35 лет назад знаменитого кубинского революционера не стало
На листочке формата А-4 колышется на ветру плохо отпечатанное «самодельное» объявление: «СКОБ, друже! Не будь байдужим! 9 жовтня 1967 року у нерiвнiм двобої iз суворою реальнiстю полiг великий син людства Ернесто Гевара Лiнч де ла Серна. Людини такої сили духу та висоти польоту настiльки не вистачає сьогоднiшньому свiту! Вiн не хотiв би, щоб ми сумували. Його заповiтом могли б стати слова: „Хай серед людей нiколи не помре великий дух революцiї!“ Курiнь iменi Героїв бою пiд Крутами запрошує всiх бажаючих i спiвчуваючих вiдвiдати день пам’ятi революцiонера».
На место встречи предлагалось подходить к вечеру, при себе иметь портрет Че, средства для ночлега (предупреждали, что встреча затянется до следующего утра) и салюта, еду
Плакаты с портретом Че Гевары стало трудно найти в книжных магазинах. И не потому, что о революционере пятидесятилетней давности действительно пора забыть, а потому, что плакаты эти семнадцатилетние сметают за день! То же и с футболками. Продавец одной из «сувенирных» палаток на Андреевском спуске Александр говорит, что в день продает как минимум одну футболку с Че, а ведь таких палаток там штук десять. Появились эти футболки в прошлом году, возят их из Москвы и Венгрии. Покупают, по словам Александра, больше «наши», лет с 18 до сорока. Чем же объясняется эта вторая волна популярности Команданте?
У моего папы, пропагандиста в системе политического просвещения рабочего класса, изображение Че висело над письменным столом, а под картинкой была прикреплена веточка лавра. Почему парторги все-таки вешали его над столами, если после визита в Союз Че нелицеприятно высказывался в адрес кремлевских бонз — они ему не понравились («социализм в Европе развивается по ошибочному пути»)? Власть предпочла не заметить критики латиноамериканского революционера: обструкция могла бы иметь дурные последствия. Че Гевара был просто идолом, этакий «Брат-0»: «за правду», честный Его не смогли испортить ни власть, ни слава, погиб за дело мировой революции — настоящий коммунист!
Команданте провел бурную молодость Че, чего только не испробовал: ходил из дома в дом, продавая книги, овладел ремеслом парикмахера, был уличным фотографом, фоторепортером информационного агентства «Латина», писал стихи, работал врачом в госпитале и со своей выразительной внешностью чуть было не стал киноактером.
Сегодняшней молодежи все это, конечно, нравится. Нравится предпринятое
В конце концов, Че становится кумиром, давая молодым уверенность в себе: он оправдывает легкий путь четкого деления мира на себя — хорошего и их — плохих, путь борьбы с внешним врагом и не замечания внутреннего (как в известной песне группы «Гражданская оборона»:
"Всего два выхода для честных ребят:
Схватить автомат и убивать всех подряд;
Или покончить с собой,
Если всерьез воспринимать этот мир«)
Но для того, чтобы сделаться кумиром современной молодежи, не достаточно иметь даже универсальный набор доблестей. Необходим «промоушен», сиречь раскрутка. Ею стал роман Пелевина «Generation „П“», где Че Гевара мистическим путем диктует герою разоблачающие гнусную действительность научные труды и навевает ему стопроцентно успешные рекламные слоганы. Но не столь важно было и содержание романа, главное — обложка, на которой «вечный революционер» затиснут между двумя лентами с «Кока-колой» и с «Пепси»: многие сегодняшние апологеты Че впервые увидели его именно на обложке романа.
В их числе и Олег Пашин, который и «организовал» объявления про встречу. Я встретилась с тремя «пластунами» из того самого Куреня имени Героев сражения под Крутами, когда они ехали утром домой с празднества, так что на разговор ребята были настроены и, что уж совсем удивительно для «сегодняшней молодежи» — ни в одном глазу. Каждому из троих около семнадцати лет: Олегу, студенту КПИ, и его команде — Денису, студенту медучилища, и Ивану, учащемуся ПТУ.
