Культура и искусство

Ядвига Поплавская и Александр Тиханович: «После песни «Я у бабушки живу» Министерство здравоохранения СССР прислало нам благодарность за повышение рождаемости в стране»

0:00 — 7 ноября 2002 eye 2676

В этом году популярный ВИА «Верасы» отмечает 30-летие творческой деятельности

«Малиновки заслыша голосок» -- как только с голубого экрана или динамика радио начинала нестись эта незатейливая песенка, весь Союз дружно подхватывал: «припомню я забытые свиданья». Во времена СССР ВИА «Верасы» были очень популярны. Потом Ядвига Поплавская и Александр Тиханович надолго пропали из поля зрения. За это время им пришлось пережить развал группы, которая была для них смыслом жизни, о них надолго забыли даже в родной Белоруссии. Каждый переживает жизненные невзгоды по-своему: кто-то «лечится» алкоголем, кто-то -- наркотиками. Саша Тиханович сумел пройти через все это. И, слава Богу, сейчас у ребят все в порядке. Приехав в Киев, Тиханович первым делом отправился по святым местам -- на службы во Владимирский собор и Киево-Печерскую Лавру. А «Верасы» снова стали востребованными -- у себя на родине, в Украине, в России…

Ядвига -- удивительная. Спокойная, доброжелательная и очень открытая. Все те же очки, те же рыжие волосы и задорная прическа. Саша -- вулкан эмоций. Все с теми же усами, в которые он хитро так улыбается. Они дополняют друг друга вот уже много-много лет. И не только на сцене, но и в жизни. В прошлом году справили серебряную свадьбу.

«Имидж у нас тот же, что и во времена Союза, -- очки и усы»

-- Посчитав, что в этом году «Верасам» исполняется 30 лет, честно говоря, удивилась…

Александр: -- Только давайте не будем называть сроки, а то отобьем зрителей. Не надо говорить, что мы на сцене уже 30 лет. Можно просто сказать -- много лет. А то сразу начинают подсчитывать, сколько нам с Ядвигой стукнуло. И у меня тут же синяя борода до земли вырастает, и я не знаю, что с ней делать. А вообще хорошо, что у нас была возможность столько лет совершенствовать свое профессиональное мастерство.

-- Удивляет не ваш творческий возраст, а то, как вы выглядите. С полной ответственностью заявляю -- годы над вами не подвластны.

Александр: -- Да, имидж у нас с Ядей тот же, как и во времена Союза, -- очки и усы. Правда, былой бешеной популярности нет. Зато люди узнают практически везде. Даже когда мы с Ядвигой на отдыхе -- в шортах, футболках, солнцезащитных очках. И это очень приятно. При этом народ вспоминает не только ВИА «Верасы», но и наши фамилии. И, конечно же, «Малиновку».

-- Да, популярность «Малиновки» в те годы трудно переоценить. Наверное, мало кто знает, что к этому хиту вы шли долгих шесть лет…

Ядвига: -- В начале 70-х годов при Белорусской государственной филармонии был создан ансамбль «Верасы». Причем поначалу мы были исключительно девичьим коллективом. У нас был крепкий профессиональная группа. Все девочки учились в консерватории и были хорошими музыкантами. Но у нас не было барабанщика. Так что где-то через два года пришло несколько парней. В том числе Саша.

Александр: -- Да, «Верасы» были прекрасным вокально-инструментальным коллективом. Но профессионально они играли только на гитарах и клавишных. А на духовых инструментах они вообще не играли…

Ядвига (тихонечко): -- Но я ведь дула в флейту…

Александр (перебивая): -- … так, как вы играли, лучше вообще в руки духовые инструменты не брать.

Ядвига (с обидой): -- Но почему же? Я так чистенько выдувала ноты.

Александр: -- Хорошо, Ядя. Ты так хорошо играла на флейте, что ваш ВИА решили усилить мужчиной, играющим на духовых. Я, кстати, закончил консерваторию по классу тубы.

