Политика

Первый заместитель госсекретаря мвд юрий черкасов: «я не хочу, чтобы мой сын был в бригаде… »

0:00 — 26 ноября 2002 eye 448

Для эффективного противостояния криминалитету необходимо сохранить и реформировать УБОП, считают правоохранители

Говорить о том, что лучший способ борьбы с недостатками в работе Управления по борьбе с организованной преступностью МВД -- это его ликвидация, так же нелепо, как и утверждать, что лучший способ борьбы с перхотью -- гильотина. Тем не менее есть сторонники и у столь радикальных методов. И кучкуются они в Верховной Раде, на рассмотрение которой предложен законопроект о внесении изменений в закон об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью. Суть предлагаемых изменений сводится… к ликвидации спецподразделений по борьбе с организованной преступностью МВД Украины. Как говорится, дешево и сердито. Можно, конечно, сделать скидку на то, что законопроект писался сгоряча -- после инцидента с российским бизнесменом Григоришиным. Что и говорить, случай показательный, сотрудники УБОП и вправду не раз были замечены «в выполнении несвойственных функций», и о некоторых из них «ФАКТАМ» тоже приходилось писать. Но и забывать о том, что 80 процентов преступлений, раскрываемых всеми спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью (СБУ, пограничниками и др. ) -- заслуга УБОП МВД, не стоит. Если управление разогнать или перепрофилировать, как вы думаете, куда пойдут его сотрудники? Как заверил во время недавнего обсуждения перспектив УБОП первый заместитель госсекретаря МВД, начальник ГУБОП Юрий Черкасов -- уж точно не в управдомы. Думаю, в лучшем случае это будут коммерческие структуры и, не исключено, что с углубленным изучением Уголовного кодекса.

Почуяв угрозу, правоохранители сгруппировались и, в ожидании обсуждения законопроекта в парламенте, заняли оборону. Представители МВД, СБУ, прокуратуры, судьи и ученые, принимавшие участие в работе «круглого стола», посвященного обсуждению проблемы реформирования спецподразделения, были единогласны: ликвидировать УБОП нельзя, а реформировать -- необходимо.

Михаил Корниенко, заместитель госсекретаря МВД сообщил, что спецподразделение по борьбе с организованной преступностью -- самое многочисленное в МВД, насчитывает около пяти тысяч сотрудников. В общем и целом свое назначение УБОП выполняет и «еще не смог себя так опозорить, чтобы его нужно было ликвидировать». При этом нагрузка на каждого сотрудника УБОП очень большая, и только в нынешнем году 100 человек из его аппарата подали рапорта об увольнении.

Юрий Черкасов констатировал неистребимость в народе стремления «все отменить» и сообщил, что после появления законопроекта «О внесении изменений… » 600 сотрудников УБОП МВД подали заявления с просьбой отправить их на пенсию, -- и это далеко не худшие сотрудники. Конечно, состояние спецподразделений плачевное, считает он, и ближайшая коллегия МВД будет посвящена обсуждению этого вопроса. Начальник ГУБОП высказал мнение, что в условиях, когда с экранов в нашу жизнь постоянно врываются «Бригада», «Крот», «Антикиллер» и другие представители криминального мира, спецподразделения по борьбе с организованной преступностью могут и должны противостоять романтизируемому кино криминалитету. «Я не хочу, чтобы мой сын был в бригаде -- и чтобы он туда не попал, сделаю все».

Юрий Вандин, заместитель председателя СБУ, курирующий в СБ борьбу с организованной преступностью, ранее четыре года возглавлявший ГУБОП МВД, считает, что возникновение в свое время этой структуры в МВД было оправдано -- преступные группировки в начале 90-х росли как грибы. Задачи, возложенные тогда на эти спецподразделения, были выполнены, и в 1996--1997 годах произошел перелом. Несмотря на это, считает Юрий Вандин, ликвидировать УБОП МВД преждевременно (ведь 800 сотрудников СБУ, принимающих участие в борьбе с организованной преступностью в Украине, физически не смогут выполнять обязанности своих милицейских коллег), необходимо лишь четко определить, какие функции ему оставить.

Народный депутат Украины Сергей Иванов, до избрания работавший в Крыму в органах внутренних дел, разъяснил сторонникам передачи функций УБОП уголовному розыску принципиальную разницу между двумя милицейскими структурами. Если уголовный розыск работает «от преступления», то УБОП -- «от личности», то есть фактически на опережение преступлений, что при борьбе с преступными сообществами является единственным возможным способом.

Александр Давиденко, президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделений «Центр» назвал законопроект, представленный профильным парламентским комитетом, дилетантским. И объяснил причины того, что УБОП сейчас выполняет упомянутые уже «несвойственные функции», в частности, тем, что из революционного для своего времени закона, который с 1993 года служит правовой основой деятельности спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, народные депутаты позже изъяли положения о вертикальном подчинении УБОП и о наличии в спецподразделении собственного следственного отдела. В результате желающих участвовать в работе подразделений и повлиять на нее прибавилось. Несомненно, служба нуждается в реформировании, и ассоциацией уже подготовлена концепция реформы УБОП, в которой, кстати, обозначены и механизмы противодействия возможности влияния (и политического тоже) на работу сотрудников управления.

Юрий Шемшученко, директор Института государства и права, сообщил, что функции борьбы с организованной преступностью в странах, которые у нас принято называть цивилизованными, рассредоточены по разным ведомствам -- в соответствии с их спецификой, и спецподразделения типа УБОП везде входят в состав министерств внутренних дел. Но это не значит, заметил он, что УБОП МВД Украины работает идеально. Хотя бы потому, что только треть дел, возбуждаемых это структурой, доходят до суда.

Будем надеяться как на то, что у народных избранников хватит здравого смысла, чтобы понять, кому выгодна ликвидация спецподразделений, так и на то, что из этой передряги УБОП выйдет реформированным не только на бумаге. Хоть, похоже, пока заинтересованные ведомства не совсем ясно представляют себе, каким образом это сделать. По крайней мере, конкретных ответов на свои вопросы о том, что и как хотели бы реформировать сами правоохранители, журналисты во время работы «круглого стола» не получили.