Политика

Чрезвычайный и полномочный посол россии в украине виктор черномырдин: «на охоту я обычно хожу без женщин… »

0:00 — 8 ноября 2002 eye 325

Виктор Черномырдин -- человек известный не только в России. Его, без преувеличения, знает весь мир. Такие личности в политике принято называть харизматичными. Когда он начинает говорить, будь то о будущем украинско-российских отношений, о политике или просто о жизни, невольно поддаешься его обаянию и проникаешься верой в сказанное. Журналисты любят таких представителей властного Олимпа, поскольку им можно задать любой вопрос, не опасаясь молчания в ответ. Ответы Виктора Степановича часто становятся крылатыми выражениями, их цитируют, выучивают наизусть. На родине г-на Черномырдина, в России, даже изданы сборники его афоризмов. У читателей «ФАКТОВ» появилась уникальная возможность пообщаться с Виктором Степановичем напрямую и оценить силу его личного обаяния, которое, как говорится, ни за какие деньги не купишь.

«Россия не присвоила себе деньги бывшего Советского Союза»

-- Здравствуйте, меня зовут Александр Павлович. Я из Киева. Всю жизнь работал и копил деньги на старость. А после развала СССР они у меня пропали. Говорят, средства бывшего Союза забрала Россия. Скажите, так ли это?

-- Да ну что вы!.. Россия ничего не могла забрать. На межгосударственном уровне этот вопрос уже давно решен. Так что требуйте свои сбережения в той сберкассе, где у вас был открыт счет.

-- Виктор Степанович, здравствуйте. Я и мой ребенок -- россияне, а муж -- украинец. Он подавал документы на оформление российского гражданства, но нам сказали, что до Нового года подача документов временно прекращена. Скажите, с чем это связано?

-- Закон о гражданстве в России принят. Он вступил в силу 1 июля 2002 года, но пока еще не разработан механизм оформления гражданства. Мы надеемся, что к Новому году этот пробел МИД России восполнит, и вашу проблему можно будет решить.

-- Виктор Степанович, вас беспокоит Евгений Николаевич из Трускавца. Не забыли полковника?

-- А ты как там оказался?

-- В Трускавце отдыхаю. Почки лечу. Во-первых, разрешите поздравить вас с такой высокой должностью…

-- С какой?

-- Ну с какой!.. Чрезвычайным и Полномочным Послом!

-- Ты считаешь, что это высоко? Евгений, давай короче… Чего тебе?

-- Я о борьбе с терроризмом: тот способ, который я разработал и о котором трижды вам докладывал, помните?..

-- Да, помню… Так террористов тогда не было. А сейчас, когда вылечишь почки, наведайся ко мне. В Киев или Москву, там и поговорим.

«Сейчас спецслужбы детально анализируют операцию по освобождению заложников, и все яснее становится, что другого варианта просто не было»

-- Добрый день! У вас должен Черномырдин быть! Вам звонит киевлянин Пархоменко. Хочу поговорить об освобождении заложников. Меня интересует ваше отношение к группе «Альфа». Будем считать, что она сработала нормально. Но почему-то мы вспоминаем о ней, когда «Родина в опасности». Все остальное время отношение к спецслужбам сдержанное. Виктор Степанович, а вы-то как оцениваете работу «альфовцев»?

-- Моя оценка, наверное, совпадает с вашей. Я считаю, что эта служба нужна, причем сегодня -- как никогда. Она и раньше выполняла очень сложные задачи, но если сравнивать «Альфу» десятилетней давности и нынешние спецслужбы, то разница впечатляет. Сейчас у них совершенно другая подготовка! Очень серьезная служба и очень ценные специалисты. Да, мы о них мало говорим. О них и не нужно, может быть, много говорить. Это люди, выполняющие сверхзадачи.

-- Здравствуйте, Виктор Степанович. Решетняк Михаил Данилович вас беспокоит, из Киева. Украина внесла колоссальнейший вклад в стабилизацию положения в мире, отказавшись от оружия массового поражения. Взамен же получила только обещания, а теперь еще и различные инспекции. Скажите, какое, по-вашему, место и роль отводятся Украине во взаимоотношениях с мировым сообществом и с Россией, в частности?

-- Отказавшись от ядерного оружия, Украина, думаю, поступила абсолютно правильно. Но это никак не повлияло на решение России иметь или не иметь ядерное оружие. Оружие мы обязаны иметь. И совершенствовать его будем. Но Россия выступает и за ликвидацию ядерного оружия. Мы постоянно, начиная с 90-х годов и по сегодняшний день, подталкиваем ядерные державы к разоружению, а не распространению атомного оружия. Наличие такого оружия всегда чревато трагическими последствиями. Россия будет вместе с Украиной, это нас только укрепит. И авторитета прибавит -- и России, и Украине. Вся беда в том, что нас хотят разобщить.

