Происшествия

На двух российских неделях прет-а-порте дизайнеры вспоминали о советском союзе, предлагая носить пионерские шорты и корсеты с красными звездами

0:00 — 9 ноября 2002 eye 413

Во время дефиле модели прыгали на батуте и выводили на подиум собак, одетых по последней моде

В российской моде наблюдается полная феодальная раздробленность. Недели моды дробятся со страшной силой -- накануне показов Российская неделя прет-а-порте разошлась по швам на две отдельные недели с практически одинаковым названием. И число дизайнеров возросло. Если в прошлом году за пять дней успевали показаться 24 дизайнерских брэнда, то сейчас -- уже 35. Плодятся и размножаются, что только на пользу российской моде. «ФАКТЫ» умудрились побывать на двух Российских неделях прет-а-порте.

Российских политиков одевают свои, а не западные дизайнеры

Коллекцию Виктории Андреяновой можно по праву назвать самой трогательной -- она создала одежду и аксессуары для собак, причем для самых маленьких, декоративных, под эгидой торговой марки эксклюзивных аксессуаров и питания «Cezar». Собачья жизнь близка Андреяновой еще и потому, что сама она является владелицей йоркширского терьера по кличке Фунт (как можно догадаться, родился лохматый симпатяга в семье банкира). Сам Фунт, а также его сестра Евро и брат Доллар участвовали в дефиле: суетливо подпрыгивая, мельтеша, нетерпеливо натягивая поводок и пытаясь допрыгнуть до рук манекенщиц…

Восторг вызвало появление на подиуме известной своей эксцентричностью телеведущей Светланы Конеген -- она была в металлизированном сером костюме. Вообще, дамы с собачками составляли стилистический конгломерат: на первых были пояса с крупными кольцами, бахромой, заклепками, а на вторых -- поводки, прикрепленные к этим поясам. И руки у хозяйки свободны, и красота общая наблюдается. На поясах были специальные футляры-крепежи, а на некоторых и патронташ для «косточек» -- чисто условно, конечно, никто кости туда засовывать не собирался. Хозяйки собачек надели атласные пальто-халаты с широкими лацканами, черно-белые юбки и топы -- и все это в фотопринтах (печать на ткани) опять же в виде собачек. Терьеров. Сами же собаки периодически выносились на подиум на руках либо в специальном транспортном собачьем средстве -- пластиковых сумках-домиках с отстегивающимся окошком. Единственная такса, участвующая в показе, демонстрировала накидку-бахрому из замши, а ее хозяйка при этом несла такую же сумку-»таксу» с бахромой. Изящный каламбур. Словом, при таком деликатном обхождении, как у Андреяновой, собака никогда не будет кусачей. Хочется отметить, что Виктория одевает не только собак, но и родную сестру -- актрису Екатерину Стриженову (которая является лицом марки), а еще высоких госчиновников и политиков, являясь худруком предприятия «Президент Сервис» Управления Делами Президента РФ.

-- Людям, обремененным государственной властью, некогда за собой следить, поэтому об их имидже заботимся мы, -- говорит Виктория Андриянова. -- Обычно они приезжают и говорят: нужно три протокольных костюма либо что-то по случаю. Нашими услугами пользуются многие звезды-политики, государственные чиновники разного ранга.

Ирина Хакамада предпочитает одежду без размера и цвета?

А вот Ирина Хакамада, как, впрочем, и неутомимая охотница за причудливыми вещами Галина Волчек, одеваются в Доме моды Лены Макашовой -- дизайнера, который исповедует следующие принципы: в ее одежде не существует возраста, размера, назначения, сезонности, а цвет преимущественно… бесцветный. Ее коллекции всегда напоминают о советской героике. Тут тебе и авиаторы, и военные, и два капитана. На сей раз тема была посвящена военно-морскому флоту, в связи с чем преобладал синий цвет и были замечены вариации на тему тельняшки. Парусиновые белые рубашки с объемными карманами и синими вставками, удобные для ходьбы вразвалочку -- сплошной призыв выпить за тех, кто в море. Хотя свободные кобальтовые комбинезоны и косынки работниц несколько напоминали заводскую униформу. Цеховую одежду и пролетарские майки разнообразили цветастые тюбетейки.

