Политика

Большинство в верховной раде появилось после того, как оппозиционные фракции отказались принимать участие в голосовании

0:00 — 2 октября 2002 eye 285

Правда, персональный состав новосозданной структуры в законодательном органе пока неизвестен

Всего лишь за неделю (минувшую) Верховная Рада пережила настоящий парламентский кризис, когда невозможно достичь результативного голосования ни по одному из вопросов, так как практически половина наличного состава депутатского корпуса отказывается принимать участие в работе, скандальную ситуацию с виртуальными голосами отсутствующих на заседании парламентариев, и, наконец, объявление о создании большинства, количество которого равняется предельному числу голосов, при котором то или иное решение может быть легитимным.

Не менее, впрочем, знаковой в современной истории отечественного парламентаризма может оказаться нынешняя неделя, на которой пленарных заседаний не будет. Зато будет кипеть работа по убеждению отдельных народных депутатов из оппозиционных фракций, не вошедших в большинство. И если процесс будет результативным -- большинство прирастет за счет волонтеров до более-менее безопасной цифры, а оппозиция, как говорится, «потеряет лицо». В противном же случае положение большинства достаточно шатко.

«Коллеги, я прошу не свистеть, денег не будет» -- то ли пошутил, то ли проинформировал законодателей спикер

На минувшей неделе в сессионном зале, действительно, однажды раздался совершенно непарламентский свист. После того, как страсти были накалены до предела и утрачена всякая надежда на определенный прорыв конструктива. Даже народные депутаты, которых вряд ли можно причислить к условной оппозиции, заявили о том, что в современном украинском политикуме нет благополучия, и надо искать выход из ситуации. Например, в создании большинства в Верховной Раде. В частности, лидер фракции «Трудовой Украины» и Партии промышленников и предпринимателей Сергей Тигипко заявил о том, что неструктурированный парламент не сможет предложить обществу достойное решение существующих проблем. О том, что Верховная Рада, в том числе -- и минувших созывов, виновата в том, что система организации власти не имеет под собой законодательной базы, что нужно безотлагательно, всем вместе, «распутывать то, что сами нахомутали» -- самокритично и аргументировано говорил представитель фракции «Аграрии Украины» Иван Кириленко.

Казалось бы, все вышеизложенное -- настоящая прелюдия к «круглому столу» того или иного формата, в результате которого излишний радикализм окажется лишенным почвы, а конструктивизм, напротив, принесет серьезные плоды. Но… Сказавши «а», парламент на «б» сил не наскреб. То есть, каждая представленная в Верховной Раде политическая сила опять принялась отстаивать исключительно свою точку зрения. И все вернулось на круги своя: четыре оппозиционные фракции отказались голосовать за какие-либо вопросы повестки дня. А поскольку таким образом парламент делится аккурат на патовые, практически -- пятьдесят на пятьдесят, половины, ни один вопрос повестки дня искомых 226 «за» не набирал. Потом случилось что-то, похожее на прорыв -- несколько раз заветная цифра на табло появилась.

Возглавляемый членом оппозиционной фракции КПУ Валентином Матвеевым комитет по вопросам регламента тут же провел оперативное расследование, и доложил, что несколько мандатов, значившихся как проголосовавшие, принадлежат депутатам, которых нет в сессионном зале. Голосование «за себя и за того парня» -- действительно, вещь для нашего парламента не новая, таким нарушением грешили практически все политические силы, и неоднократно. Но коль скоро это противозаконно -- стоит когда-то начать подобную практику пресекать? Почему бы не сейчас? И спикер Владимир Литвин дал поручение профильному комитету разобраться с ситуацией.

Успешно и долго действовать парламентскому большинству в количестве 226 народных депутатов будет сложно

А пока специалисты по регламенту разбирались, в Верховной Раде было оглашено заявление от восьми фракций, организованных на базе «Единой Украины» и девятой -- объединенных социал-демократов об образовании большинства. Наличный состав данных фракций дал 216 членов новоиспеченной коалиции. До 226-и, минимального количества, необходимого для результативного голосования, численность довели девять внефракционных народных депутатов, и, по некоторым данным, Георгий Крючков, член фракции Компартии. Причем -- не новичок, не малоизвестный «штык» из фракционных масс, а, как говорят компетентные люди, многолетний идеолог, «мозг» отечественной Компартии.

Впрочем, последнее заседание парламента было закрыто сразу же после заявления о создании большинства, пофамильный состав его не оглашался, и никаких заявлений или интервью самого Георгия Корнеевича на момент написания этих строк не прозвучало. Да и проблема не в этом, а в том, что успешно и долго действовать в количестве 226 человек большинству будет сложно. Тут уж -- действительно, ни в командировку съездить, ни по другим надобностям из сессионного зала отлучиться… Да и вряд ли это нормально, когда за гранью формирования, которое должно влиять на состав правительства, руководить большинством комитетов, нести ответственность за законотворческую деятельность, оказывается ни много, ни мало, а практически пятьдесят процентов депутатов.

Естественно, это понимают все парламентарии. И значит, напряженные переговоры по поводу формирования дееспособной структуры Верховной Рады будут продолжаться. Нетрудно предположить, что главная тема бесед -- участие или неучастие в парламентском большинстве народных депутатов фракции «Наша Украина». Пока же они размышляют над своей участью, количество подавших заявление о вступлении в большинство, говорят, увеличилось до 230 парламентариев.