-- Виктор Степанович, здравствуйте. Меня зовут Елена Ивановна, я из Киева. Скажите, насколько, по-вашему, оправданы действия российского спецназа во время освобождения людей из театрального центра в Москве? Все-таки среди заложников очень много жертв. Со стороны складывается впечатление, что Россия не предприняла каких-то шагов, чтобы хотя бы сделать вид, будто бы собирается выводить войска из Чечни…

-- Россия не может так поступать! И тем более делать вид, как вы говорите. Для освобождения заложников предпринимались все возможные меры. Жаль, конечно, что есть потери, но существует и другая сторона этой медали: если бы не спецназ, были бы уничтожены все. Все! И не только те, кто был в этом здании, но и находящиеся за его пределами. Уже после анализа спецслужбами ситуации становится ясно, что было бы, если бы, не дай Бог… Вы не представляете, сколько было заложено взрывчатки. Я вам могу назвать, хоть ничего нового и не открою: в Доме культуры на Дубровке было 150 килограммов взрывчатки. Чтобы уничтожить весь дом, нужно всего лишь 20! Еще обезвредили две фугасные бомбы: одну -- в центре, вторую -- на балконе. Делали это очень квалифицированные специалисты. Я бы сказал, профессионалы-боевики. Так вот, только одна подобная бомба ВСЕ бы уничтожила! Никто бы в живых не остался, где бы ни находился. А ведь заложили две бомбы, то есть для двух направленных ударов. Разнесло бы не только этот дом, но и в округе многим не поздоровилось бы.

Конечно, мы пытались вести переговоры, и другие действия были… Но показывать вид, что выводятся войска из Чечни -- это бесполезно. Это не те люди и не за тем они пришли, чтобы с ними можно было мирно о чем-то договориться.

-- Виктор Степанович, я попытаюсь вам возразить. Некоторые военные эксперты считают, что террористы не были настроены на самоуничтожение. Ведь нужна была доля секунды, чтобы нажать на взрыватель. А газ начал поступать постепенно, его впрыскивание все боевики заметили, то есть если бы они хотели на самом деле взорвать, они бы это сделали…

-- Нет, они бы все взорвали. Для того чтобы смертники, которые были с поясами, привели в действие взрывной механизм, им надо было произвести три действия. Причем, мгновенно. Так вот, два они сделали, а третье -- не смогли. Просто не успели, потому что газ начал действовать. Достаточно было одного взрыва, спровоцированного сидевшими в зале боевиками, чтобы произошла мощная детонация и… все. Конечно, сейчас спецслужбы разбирают и детально анализируют случившееся, и все яснее становится, что другого варианта просто не существовало! Рисковали серьезно. К сожалению, не обошлось без потерь.

«После бесед с Борисом Ельциным я понял, что совершенно не знаю Украину»

-- Виктор Степанович, расскажите, какие у вас сейчас отношения с Борисом Ельциным?

-- Нормальные отношения. Мы с ним встречаемся, перезваниваемся… Но сейчас все реже, потому что я больше нахожусь в Киеве. Борис Николаевич поддержал меня и мое назначение к вам послом. Он позвонил мне и предложил встретиться. Был доволен, что я правильно поступил, ответив согласием на назначение, хотя никогда не планировал заниматься дипломатической работой. Потом мы встречались -- и семьями, и наедине. Я думал, что знаю Украину. Но после бесед с Борисом Николаевичем понял, что нет. Настолько интересно он рассказывал о вашей стране.

-- И вы не в обиде на Ельцина, что он отправил вас в отставку с поста премьера?

-- Дело совсем не в обиде. Я пробыл почти шесть лет председателем правительства. Это самые трудные годы для России! И, конечно, в 1998 году я не мог сказать, что мне пора уйти на покой. Все показатели, в том числе здоровье, были в норме. Но ведь все равно когда-то уходить надо. Я ушел в 98-м… Даже не я -- правительство мое. Помню как сейчас -- 23 марта. А дефолт случился в августе. Не ушло бы правительство, дефолта бы в России не было. Это однозначно. И не потому, что я себя нахваливаю. Просто мы уже две волны мирового кризиса пережили. Ведь финансово-экономический кризис начался не в России(!), а в Юго-Восточной Азии. И эти волны уже шли. Первая настигла нас в ноябре 97-го года. Ее-то, самую страшную, мы перенесли, хотя должны были развалиться мгновенно. Но мы с Мишелем Камдессю, тогдашним директором МВФ, так дружно работали… Он как раз тогда Бразилию спасал. Звонит мне и говорит, что, мол, думал, Виктор Степанович, тебе конец будет первому… А у нас конца не было -- мы успели! То есть сумели мгновенно отреагировать и спасти экономику.