Ядвига: -- Вы посмотрите, какие у Саши губы. Как у настоящего тубиста.

Александр: -- Жаль, в газете не видно будет. Но я все-таки хочу дорассказать о нашем приходе в группу. В 74-м страна готовилась к V Всесоюзному конкурсу артистов эстрады. И «слияние» двух коллективов -- женского (вокального) и мужского (инструментального) было очень выигрышным. Так у нас и получился смешанный вокально-инструментальный ансамбль. Выступили мы с успехом, заняли призовое место. Это был очень яркий и интересный конкурс. С него начали свой путь на эстраду Алла Пугачева, Геннадий Хазанов, ансамбли «Ариэль», «Самоцветы», «Поющие сердца». Они все в разное время стали лауреатами этого конкурса.

Мы исполняли специальную конкурсную программу, в которую обязательно входили песни национальных композиторов, песни о войне и песни о любви. Такое время было, что на эстраду можно было попасть только через конкурсы, в основном политические. А мы по возрасту как раз попадали под «опеку» комсомола. Кстати, после победы «Верасы» получили возможность выезжать за границу, а это тогда было непросто. Мы победили в конкурсе политической песни в Болгарии, где в качестве приза получили возможность записать пластинку на известной фирме «Балкантон». В 1976 году были в Финляндии.

Ядвига: -- До сих пор вспоминаю Финляндию с душевным трепетом. Вышли мы на сцену перед публикой, не понимающей по-русски, и запели «Белый аист летит… «, в зале воцарилась тишина. Последнее слово, Бе-ло-рус-сия, мы допели в полной тишине. Я подумала: «Все -- провал!» И вдруг шквал аплодисментов. Потом все финские газеты, причем и реакционные, восторгались «Верасами». В Финляндии мы записали и «сорокопятку». Хотя встречались люди, говорившие нам: «Кровавые коммунисты, убирайтесь!»

Запомнилась мне и поездка во Францию, на Всемирную торговую выставку-ярмарку. Боже мой, как долго нас тогда инструктировали! И когда мы зашли в гостиницу, открыли окошко и увидели крытую черепицей крышу, мелькнула мысль: «А вдруг враг по крыше заберется к нам в номер». Окно мы тут же захлопнули. Заходя в номер, сразу же проверяли шкафы, заглядывали под кровать -- чтобы никто не подкинул нам галстуки или запонки. Мы были такие перепуганные… Правда, через два-три дня успокоились.

Александр: -- На открытие ярмарки приехали члены французского правительства. И вдруг в зал, где мы пели, ворвались афганские экстремисты и пустили слезоточивый газ. У нас потекли слезы… Потом французские газеты писали приблизительно так: «Весь в слезах и соплях белорусский ансамбль «Верасы» все равно допел до конца». Но больше всего мне запомнился павильон, располагавшийся рядом с советским. Назывался он «Вина всего мира». У нас было по семь выступлений в день и час обеденного перерыва. Во время обеда мы бегали к соседям. Время было рассчитано до минуты -- быстро проходили по периметру, дегустируя все подряд, доходили до лавочки, полчаса спали и шли снова петь…

Ядвига: -- А с другой стороны был павильон, в котором была выставка музыкальных инструментов -- таких мы тогда вообще еще не видели. И свой обед я проводила на этой выставке.

Александр: -- Помнишь, Ядя, там еще был робот, который тихонечко подъезжал сзади, брал женщину за талию и говорил: «Бонжур, мадам» и приглашал на танец. Из его внутренностей доносилось танго. С тобой он смотрелся просто потрясающее.

«Во время наших гастролей по БАМу Дин Рид упал с лошади и сломал себе несколько ребер»

-- Помнится, в ваших гастролях по БАМу принимал участие сам Дин Рид…

Ядвига: -- Это были незабываемые дни. Встретились мы в Москве. Я так волновалась -- это же Дин Рид, голливудская звезда. В свое время Дин Рид в американских хит-парадах занимал первое месте. А второе -- Элвис Пресли.

