За четырнадцать лет службы сержанту Валерию Станкевичу пришлось впервые оказывать помощь потерпевшему, которого врачи сочли умершим
Жительница Ирпеня Валя Аверина сейчас находится в местной детской больнице, и, слава Богу, за ее жизнь медики уже не опасаются. А ведь все могло сложиться совсем иначе. Когда сержант внутренней службы боец пожарной части N 26 города Ирпеня Валерий Станкевич вынес восьмилетнюю девочку-инвалида из объятого пламенем дома, врачи скорой помощи лишь развели руками: мол, ребенку уже ничем не поможешь. Но Валерий не собирался сдаваться -- очистив рот и нос девочки, он начал делать ей искусственное дыхание и все то, чему его в свое время учили на занятиях по медицинской подготовке пожарных.
Валя очень любит музыку и умеет сама включать магнитофон. В то утро она, вероятно, как обычно, воткнула вилку старенького, довольно массивного аппарата в розетку. Но, то ли случайно его зацепила, то ли у девочки случился очередной приступ эпилепсии, -- магнитофон упал на пол и разбился. В нем тотчас что-то заискрилось, задымилось. В считанные минуты огонь распространился на мебель, ковры и одежду. Выбраться из огненного плена ни девочка, ни домашний кот не могли: мама их закрыла на ключ и ушла. Как уходила и раньше на протяжении многих лет, уверенная, что с Валюшкой ничего худого не случится.
-- Около двух часов дня к нам поступило сообщение о пожаре, -- вспоминает Валерий Станкевич. -- Выехали сразу же. На месте по внешним признакам ничего не было заметно. Зашли во двор, открыли форточку -- оттуда повалил дым. Открыть даже уже взломанные двери было непросто -- что-то мешало. Из-за сильного задымления пришлось ползти в дом по-пластунски. Оказалось, что сразу за дверями лежит девочка без сознания, -- я сначала увидел детские ножки. Быстро вынес ее на свежий воздух, постелил свой бушлат и положил ее, соседи принесли одеяло, чтобы укрыть малышку. Я не медик, но делал все, чему учили, и у меня, как видите, это неплохо получилось (обнимает и поднимает на руки Валечку. -- Авт. )
Валерий делал девочке искусственное дыхание, но ей не хватало сил, чтобы вдохнуть, раскрыть легкие. Пожарный упорно продолжал спасать ребенка, несмотря на то, что за 14 лет службы ему впервые пришлось вот так возвращать к жизни потерпевшую! Благо, что в ПГПЧ-26 уделяют должное внимание медицинской подготовке сотрудников.
Валя умирала, когда подъехала скорая помощь. Осмотрев девочку, медики развели руками -- мол, помочь уже ничем нельзя. Но пожарный не смирился: очистил нос и полость рта от рвотных масс и продолжал делать искусственное дыхание. Вдруг Валя глубоко вдохнула и сильно укусила своего спасителя за руку.
-- Значит, будет жить, -- обрадовался сержант и отнес девочку в машину скорой помощи.
-- Мы, слава Богу, были дома -- я и мой квартирант-студент, -- вспоминает 76-летняя соседка Авериных Зинаида Карпова. -- Вдруг из-под пола повалил дым и запахло паленой резиной. Я бросилась бегом звонить в пожарную службу. Не успела дойти до своей калитки, как увидела мигающие «маячки» и услышала вой сирен. У нас со Светой общий дом -- деревянный, обложенный кирпичом, общая крыша, ведь могли сгореть и мы! Я слышала, как врач говорила: «Спасибо пожарному, без него мы бы девочку не спасли».
-- Просто я оказался первым, кто вошел или вернее, вполз в дом, -- говорит Валерий. -- На моем месте мог оказаться любой другой пожарный. Мама, конечно, неправильно поступила, что оставила ребенка с таким недугом без присмотра, да еще и закрыла ее в доме. Но у этой женщины не было выбора.
Навестив Валю в больнице, я хотел было расспросить ее о пожаре, но девочка плохо разговаривает, и ей тяжело вспоминать, как она упала у входной двери рядом с уже мертвым котом -- любимцем всей семьи. Сейчас Валюша боится возвращаться домой, время от времени плачет и повторяет при этом: «Дым, дым!»
-- Сначала Валю положили в отделение интенсивной терапии (реанимацию) с диагнозом «отравление угарным газом», там она пробыла почти двое суток, -- рассказывает заведующий отделением Ирпенской детской больницы Александр Стегний. -- Потом с осложнениями после отравления -- правосторонней пневмонией на фоне общей врожденной патологии, эпилепсии с частыми приступами, она попала к нам. Сейчас она уже бегает по коридору, сноcно хорошо себя чувствует. Девочка была в критическом состоянии, ее головному мозгу угрожал обширный отек. Если бы пожарные замешкались даже на пару минут, мы бы Валю потеряли. К чести огнеборцев, они действовали профессионально -- это их, по большому счету, заслуга в том, что потерпевшая выжила.
Александр Стегний объяснил, что дети, страдающие эпилепсией, во время приступа совершенно беспомощны, и за ними необходим постоянный присмотр. Они могут пострадать где угодно -- на улице, в метро, не говоря уже о пожаре. И, увы, в данном случае девочка, скорее всего, не могла реально оценить опасность.
-- Аверины -- малообеспеченная семья, два года назад от болезни почек умер 46-летний отец Вали, -- продолжает доктор. -- Светлане тяжело одной воспитывать двоих детей. Она трудится разнорабочей в санатории «Ирпень», получает копейки. А тут еще такое горе, недаром говорят: беда в одиночку не ходит. Для лечения девочки мы используем дорогие препараты, но запасы у нас довольно скудные. В данном случае к решению проблем Авериных необходимо подключить и местную власть, и общественность -- погорельцам с давних времен помогали всем миром.
Соседи сейчас помогают Светлане с ремонтом, из Житомирской области приехали ее родители. Депутат Ирпенского горсовета Галина Соколова пообещала помочь чем сможет. У соседей тоже возможности ограничены, да и родители не могут вечно быть рядом.
Из больничной палаты вышла худенькая, невысокого роста, изможденная женщина, а следом за ней -- мальчик и девочка.
-- Мне не на кого рассчитывать, работу оставить я не могу. И часто мою доченьку-инвалида не на кого оставить, -- объясняет Светлана Аверина. -- В тот день я повела младшего сына в школу. Затем пошла в поликлинику, промаялась несколько часов в очередях, чтобы получить для Валентины справки -- ей пора проходить комиссию. А когда возвращалась домой, меня встретила соседка. Говорит, беги домой, у тебя дом горит. Первая мысль была о Валюше. Пока прибежала, в нашей половинке дома все сгорело -- огонь не пощадил ничего. А Валю увезли в больницу. В реанимации мне сказали, что все будет хорошо. Я очень признательна медикам. Но больше всего я благодарна пожарному -- сержанту Валерию Станкевичу, подарившему моему ребенку вторую жизнь. Спасибо соседке -- она сразу же позвонила по «01».
-- Станкевич -- один из лучших в нашей части, -- говорит заместитель начальника Ирпенской ПГПЧ-26 майор внутренней службы Юрий Миленков. -- В тот день сержант участвовал в тушении еще двух пожаров.