Во время операции на желудке хирурги ничего не подозревающей пациентке «попутно» удалили матку и аппендикс

0:00 — 26 ноября 2002 eye 964

Очнувшись после наркоза, пациент может недосчитаться у себя каких-то органов, если врач их посчитает «операционной находкой»

«Вы должны быть благодарны, что вас избавили от больных органов»

В 1992 году Марии Ивановне сделали неудачную операцию по поводу язвы двенадцатиперстной кишки в белоцерковской больнице. Тогда женщина решила собирать деньги, чтобы пролечиться в киевской клинике. Год назад знакомая рассказала ей, что их земляк оперирует язвы. К нему женщина и подалась. Пациентку обследовали и прооперировали в НИИ трансплантологии и экспериментальной хирургии. А когда она пришла в себя после операции, ей сообщили, что попутно удалили аппендикс и матку. «Я возмутилась: аппендикс меня никогда не беспокоил, а фибромиому матки можно было наблюдать и лечить консервативными методами!» -- вспоминает Мария Ивановна. Но врач «утешил» ее: «Вы должны быть благодарны, что вас избавили от больных органов, а то пришлось бы снова ложиться на операционный стол». Женщина смирилась бы с этим фактом, если бы ее самочувствие не ухудшилось. Через восемь месяцев Мария Ивановна вновь обследовалась и узнала, что во время операции «выключили» и двенадцатиперстную кишку.

-- Я чувствовала себя после операции намного хуже, чем до нее, -- говорит Мария Ивановна. -- Из-за сильной слабости едва по дому управлялась, похудела. Поэтому и поехала в Киев снова обследоваться. Спросила рентгенолога: как там моя двенадцатиперстная кишка? А он удивился: мол, она же нерабочая, и написал в заключении, что у меня к желудку подшита тонкая кишка, так пища минует двенадцатиперстную. Я поверить в это не могла. В послеоперационной выписке сказано, что мне сделали другую операцию: соединили желудок с двенадцатиперстной кишкой. Именно это мы обсуждали с хирургом перед лечением! Но когда я подошла к нему после операции, перечислила все жалобы, он сказал, что это нормальное состояние. А операция, которую сделали вместо запланированной, якобы гораздо лучше. Теперь в больнице на меня смотрят как на сумасшедшую, вот я и решила обратиться в редакцию с просьбой разобраться в ситуации.

«Врач ошибся в диагнозе, когда готовил выписку»

С вопросом, как вышло, что женщине сделали совершенно другую операцию, мы обратились к профессору кафедры торако-абдоминальной и сосудистой хирургии Киевской медицинской академии последипломного образования Брониславу Полинкевичу, который оперировал женщину :

-- Операция, как война: все знают, когда и чем начинается, и никто не может предсказать, в какое время и как закончится. Когда мы рассекли брюшную полость Марии Ивановны, то увидели, что двенадцатиперстная кишка непригодна к реконструкции. Решили применить другую методику, которая успешно используется в нашем институте уже пять лет. Не будить же пациентку на операционном столе, чтобы обсудить с ней тонкости операции! Раньше таким больным приходилось удалять часть желудка. За разработку хирургических методов, позволяющих сохранить желудок во время операций по поводу язвы двенадцатиперстной кишки, я получил Государственную премию Украины. Не исключено, что, попади эта пациентка в другую больницу, ее бы лишили и двенадцатиперстной кишки, и желудка. После удаления этих органов такие неприятные симптомы, как слабость, сердцебиение, головокружение, которые описывает пациентка, не проходят. Если отключить только двенадцатиперстную кишку, то со временем эти симптомы ослабевают.

-- Неужели дооперационные обследования не позволяют определить объем хирургического вмешательства?

-- Мы назначаем рентген органов брюшной полости, гастроскопию, но эти исследования не всегда показывают достоверную картину.

-- Почему же в послеоперационной выписке записан другой диагноз?

-- Врач ошибся, когда готовил выписку. Названия операций почти одинаковые -- «гастроэнтероанастомоз» и «гастродуоденоанастомоз», и специалист машинально записал ту операцию, которую мы намеревались сделать изначально.

-- А почему больной не сказали о том, что ей провели другую операцию?

-- Врач посчитал: для пациентки это не имеет значения, ведь главное -- результат. А операция прошла успешно.

-- Несмотря на то, что, проснувшись после нее, женщина недосчиталась нескольких органов…

-- У хирургов есть неписаное правило: вскрыв брюшную полость пациента, следует осмотреть не только тот орган, на котором делается операция. Если в других органах обнаруживаются изменения, которые можно исправить только хирургическим путем, врач должен это сделать. К примеру, оперируя больного по поводу язвы, мы обнаруживаем опухоль толстой кишки, значит, должны и ее удалить. Примерно на каждой десятой операции встречаются подобные «операционные находки».

