колодцы и другие водоисточники в осажденной генуэзской крепости Кафа в Крыму забрасывались трупы людей и животных, погибших от бубонной чумы. При колонизации Америки среди индейских племен с помощью зараженных одеял была распространена оспа, что привело к гибели миллионов индейцев, не имевших иммунитета к этому заболеванию. Но первые официально зафиксированные случаи использования биологического оружия относятся к середине XX века. В конце Второй мировой войны японцы создали в Маньчжурии специальное подразделение -- воинскую часть N 731, под руководством генерала Сиро Исии. В секретных лабораториях биологическое оружие испытывалось на военнопленных, а уже в 1942 году японцы провели боевую операцию: бомбы с контейнерами, наполненными насекомыми -- переносчиками опасных болезней сбрасывались с самолетов.

Применение японцами биологического оружия -- единственный такого рода факт, признанный официально. В конце 40-х годов в Хабаровске состоялся судебный процесс, на котором японские ученые, занимавшиеся разработкой и испытанием на людях биологического оружия, были признаны военным преступниками. Но после Хабаровского процесса главные специалисты воинской части N 731 бесследно исчезли, а некоторые, например, Сиро Исия, продолжили работы в США.

Тем не менее, даже после Хабаровского процесса мир мало знает о случаях применения биологического оружия. Так, во время войны в Корее в 1952 году с самолета сбросили бомбы, начиненные капсулами с насекомыми, инфицированными вирусами опасных болезней. Они расползлись по большой территории, заражая домашний скот и население. Сбитый в небе Кореи американский летчик сделал заявление о том, что биологическое оружие действительно применялось в войне с Кореей. И лишь в 1972 году была подписана Конвенция о запрете биологического оружия, но протокол о ее ратификации не подписан и по сей день. Причем этот документ открывает простор для любых голословных обвинений и политических спекуляций, поскольку содержит обтекаемые формулировки, позволяющие весьма свободно трактовать ее положения странам, желающим разработать собственное биологическое оружие.

Жизнь на Земле возникла в результате вселенского эксперимента?

Фильм российских кинематографистов заканчивается на довольно мажорной ноте: в результате сотен уникальных экспериментов ученым удалось найти лекарство, способное победить вирус-убийцу. Этим лекарством оказался имунноглобулин из сыворотки, сделанной из крови лошадей. Эксперименты показали, что он может вылечить до ста процентов заболевших. Учитывая важность этого открытия, иммуноглобулин было решено передать международному сообществу, а тогдашний начальник центра Александр Махлай получил за его разработку звание Героя России. А вскоре в мировой прессе появились сообщения о том, что американские биологи изобрели собственную вакцину против лихорадки Эбола. Оказывается вирусы СПИДа и лихорадки Эбола могут нести не только смерть но и… помогать в лечении некоторых тяжелых наследственных заболеваний, в частности муковисцидоза -- патологии, поражающей легкие. Ученые Института генной терапии при университете Пенсильвании (США) использовали эти вирусы в качестве переносчиков «здоровых» генов, сообщает агентство Рейтер.

-- В последние годы проблема новых вирусов чрезвычайно обострилась, и наша цивилизация уже не раз балансировала на грани катастрофы. -- Пока что (по чистой случайности!) все обходилось более или менее благополучно. Но что будет в следующий раз? -- говорит Роберт Шоуп, директор знаменитой Йельской вирусной лаборатории.

-- Сейчас угроза новых вирусных инфекций стала особенно явной, после того, как в 1985 году, в Африке возникли вспышки заболеваний, вызванных вирусами Марбург, Эбола и некоторыми другими, родственными им, -- сказал в своем интервью российским кинодокументалистам академик Российской академии медицинских наук Игорь Ашмарин, крупнейший специалист-вирусолог. -- Это были трагические случаи, но они учат тому, что нам нужно быть готовыми к ситуациям подобного рода.