Происшествия

Каждый значимый строительный объект в столице обязательно должен пройти крещение «скандалом»?

0:00 — 26 ноября 2002 eye 195

Бессарабскому квадрату еще повезло -- архитекторы лишь немного поспорили. Но если кто-либо замахнется на днепровские склоны, то пощады от общественности не будет

Через пару месяцев достроят самый главный пусковой объект в Украине -- реконструированный Бессарабский квартал. Завершится более чем десятилетняя эпопея с архитектурной жемчужиной в самом центре Киева. Новостройки, которые вошли в единый ансамбль с историческими зданиями, вызвали в последнее время много споров в среде архитекторов столицы, а на градостроительных советах автору -- архитектору Вадиму Жежерину предлагали внести изменения в проект. Что из этого вышло, «ФАКТЫ» поинтересовались у главного архитектора города Сергея Бабушкина.

-- На градостроительных собраниях я и многие коллеги советовали перекрыть внутреннюю площадь Бессарабского квартала, -- говорит Сергей Вячеславович. -- Когда-нибудь придет время, и мы все-таки накроем ее куполом-атриумом, потому что это единственно правильное решение.

-- Но автор сейчас этого не сделал?

-- Нет. Но это его проблемы, а также заказчика и инвесторов.

-- Были предложения разобрать еще не достроенную башню…

-- Кто ж ее теперь сносить-то будет? Я подумал, а нужно ли так уж вмешиваться в подобные процессы властям города (в частности, мне, как главному архитектору) и той же архитектурной общественности? Все уже устали от этой стройки, и хочется, чтобы ее поскорее закончили. Я считаю, что любое мнение по поводу архитектурного или другого художественного произведения всегда будет субъективным. Вот закончат -- тогда посмотрим, а ошибки учтем на будущее. Хотя я уверен, что здесь не использованы все возможности, предоставленные зодчему.

-- Получается, любой архитектор и инвестор могут вершить в городе все, что им заблагорассудится?

-- А какая сила вообще может заставить мастера, профессионала делать так, а не иначе? Общественное мнение? Если ему доверились заказчик и инвестор, то автор работы несет всю моральную и профессиональную ответственность за свое детище. И по большому счету, это его право -- прислушиваться к мнению коллег, советам, требованиям, или не прислушиваться. Иногда я думаю, что надо уходить от практики больших градсоветов. Задуманное произведение не получается, когда много советчиков. И вообще никогда не будет такого счастливого времени, чтобы все аплодировали, когда что-то строится. Но, с другой стороны, качество проектирования, художественная сторона многих проектов оставляет желать лучшего.

Сейчас в столице наблюдается строительный бум. Раньше архитекторам и обсуждать-то было нечего -- одни «коробки» строили по типовому проекту. Сейчас некоторые мои коллеги стремятся уйти от однообразия, а некоторые, наоборот, возваращаются к типовым проектам.

-- Вы разрешаете строить «коробки»?

-- Когда как, в минимальных количествах.

-- А вам приятно смотреть на «коробочные» Позняки, Осокорки?

-- Нормально.

-- Глаза не устают?

-- Не устают. А у кого устают, пусть отводит их в сторону.

-- Но смотреть-то больше не на что…

-- Так и не смотрите…

-- Мы же в городе живем, на что еще смотреть, как не на дома?

-- Мы опять переходим к теме, что все должны жить во дворцах. Не будет этого никогда и нигде! Во всем мире в городах существуют жилмассивы, занимающие огромные площади, исторические центры, деловые кварталы, и у каждого из них своя архитектура.

-- Но вам же было приятно согласовывать Яношу Вигу проекты красивых жилых зданий, которые сейчас уже достраивают в «Царском селе» на Старонаводницкой?

-- Вот вы говорите: «красивые дома Яноша Вига». А знаете, скольким людям эти дома не нравятся? Каждый имеет право на свое мнение. Это нормально. В Киеве стало модным высказываться по поводу работы архитекторов. Вдруг все вспомнили, что есть такая очень важная профессия, от которой зависит красота, уют, комфорт проживания и престиж столицы. Мне это приятно. А пять лет назад многие жители даже не знали, что есть должность главного архитектора города, и тогда не было такого ажиотажа вокруг новостроек.

-- Вы часто заставляете архитекторов, подряжающихся проектировать жилые дома «Житлоинвесту» и «Киевгорстрою», перерисовывать их, делать эстетичнее?

