Происшествия

Начальник столичной госавтоинспекции анатолий павловский: «автомобилисты должны понять, что соблюдать правила необходимо не для инспектора гаи, а ради безопасности движения»

0:00 — 21 ноября 2002 eye 200

Практически у каждого водителя найдется немало вопросов, которые он хотел бы задать главному автоинспектору столицы. Да и само руководство киевской ГАИ в последнее время охотно общается с участниками дорожного движения. Польза от такого общения очевидна: водители не только жалуются, но и предлагают, как лучше организовать движение в городе, где установить светофор или дорожный знак, советуют, как избежать недоразумений с автоинспекторами.

Ответить на наиболее актуальные для столичных водителей вопросы «ФАКТЫ» попросили начальника столичной автоинспекции полковника милиции Анатолия Павловского.

«Нарушение правил парковки стало едва ли не стихийным бедствием»

-- Анатолий Сергеевич, что происходит сегодня в центре столицы? Складывается такое впечатление, что туда съехались автомобили со всего города, а разъехаться не могут -- сплошные заторы.

-- Ситуация на центральных столичных улицах сегодня действительно сложная. Дело в том, что большинство жизненно важных для города инженерных коммуникаций -- теплосети, канализация и т. п. расположены под проезжей частью. Поэтому в случае плановых ремонтно-восстановительных работ, которые проводятся в городе каждый год, или аварий на инженерных магистралях приходится разрывать дорожное покрытие, занимая часть улиц. А так как пропускная способность многих из них практически исчерпана, возникают заторы.

Госавтоинспекция заблаговременно старается предупредить водителей о сроках тех или иных дорожных работ, в том числе и через вашу газету. На подъездах к месту работ заранее устанавливаем информационные щиты, показывающие, как объехать «горячую точку», а к наиболее сложным участкам направляем регулировщиков. Однако многие водители почему-то пренебрегают объездными путями, тем самым создавая проблемы и себе, и другим. Во многом проблема заторов зависит и от дисциплинированности водителей, прежде всего от того, как они соблюдают правила парковки.

-- Наверное, наиболее актуальной проблема парковки станет зимой. Во всяком случае, в прошлом году не раз приходилось наблюдать, как снегоуборочная техника не может почистить улицу, заставленную с обеих сторон машинами…

-- Действительно, в последнее время нарушение правил парковки стало едва ли не стихийным бедствием. И бороться с этим довольно сложно. Если раньше водители боялись, что с неправильно припаркованной машины снимут номера, то теперь сотрудники ГАИ не вправе это делать (согласно изменениям в Админкодексе, принятым Верховной Радой Украины в мае 2002 года, изымать номерные знаки за нарушение правил стоянки запрещено. -- Авт. ) Но автомобилисты должны понять, что соблюдать правила необходимо не для инспектора ГАИ, а, в первую очередь, ради безопасности движения и из уважения к своим коллегам.

Поэтому Госавтоинспекция убедительно просит водителей не оставлять во время снегопадов автомобили на проезжей части на продолжительное время. Это поможет избежать заторов и аварийных ситуаций.

«К зиме многие водители оказываются просто не готовы»

-- Ухудшается ли ситуация на столичных дорогах с наступлением зимы?

-- Согласно статистике, в зимний период количество аварий на дорогах возрастает. Это связано, прежде всего, с ухудшением погодных условий и состоянием проезжей части, на которой зимой очень часто образуется гололед. К таким капризам погоды многие оказываются просто не готовыми. Мы советуем автолюбителям не игнорировать предупреждения Госавтоинспекции и не выезжать на улицы города на собственном автомобиле в сильный снегопад или гололед.

Также зимой водителям необходимо выполнять ряд несложных правил, дабы уберечь себя от беды. Самое главное из них -- обязательно замените шины на зимние. Поверьте, ваши затраты окупятся с лихвой -- вы будете уверенно чувствовать себя за рулем на заснеженной дороге, а поездка станет более безопасной.

Желательно также ездить с включенным ближним светом фар (кстати, во многих европейских странах это правило закреплено законодательно. -- Авт. ). Не превышайте скорость, ведь зимняя дорога -- не место для резких маневров и обгонов, а безопасная дистанция -- еще один не менее важный залог безопасности.

