Происшествия

Командир украинского самолета ан-74 валерий пивень: «нас водили на допрос в президентский дворец -- там есть своя маленькая тюрьма и следственный изолятор»

0:00 — 29 октября 2002 eye 453

Самолет Ан-74 донецкой авиакомпании «CABI», который власти Мадагаскара почти три месяца не выпускали обратно в Украину, наконец-то вернулся домой

Украинский самолет и шестеро членов экипажа с конца июня нынешнего года выполняли коммерческие перевозки на острове Мадагаскар у южного побережья Африки по договору между рижской компанией «RAF-AVIA» (в аренде у которой находился Ан-74 донецкой авиакомпании «СABI») и малагасийской компанией «ROC-AIR». В июне контракт был разорван, и летчики должны были вернуться на родину. Но власти Мадагаскара, не предъявляя никаких претензий к экипажу, запретили вылет самолета в установленные сроки. В общей сложности на острове пилотам пришлось пробыть два месяца и 20 дней сверх срока, установленного контрактом. С командиром донецкого экипажа Валерием Викторовичем Пивнем нам удалось встретиться уже после возвращения самолета на родину.

Летчики уже через две недели поняли, что оказались на Мадагаскаре в неподходящий момент

-- Перед нашим прилетом над восточным побережьем острова прошел тайфун -- сильно пострадал город Тамасина, -- рассказывает Валерий Пивень. -- Ураган принес большие разрушения. В зоне стихийного бедствия начались эпидемии, и наши авиаперевозки в основном были связаны с поставкой туда медикаментов, медицинского оборудования и гуманитарной помощи. Словом, обычная и нужная работа.

Но не прошло и двух недель, как летчики поняли, что они оказались здесь в самый неподходящий момент.

С приходом к власти нового (самостоятельно себя провозгласившего) президента столица начала испытывать трудности с горюче-смазочными материалами и электроснабжением, топливом приходилось запасаться впрок на побережье. Из-за нехватки горючего в базовом аэропорту самолет вынужден был брать меньше груза. А сами вылеты приходилось согласовывать теперь и с новым, и со старым правительством Мадагаскара -- несмотря на то, что в столице был новый президент, побережье острова поддерживало прежнего главу государства.

В конце мая на Мадагаскаре должны были состояться повторные выборы президента, о чем существовала договоренность обоих глав государства -- прежнего и нового. Но в последний момент новый президент отказался от второго тура. Ситуация в стране обострилась -- новый правитель начал силовыми методами устанавливать свою власть на побережье -- экономически важном регионе государства (именно по морю осуществляется подвоз в страну всех основных ресурсов).

Правда, никаких военных действий украинские летчики не наблюдали. Самое большее -- это демонстрации, которые они смотрели по телевизору. В город экипаж старался не выходить -- на каждого иностранца, вспоминают пилоты, там просто набрасываются толпы нищих, требуя милостыни.

… Но что мы отметили сразу, так это… олимпийское спокойствие местного населения, -- рассказывает Валерий Пивень. -- Дети нищих,спящие вповалку с родителями прямо на асфальте, не кричали и даже не особенно шумели. Очень спокойны и воспитаны малагасийские водители -- при полном отсутствии светофоров, наши ребята не видели ни единой аварии -- автомобилисты не пытались обгонять друг друга и вежливо пропускали пешеходов.

Сотрудники российского посольства и местная переводчица не оставили попавших в беду летчиков

Проблемы у экипажа возникли после того, как малагасийская компания «ROC-AIR» отказалась вносить предоплату рижской авиакомпании «RAF-AVIA», что должна была делать в конце каждого месяца. Сначала они просили подождать, а потом заявили, что платить не будут. И контракт, таким образом, был расторгнут. Вот после этого экипаж и начали «трясти».

Проверки паспортов по несколько раз в день, допросы, задержание командира экипажа и штурмана в Министерстве транспорта Мадагаскара.

-- Там нас продержали три часа в запертом кабинете. А потом, позже, отправили на допрос в президентский дворец -- там есть своя маленькая тюрьма и следственный изолятор, куда нас и приводили, -- говорит командир.

Сначала задержание экипажа объясняли тем, что местные власти хотят заставить малагасийскую авиакомпанию выполнить свои обязательства по контракту перед Рижской авиакомпанией -- оплатить работу летчиков.