-- Но ведь такие «находки», как фибромиома матки, можно определить еще до операции, если сделать дополнительные обследования. Кроме того, решение об удалении фибромиомы или матки должен принимать не абдоминальный хирург (оперирующий желудочно-кишечный тракт), а гинеколог. В карточке записано, что гинеколог осмотрел больную лишь на десятый день после операции…

-- Оперирующий хирург имеет право принимать решение об удалении любого больного органа, -- отвечает профессор. -- Операцию делают три хирурга и вместе решают, каким будет объем хирургического вмешательства.

… На мой вопрос о том, часто ли пациенты предъявляют претензии хирургу по поводу удаленных без их ведома органов, профессор Бронислав Полинкевич ответил: мол, обычно больные спасибо за это говорят. А реакция Марии Ивановны, по мнению оперирующих ее врачей, мягко говоря, неадекватная. К сожалению, сейчас нельзя выяснить, кто в ее ситуации прав. Сегодня уже невозможно узнать, в каком состоянии были удаленные органы.

Ситуация как в анекдоте о пациенте, который пожаловался терапевту, что хирург ему предложил отрезать уши, а терапевт посоветовал таблетку, после которой они сами отпадут. На практике мы часто сталкиваемся с подобным: оперирующие врачи удаляют и то, что нужно, и то, что не обязательно, а терапевты залечивают пациентов таблетками. И те, и другие действуют согласно своим медицинским канонам. Выздоровление пациента зависит от того, насколько своевременно он оказался в руках специалистов. Особенно остро это ощущают на себе страдающие язвенной болезнью.

«Методики, применяемые в Украине для лечения язвы желудка, устарели на 20 лет»

-- Начиная примерно с 1990-х годов, ситуация в отношении лечения язвенной болезни коренным образом изменилась, -- говорит председатель Украинского общества терапевтов, заведующий кафедрой терапии Национального медицинского университета профессор Вячеслав Передерий. -- Представления о том, что язвенная болезнь в первую очередь связана с нарушениями питания, психоэмоциональными стрессами, курением, употреблением алкоголя, давно устарели. К началу 90-х годов было установлено, что одна из разновидностей гастритов (хронический антральный) и язвенная болезнь (95--97% случаев язв двенадцатиперстной кишки и 75--80% язв желудка) вызываются инфекцией хеликобактер пилори. В соответствии с этим научно доказанным фактом были разработаны новые схемы обследования и лечения больных. С 1996 года в Европе действуют Маастрихтские соглашения, которые регламентируют порядок проведения диагностики и лечения больных с язвенной болезнью. Выполнение этих рекомендаций позволяет полностью излечивать больных с неосложненными язвами терапевтическим путем. Безусловно, если язвы осложняются кровотечением, перфорацией и стенозом (что нередко бывает при неправильном лечении) или склонны к опухолевому перерождению, без хирургического лечения обойтись нельзя. К сожалению, эти международные договоренности в Украине не действуют, что наносит огромный вред как отдельно взятому больному, так и бюджету страны. Более того, существующие сегодня нормативные документы Минздрава Украины, регламентирующие порядок диагностики и лечения больных с язвенной болезнью, устарели за 20--30 лет, и, согласно им, хирург может проводить калечащие операции, не неся за этой никакой ответственности. Опыт нашей клиники насчитывает около десяти тысяч успешно пролеченных больных с диагнозом язвенная болезнь. Им операция не понадобилась.

Что полезно знать пациенту

Чтобы не стать жертвой врачебных ошибок, не быть необоснованно прооперированным, проконсультируйтесь с тремя--четырьмя независимыми специалистами, а при язвенной болезни в первую очередь с квалифицированным гастроэнтерологом. Именно он должен решить, в полном ли объеме больному проведено обследование и соответствующее лечение. Лечение язвы необходимо проводить только после того, как достоверно установлено наличие или отсутствие инфекции хеликобактер пилори.

Даже те, у кого нет серьезных проблем со здоровьем, постоянно сталкиваются с медиками. Так, даже при банальной простуде приходится вызывать врача, который определяет степень серьезности недуга, назначает лекарства. Больной и в этой ситуации полностью доверяет свое здоровье специалисту. Поэтому пациенту не лишним будет знать о своих правах и обязанностях врача.

Вот несколько цитат из законодательства Украины по здравоохранению:

Статья 39. Обязанность предоставления медицинской информации. «Врач обязан объяснить пациенту в доступной форме, какое состояние его здоровья, цель применяемых исследований и лечебных средств, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличия риска для жизни и здоровья.

Пациент имеет право ознакомиться с историей своей болезни и другими документами, которые могут служить для дальнейшего лечения.

В отдельных случаях, когда полная информация может навредить здоровью пациента, врач может ее ограничить и проинформировать членов семьи или законного представителя пациента. Так же врач действует, если пациент находится без сознания».

Статья 43. Согласие на медицинское вмешательство.

«Согласие объективно информированного дееспособного пациента необходимо для применения методов диагностики, профилактики и лечения».

«В неотложных случаях, когда есть реальная угроза жизни больного, его согласие или разрешение законных представителей на медицинское вмешательство не требуется»,