В Москве в Центральном доме кинематографистов отметили 35-летие знаменитой комедии Гайдая
Только за год «Кавказскую пленницу» посмотрели 76 с половиной миллионов зрителей! Лента заняла в прокате первое место, а фразы «Бамбарбия! Кергуду!», «Короче, Склифосовский!», «Птичку жалко!», «Мементо морэ! -- моментально в море!», «Да здравствует советский суд -- самый гуманный суд в мире!» -- сразу стали крылатыми! Их подхватила вся страна.
Снимали «Кавказскую пленницу» не только на Кавказе. На экране то и дело мелькают до боли знакомые крымские пейзажи. Много снимали на Южном берегу и в самом Симферополе. Например, когда Шурик сбегает из психиатрической больницы и бежит вдоль высокой белой стены. В ее поисках исколесили весь Симферополь и совершенно случайно нашли то, что нужно, -- забор консервного завода. Для финальной сцены, когда Нина уезжает на автобусе, а Шурик остается с ослом, пришлось перекрыть ялтинскую трассу.
«Кавказская пленница» стала последней картиной, в которой снялась знаменитая троица. Прохиндеев полюбила вся страна. Их прозвали ВиНиМор (от Вицин--Никулин--Моргунов). И хотя у Гайдая была идея снять еще одну комедию со своими любимыми героями, поработать вместе мэтрам больше не удалось. В новом фильме троица должна была гастролировать по стране Бывалый -- заниматься рекламой и организацией концертов, Балбес -- выступать с собачкой, которая абсолютно ничего не умеет делать, а Трус -- показывать глупые фокусы.
Мало кто знает, что троица могла не появиться уже и в «Пленнице». Только что снявшийся в патриотической ленте «Ко мне, Мухтар!» Никулин заявил, что они в таком безумии принимать участия не будут: сюжет -- настоящий бред. Против дальнейшей клоунской карьеры мужа выступила и жена Никулина Татьяна. Режиссеру пришлось пообещать Никулину, что роль Балбеса он играет в последний раз. Спасло и то, что для ленты Госплан уже выделил деньги. Юрия Никулина в срочном порядке вызвали на партком и уговорили сниматься в картине.
Кстати, Евгений Моргунов тоже долго не соглашался на съемки, а во время работы жутко повздорил с Гайдаем. Как-то в Алуште во время просмотра только что отснятого материала в зал вошел хорошо выпивший Моргунов в сопровождении девушек-поклонниц. Через несколько минут актер заорал на весь зал: «Ну, Гайдай, ты совсем мышей не ловишь! Я же говорил, что ничего путного не получится». «Почему в зале посторонние?» -- вскипел режиссер и попросил их удалиться. Разыгрался грандиозный скандал, чуть не дошло до драки. Гайдай вычеркнул все сцены с Моргуновым и посоветовал ему отправляться домой, в Москву. После ЧП актер и режиссер стали врагами. Их ссора оказалась настолько серьезной, что они больше никогда не встречались.
Актрису на роль главной героини -- спортсменки, комсомолки, просто красавицы -- искали долго. Режиссеру пришлось отсмотреть около пяти сотен девушек. На роль Нины пробовались такие известные ныне актрисы, как Анастасия Вертинская, Наталия Фатеева, Валентина Малявина, Наталья Кустинская. Судьба распорядилась иначе
Нашел Наталию Варлей тогда еще малоизвестный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Увидел ее в составе столичной цирковой труппы, приехавшей с гастролями в Одессу. Режиссер пригласил 19-летнюю Наташу сняться в небольшом эпизоде в фильме «Формула радуги». Стихи для «Кавказской пленницы» писал Леонид Дербенев, он-то и посетовал, что нет девочки на главную роль. «Пусть пришлют бутылку коньяка, и я познакомлю с нужной девушкой», -- не растерялся режиссер. Так совершенно случайно Наталия Варлей попала к Гайдаю. С тех пор актриса считает Георгия Юнгвальд-Хилькевича своим крестным отцом в кинематографе. Кстати, бутылку коньяка, назвав его «Варлеевским», Юнгвальд-Хилькевич и Леонид Гайдай таки распили
«Алкогольные» отношения продолжались на протяжении всех съемок. Режиссер объявил: «Каждому, кто придумает трюк или интересный эпизод, бутылка шампанского!» Самым большим выдумщиком оказался Юрий Никулин. Например, он придумал эпизод, когда, лежа под одеялом, запросто, не отрываясь от подушки, чешет свою пятку. Об этом трюке Вицину рассказала одна цирковая актриса, и вот выпал случай применить его. Это не монтаж и не какие-то чудеса техники. Просто под одеяло актеру «положили» карлика.