Как отметила главный редактор журнала «L'Officiel -- Россия» Эвелина Хромченко, российская мода, как и украинская, вспоминает свои истоки -- но, в отличие от нашей, не фольклорные и этнические, а почему-то советские.

-- Люди перестали стесняться своего происхождения, -- говорит Эвелина Хромченко. -- Сейчас, к примеру, литовцы используют в коллекциях лен, янтарь, национальную вышивку, обработанное дерево. Украинцы вообще в этом смысле нараспашку: вышитые петухи, бахрома в виде лент, вышивка крестом. Русские еще не совсем определились с выражением национального в костюме, но для них возвращение к национальной идее трансформировалось в выражение советской идеи, и они который сезон подряд эксплуатируют герб СССР и олимпийских мишек. Дошло до того, что Денис Симачев третий год подряд делает футболки с обликом Путина в цветочках, и это пользуется спросом. Наверное, некоторые соскучились по СССР.

«Мой адрес не дом и не улица, мой адрес -- Советский Союз» -- к этому направлению можно отнести дизайнерскую работу не только Лены Макашовой, но и Ольги Солдатовой, которая откровенно глумилась над зрителями. А дело вот в чем. Она выпустила на подиум таких полногрудых, в теле моделей, которые открыто панковали с большими ирокезами и в салатно-розовых корсетах с красными звездами. Пролетарские такие. Местами грудь свою полностью обнажая. К моде, конечно, это красочное шоу не имело никакого отношения, хотя и было стебом на советскую действительность: тут тебе и алые самолетики на военных куртках, и мужские жилеты с ромбами ДОСААФ, и пионерские атласные шорты. Все это было на стыке 80-90-х, когда молодежь от безденежья и протеста донашивала дедушкины шинели и значками сталинской эпохи украшала купленные на блошином рынке планшеты. Все это было, но прошло.

Зайцеву, расхаживающему в «самоделанном» пальто, напоминающем пелерину, явно все не нравилось. Оказалось, скучны ему современные дизайнеры. А вот известный дизайнер-эксцентрик Андрей Бартенев, как всегда, откровенно веселился по поводу собственного наряда: на нем была пухлая кепка, чем-то изнутри набитая, и ветошная куртка расцветки британского флага.

Россиянам модельеры предлагают носить элегантные рубища и «эльфийские» колпаки

Вторила ему своим запредельным видом не менее эксцентричная модельер Виолетта Литвинова, известная на всю Москву своими оригинальными шляпками (каждый день на ней красовались новые ее творения, смутно напоминающие помесь ушанки, рогов козерога и изнанки пальто с торчащими швами). На «Russian Fashion Week» Виолетта представила коллекцию одежды и шляп к ней. Одежда была не менее оригинальной: на топе вдруг оказывался пришитым оторванный от чего-то другого рукав, а все трикотажные юбки были словно искалечены детской рукой, перешившей три мамины юбки в одну швами наружу. Образ хулиганистой девчушки, занятой распарыванием и сшиванием вещей, которые в одних местах висели, а в других неожиданно пузырились, дополняли эльфийские колпачки с перышками, шляпы-чернильницы, кепки-пирожки, таблетки-ромашки и картузы с козырьком сзади.

Российская мода, в отличие от украинской, мода мультиэтническая, многонациональная. В ней много чего причудливым образом перемешано. Здесь, к примеру, сосуществуют такие два полюса, как мода прибалтийская и восточная. Вот у прибалтийской моды характер нордический. Все такое прохладное, светлое, рациональное. Сандра Страукайте представила совершенно космическую коллекцию, отсылающую нас к экспериментам Андрэ Куррежа и Пако Рабанна, которые одевали женщин в 60-е в костюмы астронавтов. Страукайте выпустила моделей с пластиковыми элементами на лице и жуткими шрамами, перетягивающими все лицо (оказалось, это специальные нити-уздечки, которые крепились за ушами). Становилось страшновато. Одевались пришельцы из космоса в красные и белые платья-трапеции с пластиковыми «иллюминаторами» на животе и прокомпостированные брюки.

Горячие прибалтийские ребята Алекс Погребнюс и Вида Симавичюте (литовская марка A&V) представили такую себе деревенскую коллекцию с использованием чистых холодных цветов и национальной вышивки. Причем декор -- детские цветочки с ползущими стеблями -- выполнен был, как на уроках труда, из разрезанных чулочно-носочных разноцветных изделий и украшал серые жакеты с зелено-красными рукавами и клетчатые брюки.

