Происшествия

Курсант-третьекурсник александр тарасенко: «отчетливо помню: все мы разбросаны по земле, неподалеку от меня -- три трупа. Один рядом, два -- чуточку дальше… »

0:00 — 1 октября 2002 eye 475

Вчера в Одессе прощались с пятью 19-летними курсантами Одесского института Сухопутных войск, погибшими в автокатастрофе под Николаевом. Еще 18 военных остаются в госпитале

Когда в минувшую субботу из Одесского института Сухопутных войск на полигон Широкий Лан для проведения учебных стрельб отправилась автоколонна (три грузовика) с курсантами, ничто не предвещало беды. Все шло хорошо до тех пор, пока на автотрассе Одесса -- Николаев не появились роковые «Жигули»…

Для эвакуации курсантов министр обороны распорядился использоавть военные вертолеты

-- Возле села Красное Николаевской области колонну институтских автомашин стал обгонять ВАЗ-2107, такси, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник пресс-центра Южного оперативного командования полковник Валерий Федотов. -- Водитель легковушки, грубо нарушив правила движения, стал обгонять справа(!) один из военных грузовиков и при этом несколько раз ударил своим корпусом по колесам обгоняемой им машины. Вследствие этого военный грузовик выскочил на полосу встречного движения и опрокинулся в кювет. Отмечу, что этой машиной управлял опытнейший инструктор взвода учебных автомашин прапорщик Михаил Кострик. Находившиеся в кузове курсанты -- третьекурсники общевойскового факультета -- получили серьезные травмы. Пятерым -- Сергею Воскобойникову, Константину Кучеренко, Андрею Парфинчуку, Александру Щербакову и Максиму Саенеусу -- это дорожное происшествие стоило жизни. Один их них -- одессит, другой -- из Черкасской области, еще трое -- уроженцы Одесской области. 18 человек госпитализированы.

По приказу министра обороны Украины всех пострадавших с места происшествия эвакуировали двумя вертолетами Ми-8 и доставили в Одессу, в 441-й центральный клинический военный госпиталь. Медики считают, что именно такая оперативность позволила спасти жизнь некоторым поступившим к ним в субботу пациентам.

Безупречно сработали в экстремальной ситуации не только военврачи, но и их гражданские коллеги. Экипажи восьми реанимационных машин городской «скорой» вместе с двумя госпитальными транспортировали раненых из аэропорта в стационар.

-- Еще две наши специализированные «скорые» сразу же выехали на место ЧП, -- рассказал собкору «ФАКТОВ», побывавшему в 441-ом госпитале, его начальник -- полковник медицинской службы Виталий Кулибаба. -- В субботу мы приняли 18 потерпевших, в воскресенье из Николаева доставили еще одного. Полученные ими травмы -- различной степени тяжести, жизнь большинства сейчас уже вне опасности. У многих переломы ребер, процесс их полного восстановления достаточно длительный. Всего необходимого для лечения -- препаратов крови, медикаментов, аппаратуры -- в госпитале достаточно.

Опасение вызывает стабильно тяжелое состояние троих курсантов, у которых очень серьезные повреждения внутренних органов, головного мозга.

«Я вылетел через лобовое стекло, которое разбил головой… »

В двухместной палате отделения нейрохирургии беседуем с пострадавшими -- водителем Михаилом Костриком и старшим преподавателем кафедры вооружений подполковником Александром Ковальчуком. Оба основательно забинтованы.

-- Наш ЗИЛ-131 шел в колонне вторым, -- рассказывает Михаил. -- За поворотом на Березинку (райцентр Николаевской области. -- Авт. ) в поле зрения проявилась «семерка» темного цвета. Она стала маневрировать на влажной трассе и в конце концов ударилась несколько раз о переднее колесо нашей машины. Управление ЗИЛом было нарушено, мы перевернулись…

-- Я сидел рядом с водителем, -- дополняет Александр Ковальчук, который был старшим в этой машине. -- Шли на скорости 55--60 километров в час. После грубейшего нарушения правил дорожного движения водителем ВАЗа наш ЗИЛ съехал в кювет, перевернулся на бок и врезался в дерево. Я вылетел через лобовое стекло, которое разбил головой…

Хочу отметить очень теплое отношение к нам водителей транспортных средств, проезжавших по трассе, особенно микроавтобусов. Они оказали нам первую помощь.

-- Из трех машин, следовавших в колонне, впереди двигался КамАЗ, груженый боеприпасами, за ним -- наш ЗИЛ-131, а следом -- еще один такой же грузовик. В ЗИЛе находилась рота курсантов -- приблизительно 45 человек, -- рассказывает один из пострадавших курсантов, третьекурсник общевойскового факультета Александр Тарасенко. -- Из-за ЗИЛа, следовавшего за нашим, показался ВАЗ-2107 с обозначениями легкового такси. Обошел грузовик, вклинился в автоколонну, пристроившись как раз позади нас. Затем стал обгонять нас справа, на приличной скорости, порядка 100 километров в час… Помню сильный толчок. Нашу машину затрясло, она пошла юзом. Вдруг -- переворот, в глазах все ходуном! Сознание я не терял и отчетливо помню: машина, находясь на борту, во что-то врезалась и… вдребезги. Все мы разбросаны по земле, неподалеку от меня -- три трупа. Один рядом, два -- чуточку дальше… Еще двоих ребят повезли в местную больницу, но там их спасти не удалось…

Семьям погибших военные выплатили по 500 гривен материальной помощи и взяли все похоронные расходы на себя

Одесский институт (в прошлом Высшее командное артучилище) -- базовый вуз Сухопутный войск Минобороны. Это престижное учебное заведение с хорошими традициями. За десятилетия его функционирования из стен института вышли тысячи высокопрофессиональных военных специалистов. Многие из них стали генералами, несколько человек -- маршалами, были отмечены Золотыми Звездами Героев Советского Союза, высшими боевыми орденами… Трагедия, подобная нынешней, здесь никогда не случалась. Автокатастрофа стала, пожалуй, самым трагическим массовым ЧП в частях Южного оперативного командования. Разве что можно вспомнить прошлогоднюю авиакатастрофу в Херсоне, когда на местном аэродроме на взлете загорелся вертолет. В считанные секунды погибли восемь молодых офицеров…

Вчера, в день Веры, Надежды и Любови, Одесса простилась с пятью молодыми курсантами. В последний путь со всеми воинскими почестями их провожали друзья, однокурсники, заместитель главкома Сухопутных войск, высшие офицеры Южного оперативного командования, родственники. После прощальной панихиды и обряда отпевания одного из погибших, одессита, похоронили на Северном кладбище города. Тела остальных придадут земле на их родине, по месту жительства родных и близких.

Минобороны предоставило родственникам погибших транспорт для транспортировки тел, причем каждую машину будут сопровождать машины ГАИ, а похороны пройдут за счет войск, дислоцированных в этих местах. Всем семьям погибших уже выплачена материальная помощь в сумме 500 грн.

P. S. По факту происшествия возбуждено уголовное дело, расследованием которого занимаются сотрудники Военной прокуратуры Южного региона. Как сообщили «ФАКТАМ» в Николаевском облуправлении ГАИ, все обстоятельства ДТП до мельчайших подробностей расследуют и их специалисты. Известно, что 32-летний водитель ВАЗа в результате ДТП не пострадал.