— Странно же выглядят строки: «Курiнь iменi Героїв пiд Крутами запрошує вiдвiдати день пам’ятi революцiонера». Кроме вашей субъективной симпатии «Пласт» ведь ничем не связан с Че Геварой?
— Як це!? — удивляется Олег Пашин (по прозвищу Гулаг). — У своїй книжцi «Тактика партизанської вiйни» Че Гевара пише: «Ми вчилися воювати в УПА» (в оригiналi — «у партизан Захiдної України»)! Пiсля Другої свiтової вiйни УПА перебралися через кордон — хто в Європу, багато в Америку — i видавали там свої книжки, пiдручники з тактики. Свiт визнає, що вiйськова справа на Українi була поставлена дуже добре: зокрема, навiть сьогоднi операцiя Чорткiвська офензива — вiдбивання Львова — у воєнних навчальних закладах США вивчається як блискучий тактичний приклад! I на Кубу Че висаджувався пiд червоно-чорним прапором, таким самим, як i в УПА.
— А чем для вас продиктовано увлечение именно Че?
— Ми носимо футболки з Че Геварою, тому що хочемо героя! Не Чапая ж на одягати! Зовнi — це просто весело, такий прикол: зiбратися побазарити! А якщо «на вумняк» — то треба ж у жэиттi щось мiняти, прагнути динамiки. Фiдель — то фiгня, вiн був статичний. А у Че — знищити щось i побудувати щось невiдоме. Побачив на Кубi, що нiчого не вийшло — поїхав в Болiвiю. Треба жити, життя буяє!
По телефону мама Олега поделилась со мной своим мнением на этот счет: «Он им нравится как человек, который не мог сидеть на месте».
В марте 1965 года герой кубинской революции министр Эрнесто Че Гевара, чья популярность не уступала славе Фиделя Кастро, неожиданно исчез. Вот что он написал в своем прощальном письме: «Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта. Снова облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь. Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из тех, кто рискует своей шкурой, дабы доказать свою правоту».
Человек переворачивает вверх ногами жизнь в стране, чтобы доказать свою правоту! А жители этой самой страны — они не фигурируют, они — массовка! Если не хотят изменений, то они «заблуждающиеся» — такова логика революционера. И его можно понять. Представьте чувства «безбашенного» гражданского комиссара, который году в
Но почему именно Че, а не, положим, Чапаев, в котором тоже «поучаствовал» Пелевин (роман «Чапаев и пустота») — эмблема молодежных футболок? Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди» вводит категорию: «надпись на футболке». Я решила взять комментарий не у психолога (он тут вряд ли разберется), а у философа-футболковеда Даниила Злобина.
— Футболки делятся на две категории, — считает Даниил Михайлович, — пафосные и стебные. Классические пафосные футболки — это футболки с «Сепультурой» (хард-роковая группа
— Может, не стоит сгоряча относить футболку с Че Геварой к стебным? Все-таки наши родители относились к кубинскому революционеру с определенным пиететом
— Команданте перестал быть просто кубинским революционером, он превратился в торговую марку. А футболка с торговой маркой и есть стебная. То есть Че Гевару сегодня носят скорее из-за Пелевина, чем всерьез
— Кто «из наших» мог бы сегодня стать героем молодежных футболок?
— Не знаю даже Во-первых, «святых» у нас не осталось. А во-вторых, делать из них шоу-бизнес — это по-американски. У нас так не принято. Это еще одна причина, по которой героем футболок ребят на территории бывшего Союза является именно Че Гевара, а не, положим, Чапаев.
То есть Че — как чужая жена, стриптиз которой мы не прочь и сами посмотреть, и другим показать, тогда как свою оденем в юбку подлиннее и — «Но пасаран!»