Талантливый питерский дизайнер Алена Ахмадуллина озаботилась темой человека-амфибии и почему-то в связи с этим обычной мужской майкой. Симбиоз получился неожиданный: майки образовывали юбки, болтаясь бретелями на уровне колен, майки делались в виде мегамайки с множеством бретелей -- и вся эта бахрома болталась либо внизу, либо вверху. Но куда интереснее показались мне фиолетовые и оранжевые чудо-жакеты с фотопринтами подводных съемок известной женщины- фотографа, воспевшей третий рейх, Лени Риффеншталь. Как для питерского дизайнера, использовать творения этой немки, поступок парадоксально смелый. Очень понравились топы с принтами старинных карт Петербурга и голубые пальто с вышивкой в виде зеркального карпа.

Самой молодежной, пожалуй, оказалась коллекция дизайнерского дуэта Бунакова-Хохлов: здесь были и сиреневые бархатные жакеты с объемными карманами, и сафари-куртки, и галифе с защипами, много сочных цветов -- пастилы, вишни, абрикоса.

Не обошлось и без перфомансов: к примеру, дизайнер Александлр Арнгольдт представил готические и гламурные платья под названием «Красавица и чудовище». Поскольку предполагалось, что все модели изображали красавиц, то сам он вышел на поклон в жуткой маске гориллы. Виктория Виноградова, представившая пиджаки, похожие на фраки за счет плавного перехода длины, и элегантные плащи в духе Хэмфри Богарта, выпустила на подиум актеров Театра имени Маяковского, которые сморкались в шарфы, читали газеты и прогуливались по подиуму с кофром для скрипки, откуда неожиданно высыпались яблоки. На дефиле Ольги Бровкиной модели прыгали на батуте, устроенном посередине подиума. То есть подходили к делу нестандартно.

Несмотря на некоторые вспышки чувственности, российская мода в целом, как по мне, тяготеет к моде бельгийской, которая сегодня в мире моды является передовым идейным эшелоном. И именно в силу своей северной, пуританской ментальности: в целом сходство можно увидеть в любви к антисексуальному архитектоническому сложному крою, когда вещь фигуру окутывает, создавая новый геометрический силуэт. А также в любви к монохромности, к черному цвету, к такому сиротскому «нищему» виду, к лохмотьям да рубищам. Ничего, что они стоят баксов пятьсот-семьсот, зато ткани в них новейшие, с эффектом продырявленности, взлохмаченности, марлевидности, потертости и общей изношенности. Как раз эту тенденцию ярко иллюстрировала питерский модельер Лилия Киселенко, представив широкие «ободранные» юбки со свисающими лохмотьями, а черные марлевидные и шерстяные платья готического вида с заниженной талией, снабженные узкими кожаными жилетками-лифами в духе Маккуина. Причем единственным декором черных платье были нашитые вроссыпь медные тирольские и баварские пуговицы.

При этом, весьма придирчиво отсмотрев на шоу-румах вещи, я уже не удивлялась, что в московских и питерских бутиках они соседствуют с идеальными вещами бельгийцев. Качество сделанного в России уже соответствует мировым стандартам. Несмотря на то, что большинство дизайнеров еще существуют в системе небольших ателье, все-таки многие уже перешли на обслуживание марок розничного производителя, как, например, Владимир Зубец, делающий одежду для российского концерна «Панинтер».

Стоит отметить, что и «Russian Fashion Week», организованная агентством «Артефакт» (Шумский) и «Российская неделя прет-а-порте. Новое тысячелетие» (агентство «СП2» -- Александр Жуков) прошли с высоким уровнем организации, за что им отдельное спасибо. А дизайнерам спасибо за зрелище. Будем надеяться, что российская мода прославится так же, как японская, итальянская, бельгийская. И будем надеяться, что украинские дизайнеры -- торговая марка «Азард (дизайнер Юлия Гуральчук) и «Дом быта «Столичный» (Олеся Ютина и Светлана Бережная), с успехом показавшие в этот раз в Москве свои коллекции, тоже успешно выйдут на российский рынок. И прославят родное отечество.