Александр: -- Он был еще и кинорежиссером. И решил снять фильм о нашей стройке века, БАМе. Обратился к правительству СССР. Партия отправила Дина к комсомолу, который ответил: «Есть». Для строителей Байкало-Амурской магистрали Рид хотел попутно и концерты провести. Но чтобы не везти с собой из Америки группу, он попросил нас аккомпанировать ему и подпевать. В конференц-зале московской гостиницы «Орленок» мы целую неделю разучивали его репертуар.

Ядвига: -- Я думала, что наша встреча пройдет в торжественной официальной обстановке. Заходим в зал, спрашиваем: «А где же Дин Рид?» Нам отвечают: «Да вон -- сидит на сцене» Точно! На сцене за роялем сидит какой-то неприметный человек. Рид оказался простым и доброжелательным человеком. Говорить с ним можно было часами. Мы многому у него научились. Прежде всего -- профессионализму.

Александр: -- Да и кто из советских певцов в то время мог похвастаться знакомством с голливудской звездой? Многие нам просто завидовали. Гастроли прошли успешно. Рида очень хорошо везде принимали. Помню, в Бурятии ему дали покататься на лошади -- Рид был хорошим наездником, любил лошадей. Но конь оказался с норовом, американец упал и сломал себе несколько ребер. Так и выступал. Представьте, с правой стороны сломаны ребра, висит гитара, а после каждой песни обязательно кто-то из зрителей норовит его обнять и прижать к себе. А он, бедный, все терпел. Повернется к нам, а у самого слезы на глазах. Мы поражались его мужеству. Фильм потом увидели во многих странах, показали его и в СССР по Центральному телевидению. Он назывался «Я желаю вам счастья!».

Во второй приезд Рида в Советский Союз (он тогда уже жил с женой Бригиттой в Германии) в конце 81-го--начале 82-го у нас прошли совместные коммерческие гастроли -- в Киеве, Москве и Ленинграде. Во Дворце «Украина» нас очень хорошо принимали. Были аншлаги.

-- Коммерческие гастроли? Вы, наверное, были очень богатыми в то время.

Александр: -- В филармонии у нас был оклад 130 рублей. Когда мы работали с Дином Ридом, получали 130 плюс 17 рублей за выступление. Потом оклад стал 160 рублей и 20 рублей за выступление. За ведение концерта мне доплачивали еще 3 рубля.

Ядвига: -- И удерживали подоходный налог -- 18 рублей 60 копеек.

Александр: -- Но мы не могли зарабатывать в месяц больше 260 рублей. Все, что получалось больше этой суммы, забирало государство. Но зарабатывали мы на то время солидно. У нас были специальные ставки, которые имели всего десять коллективов в Советском Союзе. И мы были очень довольны.

«Нашего первого руководителя уволили за драку со звукорежиссером»

-- Долгое время вашим руководителем был Василий Раенчик.

Ядвига: -- К победе на нашем первом конкурсе в 1974 году мы пришли с Юрием Ромашевским. Но на конкурсе наш руководитель повздорил со звукорежиссером. Эмоциональный «всплеск» дошел до драки. А поскольку они были оба комсомольцы, их сразу освободили от работы. Вместо Ромашевского назначили Раенчика. Он был нашим другом, мы учились в одной консерватории… С ним у нас начался новый этап.

Александр: -- Предлагали Яде быть руководителем, но она отказалась. Сказала, что может петь, играть, делать аранжировки, но руководить -- нет. К тому времени девичья «половина» нашего ансамбля осталась в меньшинстве -- кто-то вышел замуж, кто-то просто ушел.

Ядвига: -- Я тогда тоже не знала своей дальнейшей судьбы. А вдруг бы я вышла замуж и родила ребенка? Я все-таки в первую очередь женщина. Но «Верасы» любила до беспамятства.

-- Тем не менее за Сашу вы все-таки вышли. Между гастролями, записями, концертами успели пожениться и родить доченьку Настю.