Стоит упомянуть и об эпизоде, где всей троице делают уколы. На самом деле шприцы вонзали в подушки, лежавшие у актеров между ног. Идею делать Моргунову уколы здоровенным шприцом подкинул Никулин. Более того, он же собственноручно раскачивал шприц в разные стороны. Но мало кто знает, что Моргунов очень обиделся за это на Никулина: боялся, что Демьяненко промахнется и попадет совсем не в подушку
Георгий Вицин оказался тоже не лыком шит. Это его идея -- испуганный визг Труса, натыкающегося во время погони на платок, оброненный Ниной. Маленький эпизод запомнился всем. Сцена «стоять насмерть», или с огурцом, -- тоже его выдумка. Помните, когда за ними гонится на дрезине Шурик, Трус стреляет из рогатки огурцом. Рогатка улетает, а овощ остается в руках у «снайпера».
В картине снялись молодые, но уже известные публике актеры. Естественно, не обошлось без капризов. Георгий Вицин, мастерски игравший алкоголиков в кино, в жизни был убежденным трезвенником. Поэтому режиссеру пришлось намучится, снимая эпизод, когда троица попивая пиво, произносит коронную фразу: «Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить -- еще лучше!» Вицин наотрез отказался пить пиво. Никакие уговоры не помогали. Тогда кто-то предложил налить ему в бокал отвар шиповника. Получалось совсем не то! У Балбеса с Бывалым в бокале полно пены, а у Труса -- нет. Тогда решили в кружку с отваром накидать ваты. От одной только мысли проглотить ее актеру стало плохо. В конце концов непьющему Вицину пришлось-таки пойти на жертвы и сделать несколько глотков пива. Кстати, уже тогда Вицин всерьез занимался йогой. По просьбе Георгия Михайловича съемки часто прерывались. Актер становился на одну ногу, закрывал глаза и медитировал.
Во время съемок эпизода, когда Нина выставляет из своей комнаты с подносом подарков горе-кавалера товарища Саахова, Владимир Этуш долго не соглашался, чтобы ему вешали за ухо поломанную гвоздику. Нет, и все! Однако Гайдай был тонким дипломатом -- ему удалось переубедить Этуша. Договорились снять два варианта: с гвоздикой и без и потом сравнить, какой лучше. В конце концов, в картину вошел первый.
На съемочной площадке юная Наталия Варлей чувствовала себя очень скованно, стеснялась признанных мэтров. Актеры, как могли, помогали ей. В сцене, когда Шурик неправильно залез в спальный мешок, Варлей должна была заразительно хохотать. Долго ничего не получалось. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов одновременно задрали майки и начали чесать животы, корча при этом жуткие гримасы. Сцена была снята с первого дубля. Надеясь, что в перерывах между съемками удастся порепетировать, чтобы не потерять форму, главная героиня возила с собой 290 килограммов циркового оборудования. Но свободного времени было мало, да и сложных трюков в самой картине пришлось выполнять немало, причем без дублерши. Даже научилась водить машину. Правда, для сцены, когда Нина бросается спасать Шурика в бурлящую реку, пригласили каскадершу. Но та в самый ответственный момент стала тонуть. Выяснилось, что несчастная просто мечтала сняться в кино и соврала, что отлично плавает. Наталье пришлось самостоятельно выполнять трюк. Поскольку вода действительно была ледяная, где-то около 7 градусов, момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным. А чтобы артисты не заболели, после команды режиссера «Стоп! Снято!» парочку пришлось отпаивать чистым спиртом. Поэтому Варлей не помнит, как возвращались в тот день в гостиницу. Кстати, спиртом пришлось отпаивать и одного из операторов, на которого чуть не наехала во время съемок погони Варлей. У автомобиля отказали тормоза, избежать жуткой трагедии удалось просто чудом.