Вторая волна дефолта пришла уже в 98-м году, когда Южная Корея развалилась. А ведь ее золото-валютные резервы составляли более 30 миллиардов! 20 дней потребовалось -- и корейцы полностью вошли в клинч. И 30 миллиардов не помогли! Япония тогда, образно говоря, накрылась, Индонезия… Мы и это прошли. Мы были готовы к кризису. При первой же волне мы интуитивно сработали, потому что работа у меня всегда была связана с неожиданностями и серьезным давлением, я научился действовать по обстоятельствам. А вот когда третья волна прихлынула, тогда уже было другое правительство -- под руководством Кириенко. Я их даже не обвиняю -- они просто не смогли этого сделать. Кириенко ли, другой, третий -- неважно. Дефолт ведь что такое? Это когда отбрасывает далеко назад. Россия только сейчас выходит на некоторые экономические показатели 97-го года. У нас уже тогда средняя заработная плата была 150 долларов. Любая смена правительства, власти приводит к ухудшению, прежде всего в экономике. Это однозначно! В любом государстве!

«Посла США в Украине Карлоса Паскуаля я знаю давно, еще со времен, когда он работал в комиссии Эла Гора»

-- Виктор Степанович, а как вы отнеслись к невольному участию в предвыборной кампании нынешнего американского президента Джорджа Буша, который накануне голосования вдруг заявил, что Черномырдин не по назначению использовал кредиты МВФ?

-- Это его проблемы. Я же понимал, что это предвыборная риторика. Он меня в глаза никогда не видел! Но я знаком с его отцом, Бушем-старшим. И тот очень хотел, чтобы я познакомился с его сыном. Почему? Я много лет возглавлял российско-американскую комиссию Гор--Черномырдин. Конечно, меня в Америке знали. Мы в 90-х годах отношения России и США продвинули на такой уровень, какого никогда не было в истории наших стран.

И что парадоксально -- во время работы в этой комиссии замечаю: мы с американцами говорим об одном и том же, хотим одного и того же. Но не понимаем друг друга! Думаю: что ж такое? Вроде все нормально! И Альберт Гор нормальный -- обаятельный, всем интересуется, во все вникает… Кстати, нынешний посол США в Украине Карлос Паскуаль был у Гора в комиссии. Вот откуда я его и знаю. У него и тогда была борода… А что было во время переговоров? А было одно -- недоверие! Ведь и нам, и им несколько десятилетий долбили о недоверии друг другу. Годы потребовались, чтобы найти общий язык. В рамках комиссии Гор--Черномырдин мы провели 20 саммитов!

-- Гор вас возил на свое ранчо?

-- Конечно, возил! Я и с женой, и с детьми его знаком. У него трое детей, если не ошибаюсь. И не только на ранчо возил -- мы и «глубже» были… Вот потому Буш-старший и хотел познакомить меня со своим сыном. Так сказать, в плане передачи опыта, как строить отношения с Россией. К тому же, он метил уже в президенты, а основным его соперником считался Эл Гор. Я уже был в отставке, когда приехал в Москву Буш-старший и стал расспрашивать, как мы с Гором отношения выстраивали… По-житейски спрашивал, а то, что он выплеснул на финише их президентской предвыборной гонки -- это была последняя карта. Ведь демократов Гора обвиняли в ведении неправильной политики с Россией, мол, слишком мягко, много уступок… Они действительно шли на уступки, и не потому, что пылали любовью к кому-то… Вспомните, ведь на самом деле Гор выиграл выборы по количеству голосов. И его надо было топить. Вот потому-то Буш-младший и «ляпнул», что Черномырдин и его команда все американские кредиты разворовали. Я ему тоже тогда сказал многое. Просто пришлось сказать. А потом мы с ним все равно встречались. Ничего, нормальный парень! А выборы, вы знаете, грязное дело.

-- Удается ли хоть изредка отдохнуть, Виктор Степанович?

-- Украина такая прекрасная страна, и мне кажется, что здесь хорошо в любом месте. Но отдыхаю я только на охоте! В этом сезоне уже на уток ходил. До кабана не дошел еще. Но с удовольствием попозже поохочусь. В Украине очень богатые угодья, везде прекрасные места.

-- В одиночестве пойдете или в компании?

-- Вы имеете в виду женщин? Если охота, то она только в мужской компании.

P. S. В субботу 9 ноября в 9. 40 на канале ICTV состоится показ художественно-публицистического фильма «Один день и вся жизнь… ». Лента повествует о жизни, работе, праздниках и буднях Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, специального представителя президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Степановича Черномырдина, личность и деятельность которого вызывают живой интерес.

Прямую линию подготовили Елена ШЕРЕМЕТА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»