Происшествия

Одессит теодор резвой, пересекший на веслах в одиночку атлантику, готовится к новому штурму океана

0:00 — 26 октября 2002 eye 367

Задуманный им маршрут длиной в семь тысяч километров до сих пор не покорился ни одному гребцу-одиночке

Теодор Резвой первым из смельчаков бывшего соцлагеря один на весельной лодке пересек Атлантический океан. Благодаря ему в декабре 2001 года Украина стала пятой страной, чей гражданин совершил такой «вояж». Пять тысяч километров за 67 суток -- это второй по скорости результат в мире. Сейчас Теодор готовится к переходу Атлантики по «северному» маршруту.

«Если стартую раньше нужного срока, могу столкнуться с айсбергом, позже -- начнутся ураганы»

-- В планах пересечь Атлантику «северным» маршрутом я не одинок, -- говорит Теодор Резвой. -- В эти дни лодка француза Эммануэля Куандра идет в океане примерно по тому же пути, которым собираюсь пройти я. Его лодка уже семь раз переворачивалась! Слава Богу, все обошлось, Куандр -- настоящий боец, профессиональный гребец.

Мой переход должен занять 80-85 суток. Хочу пройти маршрутом, который в 1996 году преодолела лишь одна лодка, управляемая американцами норвежского происхождения Харбо и Самюэльсеном. Никто из одиночек повторить этот успех не сумел.

В мире ведется статистика завершенных и незавершенных переходов через океаны гребцами-одиночками. Мой старт будет юбилейным: сотым. Выйду в океан в мае 2003 года, потому что «северный» маршрут лучше всего проходить с мая по сентябрь. Если стартовать раньше, возникает опасность столкновения с айсбергами, а в сентябре начинается сезон ураганов. Хочу отправиться из Нью-Йорка, от Манхеттэна, мимо Статуи Свободы. Данная акция в Нью-Йорке будет посвящена памяти американских пожарных и полицейских, погибших в трагедии 11 сентября 2001 года. Имеется договоренность о том, что лодку «Украина» -- именно такое имя дано моему строящемуся мини-кораблю -- в акватории тамошнего порта будут сопровождать «фонтанирующие» пожарные катера. Однако проект задумывается как сугубо украинский. Хочется, чтобы спонсоры были отечественные, а реклама, размещенная на борту «Украины», -- в поддержку национального производителя.

-- Чем новый маршрут отличается от предыдущего?

-- Он длиннее примерно на две тысячи километров, иные метеоусловия: северные широты, холод, обилие штормов…

-- Если не ошибаюсь, неудачный проект лодки стал причиной гибели американского гребца Нината Белика в сентябре прошлого года. Ваша лодка надежна?

-- Увы, половина предпринятых попыток покорения Атлантики провалилась. В печальной статистике на первом месте именно «северный» маршрут, Нинат Белик тоже стал его жертвой. Специалисты полагают, что одной из основных причин была неудачная конструкция лодки. Был еще один нюанс. Когда Белик подал сигнал «SOS», вертолеты береговой охраны вылетели на поиск, ориентируясь по сигналу поисковой системы «Коспас -- Сорсат». Спустя четыре часа нашли сам прибор, но… отдельно от «судна», в то время как первая заповедь гребца гласит: прибор должен быть надежно укреплен на лодке либо привязан к телу. Через две недели ирландские рыбаки нашли лодку Нината, однако его в ней не было.

А мое «судно» заложено на верфи, где сооружали лодку для известного российского путешественника Федора Конюхова. (Свой первый переход я совершил на лодке, арендованной у двух английских гребцов. ) Оно должно быть готово в январе 2003 года. Предполагается, что тогда же суденышко станет одним из главных экспонатов престижнейшего международного бот-шоу в Лондоне. Кстати, там лодка будет выставляться с логотипами компаний-спонсоров перехода. «Украина» строится обтекаемой формы, длиной семь метров и полтора метра в ширину. Сделана она из кедра и стеклопластика. В случае переворота воздушные отсеки помогут лодке принять изначальное положение. Отличие судна в том, что задняя надстройка высокая, чтобы в ней можно было сидеть в полный рост даже во время шторма.

Если отложить проект хоть на год, Украина может упустить шанс возглавить список «первопроходцев»

-- Теодор, во сколько обойдется ваш «заплыв»?

-- Общая стоимость в пределах ста тысяч долларов. Львиная доля затрат -- сооружение лодки, ее «начинка», обеспечивающая безопасность плавания (например, спутниковые телефоны, опреснители морской воды, пассивный радар). В прошлом переходе я использовал только отражатель радара, однако многих судов, шедших встречным курсом, он просто не «видел». Это особенно важно, потому что новый маршрут пролегает неподалеку от берегов США и Канады, где оживленное судоходство, могут быть айсберги, а еще киты, крупные акулы и другие хищники…

-- В какой точке намечен финиш?

-- Скорее всего, во Франции (порт Брест) либо в Ирландии. Но мне как веб-мастеру Общества океанских гребцов, штаб-квартира которого находится в Лондоне, хотелось бы дойти до британской столицы…

-- Одному уходить в океан страшно?

-- Во второй раз гораздо страшнее, чем в первый. Ведь теперь я хорошо знаю, что такое океан. Но очень хочется закрепить свой первый успех. Если отложу старт на год-два, этим путем пройдут другие, и это уже не будет столь актуально. А наша держава упустит возможность возглавить список первопроходцев…

-- Каково отношение к вашей затее родных, близких?

-- Им тоже тяжело отпускать меня, а потом ожидать возвращения из океана. Они знают, как сложен новый маршрут, и, естественно, опасаются. Зато я теперь спокойнее их оставляю. Глава Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий сдержал слово и помог в приобретении новой двухкомнатной квартиры для моей семьи. Сынишку Димку готовим к школе (ему в следующем году в первый класс), купили собачку Елека, ему уже четыре месяца…

Из досье «ФАКТОВ». Теодор Резвой -- обладатель многих званий и наград. Кавалер ордена «За мужество» III степени. Заслуженный мастер спорта Украины. Отмечен Почетной грамотой Кабинета министров Украины. Член Королевского Географического общества Великобритании (первый среди наших соотечественников). Лауреат акции «Одессит года». Почетный член Ассоциации морских капитанов Одессы. Обладатель высшего отличия Партии зеленых Украины «Золотий Соняшник».

-- Какая регалия вам дороже всего? -- спрашиваю Теодора.

-- Пожалуй, звание заслуженного мастера спорта. Знаю, когда решался вопрос о его присвоении, специалисты оказались в несколько тупиковой ситуации: таких дистанций, какую я прошел в Атлантике, в классификации нет. Ни спринтер, ни стайер…

-- Вы нацелены на новый рекорд?

-- Очень хотелось бы. Надеюсь, удастся пройти маршрут быстрее Эммануэля Куандра.