«Пленница» стала судьбоносной картиной не только для молодой Натальи Варлей, но и для звезды отечественного кино Наталии Крачковской. Нет, она в ней не снялась. Ее муж, известный звукооператор Крачковский, работал с Гайдаем в «Кавказской пленнице». Наталья Леонидовна сопровождала своего супруга в одной из экспедиций и сразу же приглянулась известному режиссеру. Когда тому понадобилась актриса на роль Мадам Грицацуевой, он вспомнил о жене звукооператора и решил ее попробовать
Начало любимой миллионами картины должно было быть совсем другим, но по указке «товарищей сверху» заставку «зарезали». По сценарию все должно было начинаться так. Забор. В кадре появляется Георгий Вицин, играющий Труса, и робко пишет большую букву «Х». Озирается по сторонам и убегает. Затем к забору подходит Бывалый (Моргунов) и уже уверенно выводит большую букву «У». И только после этого в кадре возникает Балбес и лихо дописывает « дожественный фильм». Естественно, такое «издевательство над зрителями» худсовет пропустить не мог. Не утвердили в первом варианте и песню «Где-то на белом свете». У Дербенева были такие строки: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Почему-то чиновникам не понравилось «медведи чешут». А вот с нетленным хитом «Если б я был султан», которую исполняет Юрий Никулин, вышло еще хуже. Не посчастливилось целому куплету, который тоже выбросили. Речь в нем шла об алкоголе: «Разрешит мне жена каждая по сто. Итого -- триста грамм -- это кое-что! Но потом, на бровях приходя домой, предстоит мне скандал с каждою женой». Куплет убрали, правда, во времена «потепления» вставили.
Когда фильм уже был готов к сдаче, разгорелся жуткий скандал: чуть было не пришлось переозвучивать половину ленты. Дело в том, что тогдашнего секретаря партийной организации «Мосфильма» звали Сааков. И Сааков решил, что это камень в его огород. «Сверху» пришел указ: «ФАМИЛИЮ ЗАМЕНИТЬ!» Если бы не Юрий Никулин, трудно сказать, чем бы закончилась вся эта катавасия. Пользуясь своими связями, он дошел до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Пожаловался, что по прихоти одного человека придется тратить огромные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию, сказав: «Прекратить идиотизм!». И это не единственный случай, когда пришлось доказывать чиновникам, что комедия имеет право на существование. Художественный совет категорически отказывался принимать «Кавказскую пленницу», считая фильм антисоветским
Леонид Гайдай был очень удивлен, когда через несколько дней после разноса на заседании руководства председатель Госкомитета по кинематографии Алексей Романов вдруг начал петь фильму дифирамбы. Картине дали высшую категорию! Выяснилось, что на «Мосфильм» позвонил помощник Леонида Брежнева и попросил для генсека какую-нибудь новую комедию. Оказалось, есть лишь одна, да и та не принята, -- «Кавказская пленница». Ее-то и попросили прислать в Барвиху, где отдыхал Леонид Ильич. За выходные Брежнев не только несколько раз посмотрел фильм и выучил многие фразы, но и пригласил всех отдыхающих санатория ЦК. Генеральный секретарь то и дело хохотал, комментируя по ходу картины: «А сейчас Никулин скажет, что в соседнем ауле жених украл члена партии» Кстати, до последнего момента все были уверены, что эту фразу уж точно выбросят из картины. По сценарию ее должен был произносить Фрунзик Мкртчан, но актер был в шоке, и тогда Никулин, не задумываясь, предложил: «Давайте, я ее скажу. Я клоун, поэтому у меня пройдет!» И действительно прошло.