Александр: -- Свадьба у нас была в Минске. Я долго ухаживал за Ядей. Сначала очаровал всех ее подруг и тихонечко через них подбирался к ней.

Ядвига (смеется): -- У нас все было, как положено: носил мне цветы, приглашал в кино… Родители мне говорили: «Ядя, такой парень хороший! Что ж ты думаешь?» А у меня в голове тогда было только творчество. Работали очень много -- приходили к девяти утра и пели, пели, пели…

-- … пока не родилась дочь и все стало, как в вашей же популярной песне -- «Я у бабушки живу, я у дедушки живу».

Ядвига: -- Самое интересное, что мы записали этот хит в Ленинграде, когда я уже была на восьмом месте беременности и должна была быть в декрете. Мне было очень тяжело стоять, и Саша мне под спину подставлял стул, чтобы хоть как-то можно было облокотиться. Сидя-то петь не будешь. Песня была написана для документального фильма «Третий лишний» -- о проблемах одного ребенка в семье. Написал этот хит Эдуард Ханок. Она стала популярной после того, как прозвучала в «Голубом огоньке» к 8 Марта.

Александр: -- Как-то я приехал в Москву, поднимаюсь на 12-й этаж, в музыкальную редакцию Центрального телевидения. А там в коридоре висела доска почета, к которой было приколото письмо из министерства здравоохранения СССР: «Уважаемые товарищи! Просим передать слова благодарности белорусскому коллективу «Верасы», композитору Эдуарду Ханку и поэту Игорю Шаферану за исполненную в программе «Голубого огонька» песню «Я у бабушки живу, я у дедушки живу». Одной этой песней они сделали гораздо больше, чем все наши лекции о повышении рождаемости в нашей стране».

Ядвига: -- Так это и было на самом деле. Недели две назад после концерта к нам подошел мужчина, поблагодарил. Говорит: «Знаете, я ведь появился благодаря этой песне!»

Александр: -- Вначале на сцену выводили совсем маленьких детишек, потом ребята становились все взрослее и взрослее. Да и нашей дочери Насте уже 21 год. Мне нравится, как про нашу семью шутят некоторые журналисты: «Наконец-то природа отдохнула на родителях». У нас талантливая дочь -- поет, сама пишет песни. Нашла себя в этой жизни. Внуков у нас пока нет: Настины песни -- наши внуки.

«Малиновка» появилась случайно -- на пластинке оставалось свободное место»

-- А как появился еще один хит, «Малиновка»?

Александр: -- С «Малиновкой» у нас интересная история получилась. В 1980 году мы записали новую пластинку на фирме «Мелодия», и не хватало одной песни, приблизительно на три минуты. На музыкальном сленге это звучит «записать на три пятнадцать». А у нас в загашнике была песня Эдуарда Ханка и Анатолия Поперечного «Малиновка». Мы просто ее дописали. На концертах я уже солировал, а вот в записи ее не было. Так что в «Малиновке» состоялся мой сольный «дебют».

-- Вам наверняка тяжело говорить о распаде «Верасов»…

Ядвига: -- Любой коллектив когда-то распадается -- по разным причинам. В 1986 году мы с Сашей были вынуждены расстаться с «Верасами». И сразу попали в замечательный, только что организованный оркестр под управлением Михаила Финберга. Но многолетняя привычка к вокально-инструментальной форме дала о себе знать. Так и возникла наша группа «Счастливый случай». С песней «Счастливый случай» Эдуарда Ханка и Ларисы Рубальской мы стали лауреатами фестиваля «Песня года». А потом были «Сашкина цыганка», «Ваня» и много других прекрасных песен. Организовали мы и Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. Через нашу школу и студию прошло много молодых белорусских исполнителей -- Александр Солодуха, группа «Ляпис Трубецкой»… Мы давали молодым исполнителям возможность работать на настоящей профессиональной сцене. Да и сами с удовольствие до сих пор поем…