-- Анатолий Сергеевич, много говорится о профилактической работе Госавтоинспекции. Уменьшалось ли благодаря этому количество ДТП?

-- При таком увеличении количества автотранспорта, который наблюдается сейчас (ежегодно в среднем на 20 тысяч машин. -- Авт. ), мы, по логике, должны были констатировать увеличение погибших и раненых в ДТП. Однако ситуация удерживается под контролем и, скажу больше, за последние пять лет количество ДТП на улицах уменьшилось: если в 1998 году зарегистрировано 2814 аварий, то уже в прошлом -- 2472. Положительная тенденция к уменьшению ДТП сохраняется и в нынешнем году. Хотя после изменений в законодательстве, о которых я уже упоминал, водители допускают больше нарушений, почувствовав, что при определенных обстоятельствах можно избежать наказания. Ведь суды рассматривают далеко не все протоколы об админнарушениях, составленные инспекторами ГАИ. А оштрафовать водителя наш сотрудник не имеет права.

-- Наверное, и взяток стали меньше предлагать инспекторам?

-- Об этой проблеме можно говорить много. Для руководства Госавтоинспекции работа с личным составом, позволяющая выявить сотрудников, позорящих честь мундира, уже давно стала постоянной. Сейчас, к примеру, по инициативе министра внутренних дел Юрия Смирнова проводится операция «Чистые руки». Мы также постоянно проводим негласные проверки работы практически всех подразделений ГАИ и, в первую очередь, дорожно-патрульной службы. Ни один случай нарушения служебных обязанностей не остается без должного реагирования. С нерадивыми сотрудниками расстаемся без сожаления.

Но справедливости ради необходимо всем нам признать: никто насильно денег у водителя не вымогает, и ему не угрожает. Я считаю так: нарушил, -- отвечай. Однако очень часто водители, совершив то или иное нарушение правил, сами предлагают инспектору взятку, лишь бы тот не составлял протокол. Кстати, каждый участник дорожного движения, не согласный с действиями сотрудников ГАИ, может обратиться в столичную Госавтоинспекцию по телефонам доверия 213-70-64 и 228-45-22. Могу заверить, что каждое такое заявление не останется без внимания и объективного рассмотрения.

«Автомобили, начиненные «хитрой» сигнализацией, практически не угоняют»

-- А правда ли, что самые злостные нарушители правил не водители, а пешеходы?

-- По статистике Госавтоинспекции, больше половины всех ДТП в городе происходит по вине пешеходов. Причина, как правило, достаточно банальна: переход улицы в неположенном месте. Большинство таких дорожно-транспортных происшествий регистрируются в вечернее время суток. Многие пешеходы ошибочно считают, что, находясь на проезжей части, они достаточно хорошо видны водителям и поэтому бесстрашно перебегают улицу, где вздумается, не удосужившись даже посмотреть по сторонам. И в результате -- трагедия.

-- В свое время, возглавляя отдел розыска угнанного автотранспорта, вы сделали немало, чтобы автомобили в городе угоняли реже…

-- Действительно, угонов стало меньше. Сегодня столичное управление ГАИ ежедневно регистрирует одно-два подобных преступления (а ведь в середине девяностых бывало и до 30 машин в день. -- Авт. ). Однако расслабляться автовладельцам не советую. Сейчас особой популярностью у автоворов пользуются автомобили немецкого производства «Ауди» и «Мерседесы», а также «Жигули» шестой и седьмой моделей. Но угнать могут и захудалый «Запорожец».

Как правило, воруют автомобили, не оборудованные противоугонными средствами. Однако не рекомендую пользоваться заводскими стандартными «противоугонками» -- они не гарантируют надежную защиту автомобиля. Хорошо зарекомендовали себя замки, блокирующие ручку коробки передач, рулевое колесо, крышку капота. Оптимальный вариант -- оборудовать машину и механической защитой, и электронной сигнализацией. Случаи, когда угонщики спиливают механические замки или пытаются вскрыть автомобиль, начиненный хитрой сигнализацией, -- большая редкость.