По иронии судьбы, представление скандально известного анатома проходило в том самом районе Лондона, где много лет назад убивал печально знаменитый Джек-Потрошитель
«Спектакль» на грани сенсации и преступления разыграл в минувшую среду немецкий профессор Гюнтер фон Хагенс, анатомические выставки которого -- с человеческими телами без кожи и с «выставленными напоказ» внутренними органами -- пользуются ныне большим успехом в Великобритании и Южной Корее. (Интервью с профессором «ФАКТЫ» опубликовали 27 июля с. г. ) В набитом до отказа зале художественной галереи лондонского Ист-Сайда среди пятисот зрителей находились эксперты Министерства здравоохранения Великобритании и агенты Скотланд-Ярда: они надеялись уловить момент, когда Хагенс нарушит какой-нибудь из местных законов -- например, о глумлении над трупом, запугивании граждан, -- чтобы немедленно арестовать его. Однако публичное вскрытие тела, состоявшееся в Великобритании впервые за двести лет и транслировавшееся по телевидению, прошло без скандала и без единого обморока. Цель такого «урока», по словам профессора, -- показать людям последствия пагубных привычек.
На самом видном месте в зале на столе, под прицелом фото- и кинокамер, на спине лежало мертвое, словно восковое тело пожилого мужчины. «Если у вас слабые нервы, не смотрите это», -- предупредил телезрителей ведущий английского канала, когда профессор Хагенс взял в руки скальпель. Но, как показал последующий опрос, практически никто не отвернулся от экрана телевизора за два часа, что длилось «потрошение».
«Я начну с Y-образного разреза», -- объявил доктор, погрузил инструмент в тело покойника и рассек грудь и живот: от одного плеча к другому, затем почти от шеи до лобка. Профессор и ассистенты взялись за края разреза и стали стягивать кожу и мышцы со скелета. Мясо с трудом отделялось от ребер -- руки соскальзывали, и профессор подложил под ладони бумажные пакетики: «Так крепче хват», -- объяснил он любопытствующим.
После этого, пощелкав кусачками, Хагенс «разломал» грудную клетку и с натугой раскрыл ее, словно приржавевшие дверцы шкафа. «Теперь я могу вынуть все из грудной клетки», -- прокомментировал профессор и отделил сердце, легкие, печень, почки, затем -- уже из пустого туловища -- черпаком удалил консервирующую жидкость. «Этот человек умер в марте нынешнего года, а я хотел сохранить его внутренности до сегодняшнего дня», -- заметил Хагенс, который открыл способ так называемой пластинации, бесконечно долгого сохранения тканей в «живом» виде Точно так же через несколько минут на свет прожекторов был извлечен головной мозг покойника.
Потом все его внутренние органы разложили по металлическим тарелочкам и представили публике на обозрение, а в завершение шоу еще и нарезали аккуратными ломтиками. Зрители смогли увидеть: печень этого человека чрезмерно увеличена, кровеносные сосуды словно залеплены известью «Это потому, что мужчина на протяжении нескольких десятков лет выпивал в день по две бутылки виски и выкуривал по четыре пачки сигарет, так что к концу жизни был настолько болен, что едва мог ходить», -- своеобразный урок анатомии в изложении профессора Хагенса плавно перешел в лекцию о том, как нездоровый образ жизни гробит человеческий организм
Из досье «ФАКТОВ». Публичное вскрытие трупов вошло в моду с XV века, когда католическая церковь разрешила ученым «пролить свет на тайну создания человека» и в порядке исключения проводить два--три «открытых урока» по анатомии. Для этого в университетских городах Европы были организованы анатомические театры: залы, где в центре располагался стол, а по кругу, словно в амфитеатре, места для посетителей. Но в 1832 году в Англии запретили публичные процедуры, поскольку выяснилось, что для этого медики тайком вывозят неопознанные тела из приютов.
-- Я поражен: у зрителей оказались намного более крепкие нервы, чем у некоторых моих студентов-медиков, и они задавали очень грамотные вопросы по поводу внутреннего строения человека, сохранения здоровья, -- признался после шоу Гюнтер фон Хагенс, руководитель созданного им в Хайдельберге (ФРГ) Института пластинации и ставший мультимиллионером благодаря выставкам мертвых тел, «законсервированных» его способом. -- Я решил повторить такое вскрытие в Мюнхене, где выставка «Миры тел» откроется в феврале будущего года. Это очень познавательно, и я считаю несправедливым, что человеческое тело в анатомических секциях могут изучать только медики.
На упреки в аморальности подобных мероприятий организаторы лондонской выставки «Миры тел» отвечают: в ходе опроса 62 процента ее посетителей высказались за публичное вскрытие и лишь 17 процентов против. Главный патологоанатом английского Минздрава пытался запретить шоу, однако в Министерстве внутренних дел дали «добро». Правда, с условиями: никаких неприличных выходок с телом покойного, его имя должно остаться в тайне
-- Могу сказать только, что это был немецкий бизнесмен, умерший в возрасте 72 лет, -- говорит профессор Хагенс, за свои опыты с телами прозванный новым Франкенштейном. -- Он завещал тело после смерти моему институту для научных исследований и использования в выставке «Миры тел». Таких добровольцев у нас уже более пяти тысяч, и ежедневно поступает от двух до пяти новых заявок. Кстати, присутствовать на публичном вскрытии в Лондоне хотели более двух тысяч человек, но зал вместил только пятьсот.
Из досье «ФАКТОВ». В Киеве университетский анатомический театр был построен в 1853 году по проекту известного архитектора Беретти (ныне это здание Центрального музея медицины Украины по ул. Б. Хмельницкого, 37) и считался одним из лучших в Европе. На первом этаже здания находились секции для занятий по анатомии, на втором анатомический музей -- с богатейшей и единственной в Старом Свете коллекцией развития костей. В начале XX века здесь построили ледник для хранения тел, лифт, автономную систему водоснабжения и вентиляции.
-- Киевский анатомический театр отличался от многих зарубежных тем, что в нем никогда не проводили публичных вскрытий, -- говорит основатель и директор Центрального музея медицины Украины доктор медицинских наук профессор Александр Грандо. -- В Европе публике демонстрировали, как устроен человек, медики вынимали и показывали посетителям органы, а в залах нашего театра (он был так назван, скорее, по традиции) работали только ученые и будущие врачи. Для исследований брали из морга тела людей, которыми никто не интересовался.
Удастся ли профессору Хагенсу возродить традицию анатомических театров, пока сказать трудно. Несомненно, интерес к подобным шоу в настоящее время велик: при том, что билеты на лондонское «представление» стоили не так уж мало (20 евро), их размели в один миг. Впрочем, не исключено, что английские власти все же накажут доктора тюремным заключением на три месяца, а публичные вскрытия запретят. Как бы там ни было, трудно представить себе, что эти мероприятия станут обыденными и люди будут ходить на них, как в кино, с чипсами и мороженым в руках