Летчики называют ликвидацию техники стратегического назначения изменой самолетам, а американские специалисты -- символом мирных отношений на планете
На прошлой неделе «под нож» пустили сразу две «ТУшки» (Ту-22М3) -- сначала в Полтаве, затем в Николаеве. Именно те, на которых наши летчики демонстрировали мощь государства на международных авиасалонах и брали призы за элегантность машины в небе и точность приземления. Но за внешней грациозностью тяжелых бомбардировщиков скрывается страшная мощь: они могут брать на борт ядерные ракеты, аж 23 тонны бомб и лететь без дозаправки на расстояние 7 тысяч километров. Не зря их называют убийцами авианосцев. И вот теперь все это уходит в прошлое. По окончании процесса (а он рассчитан на два с половиной года) действующих ракетоносителей Ту-22М3, созданных в конце 70-х прошлого столетия и до сих пор не имеющих аналогов в мире, останется всего 12. Да еще один бездействующий, который пополнит площадку Музея авиации и космонавтики в Полтаве.
Из досье «ФАКТОВ»
В 1976 году ТУ-22М был принят на вооружение ВВС СССР. Бомбардировщик в состоянии поразить любые наземные и морские цели сверхзвуковыми ракетами и авиабомбами днем и ночью при любой погоде. Самолет оснащен мощным бортовым электронным оборудованием, включающим в себя радиолокационные станции большой мощности, обеспечивающие обнаружение наземных и морских целей, и оптико-электронный бомбардировочный прицел.
В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений, подписанным в 80-х СССР и США, Ту-22М лишили системы дозаправки в воздухе, за это американцы согласились не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. В 1992 году самолет Ту-22М3 представили общественности на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания), где специалисты просто пришли в восторг. И хотя Ту-22М3 с полным комплектом вооружения тогда же был предложен россиянами на продажу зарубежным странам, до сих пор машин такого класса не имеют ВВС ни одной страны. «ТУшки» в 1987-1988 годах участвовали в разблокировании окруженного моджахедами афганского города Хоста. В октябре 1988 года бомбардировщики, прикрывая вывод советских войск из Афганистана, бомбили душманов. В настоящее время самолеты этого класса являются основными бомбардировщиками средней дальности российских ВВС.
В начавшемся новом этапе процесса ликвидации стратегического оружия придется уничтожить 31 машину, а также 225 ракет к этим самолетам. Уже к концу нынешнего года на металлолом отправят шесть «ТУшек». А на вырученные от реализации металла деньги начнут строительство жилья для военнослужащих.
Все это происходит согласно Договору между США и Украиной от 25 ноября 1993 года «Об оказании помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и недопущении распространения оружия массового поражения». Контракт же на проведение работ Агентство уменьшения угрозы Министерства обороны США и фирма Retion Technical Service Company подписали только в июле этого года. Непосредственным исполнителем уничтожения бомбардировщиков является Государственное предприятие «Украинская авиатранспортная компания» Министерства обороны Украины.
По мнению руководителя программы ликвидации стратегических бомбардировщиков, представителя Пентагона Дональда Пармена, программа способствует сближению народов. Он заверил, что в Америке уже пустили под пресс тысячу бомбардировщиков, ракет, самолетов-заправщиков, а всего за последние семнадцать лет его страна в два раза сократила количество военной техники.
Технический директор программы Николай Денисюк подчеркнул, что программа нацелена на помощь государствам, в которых имеются излишки военной техники и вооружения, а это требует значительных капиталовложений. Украина в этом списке не одинока -- излишки есть в России, Белоруссии, Казахстане. Размер помощи -- 25 тысяч долларов на уничтожение одного бомбардировщика.
Действительно, сегодня уничтожить бомбардировщик дальнего действия, тем более при целевом финансировании программы, значительно дешевле и даже выгоднее, чем его содержать. Оставшиеся Украине в наследство после распада СССР, эти тяжелые самолеты слишком дороги в обслуживании, только двигатель для них стоит в России 200 тысяч долларов.
Несмотря на то, что разрезание бомбардировщика на три части заняло всего несколько минут, сама подготовка длилась довольно долго. Прежде всего с машинами поработали авиатехники из числа отставников, сняв детали с драгоценными металлами, оптические приборы, электронные системы, оружие и все, что представляет немалую ценность. На это ушло несколько недель. И только потом экскаватор с огромными ножницами безжалостно превратил «ТУшку» с бортовым номером «95» и одиннадцатью звездочками на крыле, что обозначает количество пусков боевых ракет, в груду металла Часть его будет использована как запчасти, остальное пойдет под пресс.
-- Для каждого летчика самолет -- это живое существо, -- объясняет командир авиационной группы оперативного назначения N 35 Полтавы, генерал-майор ВВС Василий Жук. -- Пока самолет летает, он живет. Поэтому я чувствую себя изменником. Причем уже второй раз.
Среди летчиков бытует мнение (и это вполне объяснимо), что не стоило уничтожать Ту-160 и Ту-95МС в 1999 году. Россия предлагала их выкупить (Украина же продала только восемь Ту-160 из тридцати восьми, подлежащих ликвидации), а на эти деньги приобрести запчасти к Ту-22М3. Самолеты должны летать, тем более те, которым нет аналогов ни в Европе, ни в США. Ресурс советских крылатых машин, как показывает опыт, не исчерпывается двенадцатью годами или двадцатью пятью с учетом капремонта. В Иране и в Китае до сих пор летают Ту-16, запущенные в серийное производство еще в 1953 году. Да и Россия держит на вооружении Ту-160 и модифицированные Ту-22.