Мир

Президент владимир путин: «мы не смогли спасти всех. Простите нас»

0:00 — 29 октября 2002 eye 230

В результате спецоперации российских спецслужб в театральном центре на Дубровке в Москве 646 человек остались в живых, 117 заложников погибли

Вчера в России был объявлен национальный траур. Страна скорбела по невинным жертвам теракта, осуществленного в Москве группой чеченских боевиков. Более двух суток весь мир с тревогой следил за развитием трагических событий в театральном центре на Дубровке, где в заложниках оказались около 800 человек. Благодаря решительным действиям российских властей, большую часть пленников удалось спасти…

Лидеры многих стран уверены, что только штурм спас захваченных террористами людей от неминуемой гибели

В субботу с обращением к российским гражданам выступил президент России Владимир Путин:

«Дорогие соотечественники!

В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду, но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему.

Сегодня утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное -- спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени. Но сейчас я прежде всего хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб.

Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить.

Благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего сотрудникам спецподразделений, которые без колебания, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей.

Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом. Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это -- международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден. И будет побежден.

Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. Он сказал: «Страшно не было -- была уверенность, что будущего у террористов все равно нет». И это -- правда. У них нет будущего. А у нас -- есть».

Это заявление Владимир Путин сделал 26 октября, когда еще российские власти не уточняли количество погибших в ходе операции по освобождению заложников. В официальных сообщениях говорилось о двух пленниках, убитых террористами, и ребенке, скончавшемся по окончании штурма во время транспортировки в больницу.

В субботу успех российских спецслужб ни у кого не вызывал сомнений. Об этом в своих заявлениях говорили практически все главы государств и правительств. Президент США Джордж Буш, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Герхард Шредер, президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, премьер-министр Канады Жан Кретьен, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон поздравили Владимира Путина с впечатляющим успехом российских спецслужб и освобождением подавляющего большинства заложников. В воскресенье тон этих заявлений несколько изменился.

Вечером 27 октября специальную пресс-конференцию провел главный врач Москвы Андрей Сельцовский. Он сообщил, что в результате штурма здания театрального центра на Дубровке погибли… 117 заложников! Лишь один из них скончался от пулевого ранения. Остальные отравились газом, который применил российский спецназ, чтобы временно обезвредить террористов. Сельцовский добавил, что еще около 150 освобожденных заложников находятся в тяжелом состоянии. А всего в московских больницах находятся 646 освобожденных на Дубровке пленников.

Оказалось, что среди погибших есть и иностранные граждане. Их число вчера уточнялось. Президент США Джордж Буш в повторном заявлении подчеркнул, что российские власти заняли принципиальную и единственно верную позицию в сложившейся ситуации. Штурм был необходим. А ответственность за гибель заложников несут чеченские террористы. В таком же тоне прозвучали новые заявления лидеров других стран. Лишь Герхард Шредер вскользь отметил, что Германия все же является сторонницей мирного разрешения конфликтов.

Террористы избивали пленников ногами и прикладами

Как же развивались события в Москве в ночь на субботу, которая разделила заложников на живых и мертвых? Был ли штурм здания единственным решением в сложившейся ситуации?

В пятницу в 23. 40 по московскому времени миллионы телезрителей в прямом эфире увидели, как в ДК на Дубровке вбежал человек. После этого оперативный штаб по освобождению заложников запретил дальнейшие прямые трансляции с места событий, в целях обеспечения безопасности пленников. Примерно в 1. 15 в здании прозвучали три взрыва, а затем выстрелы. Еще через час на площадь перед театральным центром были стянуты машины скорой помощи. В штабе сообщили, что террористы вынесли двух заложников -- женщину с тяжелым пулевым ранением в живот и мертвого мужчину. Ему прострелили голову. В 3. 30 внутри прогремел еще один взрыв, за ним -- выстрелы. В начале шестого террористы распространили информацию, в которой утверждалось, что они убили заложника, напавшего с бутылкой в руках на женщину-смертницу.

Оперативный штаб вступил в интенсивные переговоры с боевиками. Напряжение возросло до предела. В 6. 23 снова раздались взрывы и выстрелы. Стало ясно, что террористы начали убивать заложников. Штаб отдал приказ спецназу брать здание штурмом…

Освобожденные пленники рассказывают, что, когда в зале стал ощущаться газ, они осознали -- власти перешли к решительным действиям. И почувствовали облегчение. Измученные люди потеряли сознание. Они пришли в себя уже на больничных койках. Помнят только то, что происходило до штурма.

Почувствовав себя в безопасности, бывшие заложники стали рассказывать правду о том, как с ними обращались боевики. У террористов были две группы. Первая -- небольшая -- общалась с переговорщиками и заложниками. Эти террористы старались вести себя более-менее корректно. Вторая же группа -- настоящие звери. Пленников били ногами и прикладами. Приказы отдавали короткие, жесткие: «Лежать! Стоять! Не двигаться! Бегом!» И было ясно, что любое неподчинение тут же приведет к пуле, выпущенной в затылок. Еду и воду не давали. Разве можно назвать едой жевательные резинки и маленькие шоколадки, которые боевики время от времени швыряли заложникам в зал?! Бывшие пленники уверены, что только штурм спас их от неминуемой гибели.

Служащие российского спецподразделения «Альфа», освободившие заложников, рассказывают, что проникали в здание в разных точках. Но везде встречали вооруженное сопротивление террористов: газ не успел на них подействовать с достаточной эффективностью. Спецназовцы стреляли по боевикам на поражение. Итог известен -- из группы террористов убиты 32 мужчины и 18 женщин. Затем часть спецназовцев взялась разминировать здание, остальные выводили и выносили заложников. Многим из пленников приходилось тут же оказывать первую медицинскую помощь. Операция по освобождению заложников длилась немногим более 40 минут…