-- Предлог был явно надуманный -- как могут волновать правительство Мадагаскара доходы компании на территории Прибалтики? -- рассуждает Валерий Викторович. -- Таким же надуманным был и другой предлог -- якобы с 21 июня по приказу нового правительства деятельность частных авиакомпаний в стране была запрещена. Но никто нам такого документа так и не показал.

Серьезным препятствием стал языковой барьер -- французскую речь иностранных собеседников летчикам переводили на английский язык. Благо, переводчица из «ROC-AIR» Марина Сандрина не оставила экипаж, несмотря на требование президента этой авиакомпании немедленно прекратить работу с нашими пилотами. (До этого во время полетов на борту самолета постоянно находились представители «ROC-AIR» и французский грузовой компании «Джодис»).

Марина сотрудничала с летчиками по доброй воле и совершенно бесплатно, просто из сочувствия к людям, попавшим в беду. Помогала писать письма, прошения, которые экипаж регулярно отправлял в различные инстанции, пытаясь добиться разрешения на вылет домой.

-- Оставаться в гостинице было опасно, -- вспоминает командир украинского борта. -- В стране -- политический переворот, ведутся поиски врагов новой власти. А тут еще и срок наших виз подошел к концу. На наши просьбы, а также просьбы посольства России продлить их нам, ответа не последовало. Находясь в чужой стране без документов, мы могли подвергнуться тюремному заключению -- как нелегалы -- с последующей депортацией. Поэтому экипаж вынужден был тайно покинуть гостиницу и поселиться в посольстве России на Мадагаскаре.

К тому времени президент малагасийской авиакомпании уже давно исчез в неизвестном направлении, не проявляя никакого участия к судьбе украинских летчиков.

-- Контакт с посольством Российской Федерации мы установили еще в первые дни своего пребывания на острове -- просто хотелось общаться хоть с кем-нибудь на родном языке, -- рассказывает Валерий Викторович. -- Но позже, вмешательство российских дипломатов спасло нас и наш самолет. Мы знали, что большую работу по возвращению борта на родину проводит МИД Украины и руководство донецкой авиакомпании «САВI». Экипаж и наши семьи очень всем за это признательны.

«До последней минуты нас пытались спровоцировать на скандал»

Поскольку бесконечные обращения летчиков во все инстанции оставались без ответа, даже в гостеприимном посольстве России жизнь становилась похожей на тюремное заключение. Территория небольшая -- метров 200--250 -- не разгуляешься. И в город без виз не пойдешь. Единственное развлечение -- первый русский телеканал, по которому иногда передавали новости и об Украине.

Родная авиакомпания «CABI» оплачивала звонки родственников из Донецка, но ответить близким, когда они вернутся на родину, ребята не могли.

-- Очень скучали по дому. Еду готовили себе сами, но такой борщ, как на Украине, там не сваришь -- капуста не такая, как у нас, даже сало не такое, -- вспоминает командир экипажа.

Конфликт закончился неожиданно, без объяснений. Только после встречи министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко с министром иностранных дел Мадагаскара Марселем Ранжевой была достигнута договоренность, по которой украинскому самолету разрешили вылететь на родину.

Эту победу летчики отпраздновали… волейбольным матчем «Донбасс -- сборная посольства РФ». Разумеется, в соревновании победила дружба. Радушные хозяева на прощанье пожелали экипажу: «Чтобы количество взлетов совпадало с количество посадок».

-- Как нас задержали безо всяких объяснений, так и отпустили -- практически молча, -- говорит Валерий Пивень. -- Правда, до последней минуты нас пытались спровоцировать на скандал. Несколько раз предлагали покинуть Мадагаскар тайно. Кстати, если бы мы поднялись в небо, то кроме гранатомета, нас бы там ничем не достали -- у Военно-воздушных сил Малагасийской республики нет своих самолетов, а у флота Мадагаскара практически нет своих кораблей. Но пролететь через воздушное пространство других стран без разрешения было невозможно. Да мы тайно бежать и не собирались -- не преступники же! А за 15 минут до вылета на родину представитель местной авиаслужбы позвонил мне и предложил перевести Ан-74 на военную стоянку, которая одновременно является и стоянкой для конфискованных самолетов. Мы, конечно, делать этого не стали. Так до сих пор и не пойму, чего они от нас хотели -- может, пополнить нашим новым самолетом свой авиапарк?