-- Часто, потому что они как раз и стремятся подсунуть какой-нибудь типовой проект из прошлых времен.

-- На последних градостроительных советах мелькали макеты строений, которые хотят разместить на днепровских кручах. Оживленная дискуссия развернулась относительно целесообразности строительства на Парковой аллее семейного спортивно-оздоровительного центра с четырьмя кинозалами, боулингом, различными кафе. Хотя внешне объект максимально вписан в окружающую среду, можно сказать, врезан в склон горы, прозвучали противоположные мнения: что строить в этом районе вообще недопустимо, и что строить на Днепровских кручах можно и нужно…

-- Я считаю, что строить на склонах Днепра -- логично, но проекты должны быть исключительными по красоте и полезности, ведь это визитная карточка столицы. С Левого берега Днепра должнен быть виден красивый город, а не дремучий лес; красивый парк и красивая набережная, а не скоростная трасса для грузовых автомобилей вдоль реки.

-- Днепровские склоны в их нынешнем виде, с имеющимися историческими архитектурными ансамблями, намерены включить в список мирового наследия ЮНЕСКО, а значит, это будет охраняемая территория, на которой что-либо строить нельзя.

-- Вернитесь в обозримое прошлое. Киевские холмы всегда были застроенными и служили киевлянам -- нашим пращурам. И сегодня там могут быть гостиницы, спортклубы, развлекательные центры. Скоро на градсовет будеь представлен проект небольшой гостиницы (я мельком видел эскизы -- очень красиво!), которую хотят разместить на Владимирском спуске, ниже Государственной филармонии. Будет ли она построена, не знаю. По правде говоря, в Главкиевархитектуру пока очень мало поступает проектов застройки днепровских склонов.

В ближайшем будущем, на мой взгляд, стоило бы, прежде всего, привести в порядок набережную до моста Патона. Потом придет время демонтажа заводов стройиндустрии в Корчеватом, чтобы использовать захламленную территорию. Особенно расширять городские границы невыгодно, это создает множество дополнительных градостроительных проблем. Киев должен находится в Киеве. Только нужно «поднять его вверх», ведь новые технологии позволяют строить 20--30-этажные дома на высочайшем техническом уровне. Но при этом очень важно, возводя жилье, коего в Киеве уже с избытком, строить школы, детские сады, спортивные площадки, магазины, разбивать новые скверы и парки…

Кстати. С 80-х годов прошлого века во всем мире архитекторы уже снижают этажность строящихся зданий, сокращают количество подъездов в домах, вокруг мегаполисов растут коттеджные массивы. В новом генплане для Киева тоже задекларировано снижение этажности построек и расширение частного сектора. Но пока на согласование в градсовет архитекторы несут заказанные инвесторами «башни». «Вписать» высотки в пустующий небольшой участок удобно и выгодно. Так хотят застроить улицы Драгоманова, Китаевскую, Антоновича, Леваневского, 26-й микрорайон на Троещине и т. д.

Противоестественной для человека бетонной пустыней называет среду мегаполисов известный московский ученый, доктор биологических наук Василий Филин, который создал новую науку видеоэкологию, изучающую влияние визуальной среды (большей частью архитектуры) на психику человека. Он ввел в обиход такое понятие, как визуальное загрязнение города, доказал связь между качественной архитектурной средой и психологическим состоянием жителей мегаполисов. Проследил российский ученый и связь между агрессивностью человека и плохой архитектурой «железобетонных» и спальных микрорайонов, где даже случаев вандализма жильцов по отношению к своему дому гораздо больше и они ярче, чем в домах--памятниках архитектуры.

Василий Филин и его соратники, создавшие Центр видеоэкологии в Костромской области, утверждают, что «голый рационализм» -- множество прямых плоскостей (горизонтальных и вертикальных), мода на сплошные стеклянные покрытия совершенно противоестественны, люди не выдерживают насилия однообразной искусственной среды, которая их окружает в городе. Природа зрения человека такова, что она фиксирует мгновенное внимание не равномерно, а охватывает лишь наиболее заметные и значимые точки на поверхности. Глазу всегда необходимо за что-нибудь зацепиться, чтобы не нарушились его автоматические движения. При нарушении движения глаз многие чувствуют дискомфорт, усталость, головную боль. А можно ли долго рассматривать киевские новостройки, не говоря уже о возведенных по шаблону старых спальных микрорайонах Киева? И даже предлагаемые к строительству новые жилые дома редко радуют глаз изысками.